КМИС опубликовал результаты новых социологических замеров электоральных настроений украинцев. Судя по цифрам, они выгодны только двум людям: президенту Украины Владимиру Зеленскому и олигарху Ринату Ахметову. Ознакомиться с исследованием можно на сайте Киевского международного института социологии.

Отмечается, что опрос проводился с 27 мая по 1 июня текущего года. Было опрошено 2 тысячи респондентов. Отдельно подмечено, что интервьюирование проводилось путём телефонных звонков. Нельзя забывать, что такой метод обычно является самым недостоверным и даёт максимально большую погрешность в результатах. Это связано со спецификой «телефонной социологии».

Опрос касался трёх тем: президентские рейтинги, парламентские рейтинги и отдельно – вопрос об отношении ко второму сроку Зеленского. Его, надо понимать, задают не просто так.

Так, по поводу второго срока: 54,5% украинцев против того, чтобы Зеленский стал президентом во второй раз. Ещё 37% эту идею поддерживают – как мы видим, электоральное ядро у главы государства остаётся довольно внушительным. Наконец, оставшиеся проценты не смогли определиться с ответом. Из этого следует, что главный оппонент Зе на следующих выборах – это он сам, а точнее, его собственный антирейтинг в 50%+.

Расклад по президентскому рейтингу следующий:

Все остальные не преодолевают пятипроцентный барьер.

Парламентский расклад таков:

Резонно, все остальные также не преодолевают барьер в 5%.

Из этого опроса можно сделать несколько выводов. Первый и, пожалуй, самый главный: его основным заказчиком является Ринат Ахметов. Именно ассоциируемые с ним политпроекты здесь показывают феерические результаты. Мы не берёмся утверждать за всю страну, но почти 10% президентского рейтинга Смешко и 6% у партии Гройсмана – это даже не смешно.

Отметим, к слову, типичную уловку по размыванию рейтингов «бело-голубых»: в опрос, помимо ОПЗЖ и Бойко, внесён также Медведчук и партия «Наши» Евгения Мураева, что гарантированно приводит к взаимной каннибализации в общем-то единого рейтинга в 20%+, что выше, чем, к примеру, у Порошенко.

Второй вывод: рейтинги выгодны Офису президента. Да, продвигается тезис, что большинство не желает видеть Зеленского на втором сроке. Но при этом почти 40% желают, а сам президент и его политсила были и остаются самыми популярными в стране политиками. ЛОМы ОПУ наверняка подхватят это и понесут как доказательство того, что действующий глава государства является безальтернативным кандидатом на следующих выборах. К слову, один прошлый президент уже использовал безальтернативность как основную политтехнологию во время кампании – и проиграл с результатом 25% против 73%.

Наконец, третий вывод: такие опросы свидетельствуют о, фактически, старте избирательной кампании. Вполне вероятно, что нас ожидают досрочные парламентские или даже президентские выборы. Это в целом является привычным для украинской системы путём выхода из кризиса – и перезагрузки перед следующим кризисом. В конечном итоге, просто так вопросы о втором сроке в социсследования не вставляют.

В качестве ремарки добавим, что украинскую социологию, уже не раз дискредитировавшую себя откровенными подтасовками цифр под желания клиента, нельзя анализировать в буквальном смысле. Социологические опросы демонстрируют общие тенденции в обществе, а также определённые направления и «хотелки» в политике, но никогда не дают точных стопроцентных результатов. Именно в таком ключе и стоит рассматривать новое исследование КМИСа.

Автор — Никита Трачук, политолог УИП, для Klymenko Time.