А знаете ли вы, что конфликт между д'Артаньяном и гвардейцами кардинала, мягко говоря, не случаен? В том смысле, что там подтекстом идут события 600-летней давности. Хотя началось всё ещё в 11 веке в Болгарии, и оттуда распространилось в Европу. В том числе — во Францию. Научно это называется антиклерикальное, то есть — антицерковное — движение. Во Франции они назывались альбигойцы (от названия города Альби) церковь их назвала — катары (лат. чистые, но простой народ услишал там другое слов — кошкопоклонники), в Богарии — богумилы (от основателя Богумила).
В чём суть, если по простому. Люди видят, что в мире существует несправедливость и зло, церковь и знать погрязла в грехах. Это не стыкуется с концепцией доброго, всеведущего и всемогущего бога. Вывод: церковь ничего на самом деле не знает, и попы всё врут, а Папа Римский — мошенник и служит Сатане. Нечего слушать, что они рассказывают. Катары отвергают Ветхий Завет, церковную иерархию, литургию, мощи, крест, иконы, святость Богородицы, Культ Святых, строительство церквей, святость воскресенья. И народ изобретает новую мифологию, в которой материальный мир создал Сатана, и прочие, как теперь бы сказали — «фанфики», на Библию.
И вот этой ересью был охвачен весь юг Франции, в том числе и Гасконь. И даже кусочек Испании и кусочек Италии. То есть они там не прятались в подполье, а официально у людей была такая религия. Многие представители знати это поддерживали.
Тут надо ещё понимать, что в конце-то концов Папа Римский сделал Альбигойский крестовый поход, продолжавшийся 30 лет, и прижал к ногтю всё это, а религиозные тексты катар сожгли вместе с теми, кто не хотел переходить в католицизм. Так что всю эту историю человечество знает со слов победителей. А они, понятное дело, рассказывали про чёрных колдунов и ведьмовские шабаши.
Так что шутки о чёрных кошках, которыми гвардейцы кардинала дразнили д'Артаньяна, подразумевали нечто типа: твоя мать ведьма и зачала тебя от дьявола.
Тут ещё надо сказать, что д'Артаньян — это девичья фамилия матери. А по папе он (реальное историческое лицо) — Шарль Де Бац. Но пользовался маминой, поскольку она более знатного рода.



Плодовитость Александра Дюма объясняется тем, что он не только сам придумывал сюжеты, а и обрабатывал уже готовые. Так в 1700 году Гасьен де Куртиль, который служил в роте мушкетёров, издал «Мемуары господина д'Артаньяна», якобы от имени реального исторического лица, полные пикантных подробностей, нарвался на гнев короля и отсидел за них в Бастилии. Во времена Дюма их поддельность уже была хорошо известна, но Дюма взял их за основу, добавил ряд легенд 17 века, изначально с д'Артаньяном не связанных (эпизод с подвесками Анны Австрийской, попытка спасти Карла I, легенда о Железной Маске).
Также издатель Дюма покупал права на романы неизвестных авторов, а Дюма их дорабатывал и выпускал под своим именем. С одним из таких авторов — Огюстом Маке, Дюма даже сотручнила долгое время, но потом они посорились.



Дюма — французский дворянин, но в то же время — квартерон. Его дед наделал детей гаитянской рабыне, продал их вместе с матерью и вернулся во Францию. С наследниками у него там не срослось. Он вернулся на Гаити, выкупил старшего сына, привёз во Францию, официально признал. И этот мулат был офицером в армии Наполеона.
То есть с одной стороны Дюма — дворянин, а с другой — от него вполне могли воротить нос всякие снобы. Причём одни из-за бабки-негритянки, а другие — из-за отца, служившего у Наполеона. Вот он и вытащил на свет их грязное бельё. Мол, ваши предки тут сатанизмом баловались. И институт монархии — фигня. Вот что королевы творили.

Поэтому в современной Франции Дюма и не популярен.

Хотя, может не стоит считать Дюма столь мелочным и поверхостным. Катаров то может и побили, но запрос на социальную справедливость никуда не делся и проявлялся в таких вот народных легендах, которые по сути высмеивали существующие порядки. Что и подтверждает популярность их литературной обработки.
К тому же, в Европе и без катаров всяких оппозиций хватало, в том числе и религиозных. Сторого говоря, религия тогда была неотделима от политики, поскольку служила основой королевской власти. Так немецкий император сатанизмом баловался не по прихоти, а чтобы нейтрализовать влияние папы римского на своих дворян. Чтобы они его слушались, а не папу. Мол, я договорюсь с другой стороной, бога не бойтесь :)

Ну и все вокруг баловались масонством, а чем Дюма хуже :) С точки зрения логики, что это за бред: королева изменяет мужу, а работающие на него люди помогают ей скрыть измену. Но если углубиться в дебри истории и религии, то там вдруг резко выясняется интересное. Правящая чета — одновременно также верховные жрец и жрица, и от их личной жизни напрямую зависит будет ли в королевстве урожай или нет. И по этим стандартам королева должна послать мужа-импотента, и найти нормального самца. А то голод и погибель ждёт королевство. И тут мушкетёры — носители этого языческого альфа-самцовского начала. А гвардейцы кардинала — представители церкви, которая не заинтересована, чтобы языческие порядки вернулись. А чтобы всё было скучно и постно.

И фраза «Все вокруг п... — один я д'Артанян» приобретает новые оттенки :) Типа, пришли новые времена, всех плющит и колбасит, понятие «мужчина» стремительно мутирует. Один я — сын ведьмы, мне всё пофиг. Я в этой стихии — альфа-самец.