Когда Зеленский рассказывал о том, как снимали фильм «Любовь в большом городе», то объяснил, почему выбрали Нью-Йорк. Изначально хотели снимать в Киеве, но по задумке — это была сказка, волшебная история. И нужен был такой город чтобы все поверили в сказку. И такие ассоциации у тех, кто снимал, вызывал только Нью-Йорк. Вот это вот царапнуло тогда. Понятно, что кинематографом Америки создан мощный образ. Но почему вдруг Киев не волшебный город? А потом я вспомнила как мне попалась на глаза книга озаглавленная «Приключения короля-демона из Харькова». И этот Харьков меня смутил. Вроде как он лишний. И дело даже не в том, что главный герой сразу попадает в волшебный мир, а город, описанный на первых страницах, мог бы быть любым крупным городом где угодно. Заминка как раз на волшебности Харькова. И вот я провела мысленный эксперимент — подставить в название любой западный город. Чикаго, например. Это бы было привычно.
Но каким боком Харьков — не волшебный город, Киев — не волшебный. Лысая гора — она же существует независимо от того, опишет ли её писатель для потомков или нет. А Киев с тех пор очень вырос. И та гора теперь где-то внутри него. Да и любой город Украины, вся она в целом. Ведь есть тут волшебство. И кто-то его даже описывал. Если начать вспоминать. Разложить по полочкам, чтобы смутные ощущения обрели конкретные фамилии и названия произведений, полностью посвященных этому делу. Потому что эпизоды, намёки, некая аура есть у всех.
Так, пресвятая троица — Шевченко, Леся Українка, Іван Франко.
У Лесі — «Лісова пісня», «Камінний господар», про Оха, прочие стихи.
Франко — поема «Моисей». Даже у человека, искушённого современной индустрий развлечений волосы встанут дыбом. Что там говорить о современниках. В смысле — не от страха, а как будто в вас молния попала.
Шевченко. «із могили козак встає...» а если вспомнить, что могила — это не персональное место на кладбище, а большой такой холм, возможно братская могила после битвы. А может и международное такое место захоронений, где хоронить начали эдак две тыщи лет тому назад, если не больше. И все бывавшие в этих степях сорвиголовы добавляли понемножку туда своих...
Да что там говорить. Поема «Причинна» перепугала одного впечатлительного совецкого мальчика до такой степени, что ему Шевченко в виде вурдалака начал мерещиться. А Лермонтов с его «тятя, тятя наши сети притащили мертвеца» тогда кто? Как будто Шевченко сам это всё придумал. Просто записал народную легенду, в стихах. Да в те времена бытовая жизнь была в 100 раз страшнее.
Хотя, погодите, вурдалак — это же вампир. А учитывая как счас изображают в западном кино вампиров...
O, baby, kiss me...
Стоп, развидеть :)
Во блин, моя жизнь уже никогда не будет прежней :)
(Тарас Шевченко получает +1000 очков к харизме и сексапильности.)
А действительно, почему в школьных учебниках изображают поэтов и писателей скучными стариками. Где фотки, когда им было по 20 лет?
Это не Шевченко так напугал, это душа народа, живущая в легендах.
«У славян больше всего легенд о существах, пьющих кровь. Это их так жившие по соседству скифы напугали, пившие кровь. Животных, в основном лошадок. И врагов», — делает вывод перепуганный совецкий мальчик.
От же ж ідіот. Кровяная колбаса, гематоген. Скифы и есть предки современных украинцев.
(Да, Крым — сакральная земля для Украины, потому что там наши предки хранили вино. А для скифов вино имело религиозное и обрядовое значение. :)
Юрий Федькович. С мольфаром, который подглядывает за хозяйкой, вышедшей утром, когда ещё все спят, из дома голышом, чтобы поколдовать над своим огородом. Что украсть её магическую силу и создать дождь.
Гоголь. Он, конечно, самый разрекламированный мистик. И удобный — тем, что помер давно и не высказывался ни на какие острые темы 20 столетия.
20 столетие. «Собор» Гончара. Но это как раз из категории литературы с намёками... «Козацькому роду нема переводу» Ільченка, «Чорний ворон» Василя Шкляра. Есть ещё Іваничук. І Валерій Шевчук.
(Ох, ё — оказывается у Шевчука ещё куча романов, которые я не читала. А по его «Голосу травы» фильм сняли в 1992 году.)
Уф, оказывается наше «ничего» имеет нехиленький такой фундамент. Но в наш век сумасшедших скоростей надо бежать быстро, чтобы просто оставаться на месте.
Так, чтобы окончательно не утонуть в анализе и не превратить всё в антологию украинской литературы.
Что хорошо в «Слуге народа» — его уже снимают в Киеве. Уже Киев достаточно волшебный, чтобы в нём снимать сказку.