Вопрос о геополитическом выборе Украины (и, в частности, вопрос вступления в НАТО) начал подниматься ещё в 1991. Однако тогда о членстве в Североатлантическом альянсе публично рассуждали лишь довольно маргинальные политики. Тема была вновь поднята уже на другом уровне во времена президентства Ющенко, однако по-настоящему значительно вопросы интеграции «Украина-НАТО» были актуализированы уже после событий 2014 года«майданной» властью, причём в приказно-ультимативной форме: западный военный блок стал «цивилизационным выбором», не поддающимся сомнению или критике.

При этом даже самая оптимистичная социология всегда показывала, что за вступление в Альянс высказываются не более 45-50% украинцев (причём без учёта неподконтрольных территорий!). Однако всё это не помешало Порошенко принять даже изменения в Конституцию, закрепив в основном законе страны, как он сам выразился, «стратегическую цель развития Украины» — интеграцию в Североатлантический альянс и в Евросоюз.

При Зеленском эта истерия, казалось, несколько поутихла. На дебатах будущий президент и вовсе призывал прекратить «стучаться в двери, где никто не ждёт». А ещё в сентябре 2019 глава МИД Кулеба заявлял, что Украина не станет педалировать вопрос получения ПДЧ. Однако у «зелёных», как всегда, семь пятниц на неделе и вот теперь министр обороны говорит, что уже в 2021 наша страна должна получить план действий по членству в НАТО.

Что означают эти пертурбации и каковы реальные перспективы интеграции Украины в Альянс? Разбирались в материале Klymenko Time.

«Внести вклад» в деятельность НАТО и получить ПДЧ на следующем саммите: о чём говорил Таран в интервью

Показательное с точки зрения настроений, царящих во власти и тезисов, которые их подкрепляют интервью министра вышло на «Правительственном курьере» вечером 5 декабря. В нём глава оборонного ведомства фактически слово в слово повторил высказывание Порошенко о том, что вступление в НАТО является «стратегическим курсом государства» и «ключевым приоритетом национальных интересов» страны.

Из года в год, утверждает Таран, Украина увеличивает объёмы сотрудничества с военным блоком в рамках особой программы «партнёрства расширенных возможностей». Вспомнили и президента: именно Зеленский утверждал национальную оборонную стратегию, в которой ставил цели максимально быстро привести вооружённые силы страны к стандартам Альянса, провести все необходимые реформы в военной отрасли, а также получить, наконец, заветный план действий по членству.

Министр отметил как достижение участие ВСУ в международных натовских операциях. В частности, были упомянуты «урегулирования кризисов» в Афганистане и Косово, постоянные совместные военные учения, а также прохождение украинскими офицерами службы в структурах Альянса (что, кстати, некоторыми представителями ещё прошлой власти отрицалось).

Отдельно Таран заявил, что Украина готова ещё больше «вкладываться» в НАТО.

«Мы готовы увеличить национальный вклад в операции под руководством НАТО, направить к работе… дополнительный военный и гражданский персонал, приступить к выполнению практических мероприятий…», – сказал глава Минобороны,

Это означает, что наша страна потратит ещё больше финансовых и человеческих ресурсов ради сомнительной перспективы членства в блоке.

Также министр рассказывал о «всё увеличивающейся» поддержке НАТО Украины, о материально-финансовой помощи в рамках трастовых фондов (через которые Альянс фактически выделяет средства на войну в Донбассе), о постоянных реформах в оборонном секторе (новая военная культура, улучшение технического обеспечения ВСУ, внедрение современной системы менеджмента военных ресурсов, etc), и конечно же об успешном сдерживании вот уже почти 7 лет российской агрессии.

Именно последнее, по мнению Тарана, является ключевым маркером успешности реформ оборонной отрасли. В качестве резюме всего интервью министр вновь выразил надежду, что уже на следующем саммите НАТО, который пройдёт в начале 2021 года, Украина получит-таки наконец заветный ПДЧ и сможет начать подготовку непосредственно ко вступлению в Альянс. Однако так ли всё просто и гладко?

Что такое ПДЧ и какие реальные перспективы Украины стать членом Альянса?

Отметим интересный факт: Украина – первое в мире государство, в котором ради прописывания стратегической цели вступления в НАТО была изменена Конституция. Подобные действия (специальные законы, программы и стратегии) имели место в Латвии, Грузии, Словакии, Молдове (с оговорками) и Венгрии. Однако основной закон страны ради НАТО ещё не менял никто, здесь наша страна – гарантированный первопроходец.

Пожалуй, главным условием для членства в Альянсе является согласие всех его членов на расширение границ блока. Проще говоря, консенсус. Если он есть (спойлер – сейчас его нет), то начинается непосредственно подготовка и работа по интеграции страны в НАТО. Для этого длительное время обсуждаются конкретные механизмы, расписывается программа действий, проводятся консультации, брифинги и встречи с экспертными группами. Вся совокупность этих действий называется «план действий по членству» – ПДЧ. Он представляет собой международный документ, на основе которого и происходит официальное вступление государства в Альянс. При этом никакие общенациональные опросы, референдумы, специальные законы или даже изменения Конституции никоим образом на ускорение интеграции не влияют и никакой юридической международной силы не имеют.

В этом контексте интересно было бы вспомнить далёкий 2008 год. На тот момент Украина при власти «оранжевых» уже 4-й год прилагала усилия по получению ПДЧ. Однако на саммите блока в Бухаресте заветного документа наша страна так и не получила – справедливости ради, во многом благодаря «антилоббизму» российской стороны, с которой попросту не захотели идти на конфронтацию.

12 лет назад коллективный Запад не решился на такой открытый конфликт с Россией, понимая, к чему это может привести. Изменилась ли ситуация за все эти годы? Естественно. Вот только не в нашу пользу.

Во-первых, столь сильно обострять и так непростые отношения с РФ никто сегодня не готов. Во-вторых, даже не вступление – получение Украиной всего лишь плана по вступлению в НАТО гарантированно приведёт к большому геополитическому кризису, значительно повышая вероятность обострения в Донбассе и в целом ставя мир на грань международного военного конфликта. В-третьих, никаких конкретных выгод от слабой, бедной и коррумпированной Украины Альянс не получит, а вот издержек понесёт изрядно. В-четвёртых, Украина банально не соответствует натовским оборонно-техническим стандартам. Наконец, в-пятых: большая часть страны даже в 2020 году, даже без Крыма и Донбасса, всё ещё против вступления в НАТО.

Эти 5 причин, названные навскидку, уже гарантированно отдаляют нашу страну от членства в Альянсе на неопределённый срок. А если провести более детальный анализ, таких причин найдётся ещё больше. Но по сути, главная причина одна: НАТО просто не нужна Украина в качестве полноправного члена.

К слову, в украинском обществе и даже в экспертной среде ходит распространённое заблуждение. Якобы в члены Альянса не берут с нерешёнными территориальными вопросами. Однако в тексте Североатлантического договора от 1949 года об этом нет ни слова. А вот в стандартизированном тексте ПДЧ от 1999 года и впрямь сказано, что от стран, претендующих на членство, «ожидается урегулирование…. территориальных споров… мирными средствами в соответствии с международными принципами». Впрочем, мы полагаем, что объяснять разницу между формулировками «ожидается» и «требуется беспрекословно» не стоит. Важно также понимать, что ПДЧ прорабатывается индивидуально под каждую страну, с учётом всех её проблем и особенностей, в том числе территориального характера.

Резюмируя, можно сделать вывод: да, Украина может в теории стать членом НАТО. Но только тогда, когда самому блоку это будет выгодно. А до тех пор все заявления министров или глав государства, все законы, программы, опросы и даже изменения Конституции – не более чем ширма и вывеска, призванная прикрыть видимостью евроатлантической интеграции полное отсутствие последней.

Автор — Никита Трачук, политолог центра ИНПОЛИТ, для Klymenko Time