- Приходите на молитву за спасение души!
- Вы из секты?
- Нет! Что вы?!
- А жаль.

Случился на днях со мной такой курьез. Стою в метро. Не трогаю никого. И вообще существую в этот момент в параллельной реальности. И тут в эту самую реальность врывается мужчина средних лет, тычащий мне в руку какой-то листок. На листке оказался выписан горячий призыв прийти на молитву за спасение души. Ну…, раз уж все равно пришлось снять наушники, то почему бы не порассуждать о вечном?

Спор наш был короток, и, в полном соответствии с его ожиданиями, окончательно убедил моего собеседника во-первых — в скором армагеддоне, во-вторых — в безраздельном царствовании Сатаны как минимум на территории Киева и Киевской области, в третьих — в том, что сирых нас и убогих нужно лечить и обращать в веру во имя нашего же блага и во спасение наших же душ. ИМХО, могу только представить, как же страшен этот мир с его точки зрения!

По результатам моих наблюдений количество таких душеспасителей на единицу площади все увеличивается. При должном везении можно встретить двух-трех за один проезд в метро, начиная от батюшек всех возможных епархий и заканчивая совсем уж экзотическими представителями каких-нибудь «свидетелей столкновения небесных сфер».

Это я все к чему? Это я к тому, что суть сего явления подчиняется все тому же банальному принципу — спрос рождает предложение. Есть люди, и их количество неустанно растет по-моему, которые особенно остро в нынешние смутные времена нуждаются в дадении им смысла жизни, проведении по этой самой жизни, исцелении души и обещании всевозможных райских благ после окончания их бренного существования.

И вот тут, как на новогоднем ёлочном базаре, вступает в дело тот самый упомянутый принцип. Начинают появляться проповедники всех возможных мастей и разной степени святости, находящиеся, соответственно, в различной степени приближения к Богу. Иногда мне кажется, что у некоторых даже есть его мобильный. Вспомним хотя бы апостола Мунтяна! Ве-ли-кий че-ло-век! Апостол! Мунтян, в конце-концов! Каноническая церковь просто нервно курит в сторонке. Такой прирост прихожан в такие короткие сроки! Да ему пора читать лекции по продвижению религиозных учений в соц сетях.

В противовес все более набирающему обороты учению Великого Мунтяна, старообрядцы все еще ходят по домам, пробираются в подъезды, звонят в двери и предлагают поговорить о Боге. Да, их еще есть. И у них свой подход. И он тоже работает. Их подход более личностный, не предполагающий быстрого наращивания количества фоловеров, но ориентированный на приобретение лояльного постоянного клиента. И, кстати, они неустанно снижают возрастной порог входа. Молодцы!

Прежде чем перейти к классической церкви, упомянем моего давешнего знакомого. Его подход — это охват максимальной аудитории. Из пушки по воробьям — да, но эффективно с точки зрения соотношения затрат к результату.

Ну, теперь о тяжеловесах. Каноническая церковь! Не суть какого патриархата и направления. Она также тяжеловесна, как французская система социальной защиты. Это мега корпорация. Это такой себе Майкрософт в религиозном мире. Она огромна и монструозна, но продолжает работать во благо своих создателей. Основные принципы привлечения последователей мало изменились со времен раннего средневековья. Это, в основном, семейный и социально-общественный подход, хорошенько замешанный на традициях. В последнее время, надо сказать, стали явно заметны некоторые новые веяния. Начали привлекать новый менеджмент, видимо.

И уже совсем где-то в сторонке стоят кришнаиты, буддисты и синтоисты (говорят, есть уже у нас в Киеве). Это такие современные религиозные хипстеры.

При этом фоловеры каждого из течений неистово спорят между собой о том, чей же Бог более настоящий и кто правильнее ему молится — это как спор приверженцев молекулярной кухни и традиционного салата оливье.

К чему это все я? Это я к тому, что любые религиозные течения куда ближе по сути к бизнес-моделям, чем к источникам духовности. Религия и духовность, как учит нас история, а тетка она вовсе неглупая, вообще не тождественные понятия. И хорошо бы, чтобы мы научились наконец это понимать!!! Религиозный человек есть вовсе необязательно духовным. Вспомните-ка быстренько все четыре крестовых похода, тихую Варфоломеевскую ночь, испанскую инквизицию и, как уж тут забыть!, появление конкистадоров в Южной Америке. Все они были крайне религиозными людьми. И, показательный пример — ранние христиане. Восхитительные люди!

Ах да, чуть не забыла о современных североафриканских государствах с их бэби-исламом.

Почему так популярна религия? Потому что религия, не вера! (это совершенно разные понятия), предлагает простое решение сложных проблем. А именно — зачастую просто снимает ответственность с исстрадавшегося последователя. «Все происходит по воле Божьей» — самая замечательная фраза (в разных религиозных течениях может звучать с небольшими вариациями). Она объясняет все: начиная от происхождения мира, заканчивая куда более глобальным вопросом — откуда у соседа деньги на новую квартиру? И вот уже нет необходимости самообразовываться, развивать критическое мышление и осознанный подход к существованию.

Религия — это как доставка еды на дом. Есть меню, которое более-менее покрывает предпочтения целевой аудитории. Каждый выбирает, что ему по душе (буквально). Быстрая доставка пока запрос актуален и, вуаля, — win-win! Только вот подленький вопросик — кто же получает наибольший профит?

Так что же делать бедному, изголодавшемуся по истинно духовной пище хомо сапиенсу? Ну, как вариант, можно попробовать разные службы доставки. А там, глядишь, наступит светлый день, когда еще неуверенный, но уже осознанный хомо сапиенс возьмется САМОСТОЯТЕЛЬНО готовить себе духовную пищу.

Dixi.