Глава МВД вскоре отметит шестую годовщину своего пребывания на занимаемой должности.

Писатель Альберт Джей Нок однажды сказал: «Нет ничего более постоянного, чем временное». Действительно, история знает немало примеров, когда «временные правительства» и их «временные меры» задерживались на годы, а то и на десятилетия. В определённом смысле к таким кейсам можно отнести и Украину: «временно затянув пояса» в 2014, наша страна до сих пор пребывает в системном кризисе всей государственной модели, а большинство населения не совсем понимает, куда же мы движемся.

Времена Майдана давно прошли, и «майдановская когорта» в госуправлении, дискредитировав себя коррупцией и провалом реформ, практически исчезла из политического поля, уступив места «новым лицам». Однако в высших эшелонах украинской политики есть человек, который неизменно, с первого дня окончания протестов в центре Киева и демонтажа режима Януковича, остаётся в своём министерском кресле.

За почти 6 лет, прошедших с момента свержения «регионовской» власти, этот человек, занимая один из ключевых постов в государстве, преодолел ряд кризисов, обвинений и атак против себя. Тем не менее, ему удалось не только выстоять, но и ощутимо нарастить влияние, выстроив коммуникацию с рядом важных игроков как внутри Украины, так и за её пределами, а также подчинив себе формальный и, как считают многие эксперты, часть неформального силового блока страны. Речь идёт о посте главы МВД, который с 22 февраля 2014 бессменно занимает Арсен Аваков.

С приходом к власти Зеленского и его команды, которые шли с лозунгами «новых лиц» и тотального обновления всей политической элиты на всех уровнях, упорно муссировались слухи, что Авакова «попросят». По сути, единственный «майдановский» министр, да ещё и управляющий столь непростым министерством, действительно аккумулировал вокруг себя немало негатива за эти годы. Тем не менее, вот уже почти полгода, как сформирован новый Кабмин – и Аваков всё ещё там.

Некоторое время назад в СМИ и экспертной среде заговорили, что он может быть кандидатом на пост премьера после практически неизбежной отставки Гончарука. В последние же дни вновь активизировались разговоры, что руководитель МВД может вскоре поменяться. Какое же место занимает Аваков в сегодняшней структуре украинской власти и каковы его дальнейшие политические перспективы?

Арсен Аваков в составе нового Кабмина, фото Михаил Федоров / Facebook
Арсен Аваков в составе нового Кабмина, фото Михаил Федоров / Facebook

Из беженца – в министры: как Аваков возглавил МВД и чем занимался на этом посту

Положение Арсена Авакова далеко не всегда было прочным. В 2011 году ему пришлось покинуть Украину в связи с уголовным преследованием – как говорил сам будущий министр, «по политическим мотивам». Лишь к концу 2012-го, уже после парламентских выборов, он вернулся, став народным депутатом 7 созыва. Аваков активно поддерживал Майдан, занимаясь инфраструктурой протеста: он обеспечивал поставки продовольствия, следил за баррикадами и был одним из кураторов палаточного лагеря. После отстранения 21 февраля 2014 экс-министра МВД Виталия Захарченко от должности уже на следующий день Аваков сел в его кресло, став и.о. Спустя 5 дней, 27 февраля, он официально возглавил МВД. Соответствующее решение было принято «Советом Майдана» и позже поддержано правительством.

На своей должности уже в первые месяцы министр провёл ряд крупных кадровых перестановок, уволил из тогда ещё милиции до 20 тысяч личного состава в связи с политикой люстрации, а также был одним из основных двигателей реформы полиции. Аваков обеспечил спокойный ход выборов президента в 2014 году, возродил Национальную гвардию, а также стал одним из ключевых игроков партии «Народный фронт» (формально он числился членом «военного совета», так как по закону не мог вступить в партию).

К 2017 году, «пережив» правительство Яценюка и сохранившись в правительстве Гройсмана, Аваков сосредоточил в своих руках максимальное количество силовых ведомств украинского государства. Национальная полиция, Государственная пограничная служба, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, Национальная гвардия, а также Государственная миграционная служба – все эти структуры находятся в прямом подчинении министра МВД. Фактически он был едва ли не главным альтернативным центром власти при режиме Порошенко, из-за чего, по словам советника и давнего партнёра Авакова Антона Геращенко, почти всё время президент и министр МВД находились в состоянии конфликта.

Порошенко также был заинтересован в концентрации власти, однако глава Министерства внутренних дел не желал делиться ею с уже экс-гарантом. Аваков, помимо контроля над силовым блоком, имел колоссальное влияние на вторую в парламенте партию «Народный фронт», а также, по мнению многих СМИ и экспертов как внутри Украины, так и за рубежом, обладал устойчивой коммуникацией с некоторыми праворадикальными уличными группировками и движениями. Прежде всего, речь идёт о партии «Национальный корпус» и её молодёжном крыле «Национальные дружины», чьё военизированное подразделение – полк «Азов» – входит в состав Национальной гвардии и подчиняется Авакову.

Нынешнее положение главы МВД

В 2019 году Аваков активизировал свою политическую деятельность. Ему удалось наладить контакт с представителями американского политического истеблишмента (частью демократов и лично экс-послом США в Украине Мари Йованович), в результате чего к весне 2019 Аваков занял роль «арбитра» и «гаранта» честных и прозрачных выборов. В том числе именно его бескомпромиссная позиция по соблюдению порядка и законности во время волеизъявления граждан (которая, впрочем, была продиктована прежде всего личными интересами, но никак не альтруизмом) стала предохранителем против масштабных фальсификаций («сетки") и позволила победить Владимиру Зеленскому.

Тем не менее, после прихода к власти действующего президента позиции Авакова казались не лучшими. Он был одним из главных "столпов" постмайданного режима, и значительная часть населения ассоциировала его именно с предыдущей властью. Министр был единственным человеком, кому удалось сохранить свой пост в правительстве, начиная с февраля 2014.

При этом за Аваковым тянулся шлейф из различного рода неприятных историй, связанных как с коррупционной составляющей (от ставших притчей во языцех "рюкзаков Авакова" до обвинений со стороны грантовых активистов в создании теневого бизнеса), так и с его непосредственно профессиональными качествами (регулярные "факапы" новой полиции). Все вышеперечисленные претензии к министру, казалось, подводили черту под его на тот момент 5,5-летним управлением Министерством внутренних дел. Однако после формирования правительства Гончарука Аваков… в очередной раз сохранил свою должность.

Согласно информации Telegram-каналов, близких к Офису Президента, а также публикациям некоторых СМИ, решение это далось Зе-команде нелегко. Авакова (опять) оставили "временно" и под "личную ответственность" президента Зеленского. Вероятнее всего, было 3 основных причины, по которым неоднозначный министр не покинул свой пост.

  1. Страх Зеленского и команды перед улицей. Именно Аваков был и по сей день остаётся единственным гарантом хотя бы условного порядка на улицах. Он контролирует как силовой блок, так и часть радикальных группировок. Пока президент и его команда сохраняют "вооружённый нейтралитет" с министром, у главы государства есть негласные гарантии, что толпа вооружённых националистов не придёт свергать его уже по-настоящему.
  2. Внушительный массив компромата, имеющийся у Авакова. Высокопоставленные офицеры, ранее работавшие в МВД, в разговорах не под запись признавались журналистам, что "у Арсена есть папка на каждого". Авакова можно назвать "украинским лордом Варрисом", чьи "пташки" в виде подчинённых за годы пребывания министра на должности собрали немало компрометирующих материалов на всех мало-мальски значимых игроков во власти. Учитывая тот факт, что по-настоящему новым лицом на тот момент был, по сути, лишь сам Зеленский, его окружение явно было заинтересовано в том, чтобы убедить президента повременить с отставкой министра МВД.
  3. Фактор Коломойского. Скандального миллиардера Игоря Коломойского и главу Министерства внутренних дел много лет связывают как политические, так и бизнес-интересы. Журналисты не единожды фиксировали, как кортеж олигарха приезжает к зданию МВД и стоит там минимум по нескольку часов. Сам Коломойский в свойственной ему манере заявлял, что Аваков – его "старый друг", к которому он часто приезжает "поговорить за жизнь". Логично предположить, что имеющий определённое влияние на президента бизнесмен мог в нужный момент посоветовать не трогать Авакова.

Таким образом, даже несмотря на уличные протесты, министр в очередной раз остался на должности. За это время он, по данным журналистов, смог выстроить прочную коммуникацию с помощником Зеленского Сергеем Шефиром, что прибавило ему авторитета на Банковой. Также он отметился в резонансном "деле Шеремета", которое всколыхнуло общество и в которое удалось вовлечь даже президента. Депутаты, близкие к министру (в частности, Денис Монастырский) в интервью говорят, что "его время ещё не вышло" и что дело об убийстве белорусского журналиста находится на личном контроле главы МВД, что можно трактовать как то, что пока Аваков не собирается никуда уходить.

При этом отношения с западными партнёрами, судя по всему, ухудшились, о чём свидетельствует ряд "антиаваковских" публикаций и расследований в грантовых медиа, аффилированных с демократической элитой США. Как бы там ни было, на конец января 2020 Аваков остаётся в своём кресле, являясь одним из самых влиятельных "тяжеловесов" в украинской политике. Вполне вероятно, что уже менее чем через месяц он отметит шестую годовщину своего пребывания на должности главы МВД.

Владимир Зеленский и Арсен Аваков, 24tv.ua
Владимир Зеленский и Арсен Аваков, 24tv.ua

Амбиции есть: дальнейшие варианты и перспективы для Авакова

То, что властных амбиций действующему министру внутренних дел не занимать, – очевидный факт, который легко подтверждается постоянным нарастанием влияния Авакова внутри Украины. Помимо уже упомянутого налаживания коммуникации с президентом через Шефира, об этом свидетельствует и "группа Авакова" – журналистское обозначение ряда депутатов, прошедших в парламент и близких к министру (тот же Денис Монастырский, являющийся главой профильного правоохранительного комитета, или экс-советник Авакова Илья Кива). Есть своя квота у Авакова и в ГБР. Министр также нашёл выход на руководителей САП: антикоррупционная прокуратура не раз была замечена в передаче резонансных дел под юрисдикцию МВД, где они впоследствии благополучно "сливались".

Под контролем Авакова остаются силовые структуры и некоторые радикальные группировки. Всё это в сумме даёт возможность "качать" ситуацию на улицах в случае необходимости. Хрестоматийный пример – протесты по поводу рынка земли с участием "Нацкорпуса" и его лидера Андрея Билецкого. После разгона демонстрантов полицией в соцсетях появилось немало мемов на тему "сам собрал – сам разогнал". Экспертное сообщество же отнеслось к произошедшему более серьёзно, усмотрев в этой ситуации сигнал министра МВД Офису Президента и лично Зеленскому.

В команде президента наверняка осознают уровень влияния и потенциальную опасность Авакова. Не зря ведь одним из первых законопроектов, поданных Зеленским, была попытка переподчинить Нацгвардию лично себе. Однако проект закона не то что не был вынесен на голосование, а даже не рассматривался профильным комитетом под руководством того самого депутата Монастырского. Несмотря на всё это, у Зеленского понимают, что Аваков пока необходим (прежде всего – как предохранитель от массовых протестов) и с ним приходится считаться.

В контексте всего вышесказанного логично предположить, что "на покой" министр явно не собирается. Он сконцентрировал в своих руках немало власти и продолжает наращивать влияние и авторитет. Вероятнее всего, ещё какое-то время он однозначно пробудет министром внутренних дел (от нескольких месяцев до года), однако и после этого либо останется в правительстве "серым кардиналом", сохраняя власть даже на более низком посту, либо "пойдёт на повышение" в премьер-министры. Учитывая опыт, связи, а также способность к интригам и многоходовым комбинациям, это может создать в Украине фактическое двоевластие, причём абсолютно не в пользу Зеленского.

На данном же этапе Аваков остаётся уверенным игроком украинской политики. Однако во многом он стал таким на фоне тотальной некомпетентности и неопытности "новых лиц" и "молодой генерации", что в очередной раз свидетельствует о серьёзном кадровом дефиците как острейшей проблеме украинского госаппарата. Учитывая "матёрость", хватку и дальновидность министра, а также прогнозируемый в обозримом будущем запрос на "сильную руку" и "крепких управленцев", можно с уверенностью предположить, что Аваков найдёт место в грядущих политических реалиях.

Никита Трачук, политолог, специально для TK Media