Глобальных уступок со стороны России ждать не стоит.

25 января 2020 года российские СМИ сообщили об уходе со своего поста Владислава Суркова. Сурков являлся негласным куратором непризнанных республик (и всего украинского направления) со стороны России. Об этом в своем Telegram-канале сообщил известный в РФ политолог, прямо аффилированный с Сурковым, Алексей Чеснаков.

На момент публикации отставка официально не принята, соответствующего указа президента России нет. Тем не менее, Чеснаков еще раз подтвердил, что уход Суркова с должности решен и обжалованию не подлежит. Что касается официальной части, то она будет обнародована в ближайшее время.

Озвученная Сурковым через Чеснакова причина отставки — «смена курса по Украине». А за день до этого Путин назначил бывшего вице-премьер-министра РФ Дмитрия Козака (на своём посту занимался курированием Крыма в 2014 году и экономического блока «ДНР-ЛНР») на должность замглавы администрации президента. С высокой долей вероятности можно утверждать, что в РФ произошла «рокировка» по украинскому направлению, и теперь его будет курировать Козак, а Сурков займёт какую-нибудь другую должность.

В отличие от Суркова, Козак известен более компромиссной (но, парадоксально, и не менее жесткой) позицией по украинскому вопросу. Его отличительной чертой является умение быстро договариваться по сложным кейсам. Снятие Суркова и назначение Козака породило немало обсуждений. Многими политологами, журналистами и экспертами высказывались предположения, что это означает скорую смену линии Кремля в отношении Украины, едва ли не до глобальных уступок и отказа от «республик». Но так ли это?

Кто такой Владислав Сурков

Сурков является одной из самых известных и долгоживущих фигур в российской политике. Он начинал свою управленческую карьеру ещё в 1999 году с работы в администрации президента. Опытнейший политтехнолог и чиновник топ-уровня, Сурков известен как один из теоретиков и идеологов современного российского государства и его внешней политики. В отличие от многих других коллег, Сурков никогда не был простым исполнителем принятых решений. Он работал со смыслами и идеями, формируя и задавая повестку дня в РФ.

Владислав Сурков и Владимир Путин
Владислав Сурков и Владимир Путин

Именно Сурков является архитектором современной политической модели России, которую можно определить как «управляемая демократия» или «путинизм» (в терминологии самого Суркова). Интересный факт, что свою бизнес-деятельность будущий советник президента РФ начинал в 1987 у его же будущего конкурента и оппонента, Михаила Ходорковского.

Он возглавлял рекламный отдел Центра межотраслевых научно-технических программ «Фонда молодёжной инициативы», а в 90-х работал в компании Ходорковского «Менатеп». Это не помешало впоследствии косвенно сыграть против своего же экс-начальника (придуманная Сурковым технология с партией «Родина», которая значительно ослабила влияние КПРФ, одним из основных спонсоров которой был Ходорковский).

Именно Сурков смог убедить Путина в необходимости борьбы с «оранжевой угрозой» в РФ после 2004 года (первый майдан в Украине), что стало поводом для постепенного «закручивания гаек» внутри российской системы. Бывшие коллеги вспоминали, что Суркову было скучно заниматься рутинными задачами, он мыслил категориями идей, проектов и смыслов. Неудивительно, что именно такой человек стал близким помощником президента Путина и с началом второго майдана в 2013-2014 годах начал курировать Украину.

Несмотря на общий «патронаж» украинского направления, в «ДНР-ЛНР» Сурков занимался преимущественно политическими процессами и идеологией. Также в свое время Сурков был спецпредставителем РФ по Украине, подобно Курту Волкеру, занимавшему аналогичную должность со стороны США. Помощник российского президента считался одним из ключевых людей по «Минску-2» и был известен как сторонник абсолютной бескомпромиссности в вопросе выполнения Украиной соглашений, что нередко создавало конфликтные ситуации в рамках переговорного процесса.

Почему он покидает свой пост

Существует несколько версий, почему чиновник покидает украинское направление: от внутренней борьбы до попытки замылить глаза со стороны России — что на самом деле впоследствии никто никуда не уйдет. Однако, пожалуй, самым главным предположением в отечественной медиа-среде является скорая смена политики Москвы в отношении Донбасса.

Прогнозируется смягчение, серьезные уступки и даже отказ от «ДНР-ЛНР» и возвращение Украине Донбасса едва ли не на украинских условиях. Что ж, всегда хочется верить в лучшее, но практика показывает, что такая вера бывает губительной. Не стоит ожидать никакой стратегической смены повестки России по Донбассу.

Во-первых, для этого нет предпосылок (экономических, политических, социальных и других), следовательно и РФ незачем что-то глобально менять.

Во-вторых, Россия, в отличие от Украины, имеет гораздо больше ресурсов (в том числе времени) и запаса институциональной прочности.

В-третьих, Россия занимается государственным планированием как минимум в средне-, а то и в долгосрочной перспективе, чего явно не скажешь об Украине. На практике это означает далеко идущую «игру» северо-восточного соседа на 10-15 лет вперед. Наша страна едва ли может похвастаться такими горизонтами планирования.

В-четвертых, Украина является объектом, а не субъектом геополитического противостояния, и РФ пока не намерена отказываться от использования нашей страны в качестве инструмента этого противостояния.

В-пятых, «республики» уже достаточно сильно интегрированы в РФ, чтобы делать разворот на 180 градусов, а в случае отказа от них (проявления слабины) на Россию начнут давить дальше — к примеру, по вопросу Крыма.

Вероятнее всего, причиной ухода Суркова стало его банальное несоответствие занимаемой должности и связанная с «шатающимся креслом» аппаратная борьба внутри администрации президента. Дело в том, что политику России в отношении Украины (курируемую Сурковым) едва ли можно назвать успешной. Программа-минимум (внутренняя нестабильность, затруднение евроатлантической интеграции, системный кризис) выполнена, да и то с оговорками.

А вот идти на серьезные уступки в контексте Минских соглашений или смены политики в отношении РФ Киев отказывается, ситуация в «республиках» очень сложная из-за коррупции, бедности, бесперспективности, туманного будущего разрушенного войной региона и без пяти минут гуманитарной катастрофы, а действия России по интеграции этих территорий пока не дают ожидаемого эффекта.

При этом пророссийская идея в Украине практически полностью маргинализирована. Единственная публичная условно пророссийская партия ОПЗЖ погрязла в скандалах и не пользуется большой популярностью, лишь формально являясь второй партией в стране, а новый пророссийский проект, по информации Telegram-каналов, связываемых с Андреем Богданом и Кириллом Тимошенко, только на стадии подготовки и явно «не успевает» к ближайшим выборам.

Технология soft power («мягкая сила" — влияние через ЛОМов, культурные инициативы, фонды) Россией в Украине хоть и частично используется, но этого явно недостаточно для серьезной смены общественного мнения и политической конъюнктуры.

Все это заставляет резюмировать, что со своей задачей в рамках украинского направления Сурков банально не справился. Именно это и стало главной причиной его отставки и замены на Дмитрия Козака.

Кто такой Козак и чего от него следует ожидать Украине

Слухи о том, что Суркова может заменить Козак, появились еще в 2019 году, когда выборы выиграл действующий президент Владимир Зеленский. Этот тезис разгонял ряд крупных российских Telegram-каналов (среди которых и "Незыгарь", который традиционно связывается с одной из "башен Кремля").

Однако тогда информация осталась лишь на уровне слухов, и помощник российского лидера свой пост сохранил. При этом, как выяснилось впоследствии, фактически Сурков постепенно сворачивал работу по украинскому направлению уже с января 2018 года — вероятнее всего, осознавая полный тупик российско-украинских отношений, ставший очевидным даже самым ярым скептикам уже в 2017-2018 годах.

Российские издания со ссылкой на источники в аппарате президента сообщают больше: после поражения Порошенко экс-куратор украинского направления и вовсе свернул какую бы то ни было работу по нашей стране. С тех пор все инициативы исходили либо от Виктора Медведчука, либо от помощника президента Украины Андрея Ермака и тогда ещё замглавы правительства РФ Дмитрия Козака.

Коммуникация, сложившаяся между Ермаком и Козаком (который, по иронии судьбы, обладает чисто украинской фамилией и сам этнический украинец — выходец из Кировоградской области), достойна отдельного внимания. Уровень их взаимоотношений на порядок выше, чем был у Ермака с Сурковым (о чём заявляли оба).

Считается, что именно с действиями Ермака-Козака связана "вооруженная оттепель" в отношениях между нашей страной и Россией. Все вопросы двухсторонних отношений с РФ с момента избрания Зеленского — обмены, газовые переговоры, прямые встречи и звонки, нормандский формат, переговоры по Минску — курировали Ермак с украинской стороны и Козак с российской.

Сам Козак, как и его предшественник, находится на государственной службе с 1999 года. Он так же, как и Сурков, проходил военную службу в спецназе ГРУ. В своё время Козак занимался вопросами урегулирования на Северном Кавказе, а также курировал Олимпиаду-2014 в Сочи. Сегодня Козак, как и Сурков, является одним из ключевых игроков в российской властной архитектуре и окружении президента Путина.

Тем не менее, есть несколько важных отличий между "старым" и "новым" куратором РФ по Украине. Дмитрий Козак, в отличие от предшественника, привыкшего оперировать глобальными идеями и геополитическими концепциями, мыслит скорее в духе "реальной политики" здесь и сейчас. Он руководствуется прежде всего экономическими и прагматическими, а не идеологическими интересами в отношении своей страны. Несмотря на жесткий, даже грубый стиль переговоров, он при этом известен как человек, способный на быстрое решение сложных кейсов и на подчас даже кажущиеся немыслимыми компромиссы.

Хрестоматийный пример: именно Козак весной-летом 2019 смог обеспечить ситуативный альянс и баланс интересов США, ЕС и РФ в Молдове, что привело к тотальному разгрому национальной олигархии в лице крупного бизнесмена и фактического правителя страны Владимира Плахотнюка. Также Козак добился серьезного укрепления позиций считающегося пророссийским президента Молдовы Игоря Додона, который ранее исполнял в государстве чисто декоративные функции.

С приходом к власти Зеленского Козак планомерно отбирал у Суркова рычаги влияния на Украину, выстраивая собственные коммуникации и успешно решая возникающие ситуации. К слову, о масштабной коррупции на выделяемых Россией деньгах в "ДНР-ЛНР" российскому руководству стало известно именно благодаря Козаку. Все это в сумме и стало причиной назначения его на должность куратора украинского направления.

На момент окончания каденции Порошенко российская политика в отношении Украины зашла в очевидный тупик. С приходом к власти Зеленского началась "холодная оттепель" и осторожная разморозка контактов. Сегодняшняя ситуация требует новых подходов, которые, считают в Кремле, сможет реализовать Козак.

Как уже упоминалось, стратегическая линия РФ по Украине останется неизменной. Однако ряд тактических уступок и шагов "на местах" сегодня однозначно прогнозируем.

Во-первых, это разрядка гуманитарной ситуации в виде последующих обменов, снижения "языка ненависти" и агрессивной риторики на уровне государства и СМИ, продолжения попыток развода войск и открытия новых пунктов пропуска на линии разграничения — то есть все то, что и так происходит последние полгода.

Во-вторых, в вопросе "Минска-2" также следует ожидать шагов навстречу. Отказаться от "минского формата" на данный момент нельзя, но его можно расширить, дополнить, прописать ряд пунктов более детально и компромиссно для сторон.

В-третьих, будут продолжаться активные переговоры между Украиной и РФ (публичные и непубличные). Вероятнее всего, состоится Нормандская встреча.

В-четвертых, можно ожидать и других компромиссов от РФ: к примеру, допуск на границу сил ОБСЕ или замена руководителей "республик" на абсолютно нейтральных людей (маловероятно).

РФ важно показать (прежде всего для внутренней аудитории), что она "своих не сдает" и идет до конца, но при этом является договороспособным и открытым к компромиссу государством.

Украине (прежде всего Зеленскому) важно сохранить образ миротворца и коммуникатора, но не допуская "капитуляции".

Однако стратегическую линию в отношении друг друга оба государства пока менять не намерены, при том, что РФ обладает гораздо большим количеством ресурсов, силы и опыта для продолжения своей политики, в отличие от нашей страны. Разница и в подходах: Ермак заявлял о приверженности "экспресс-дипломатии", в то время как Козак, хоть и способен решать вопросы оперативно, все же является субъектом российской политики, умеющей играть вдолгую.

Кто кого переиграет и найдут ли стороны компромисс — покажет ближайшее время.

Никита Трачук, политолог, специально для TK.Media