В русском языке слово «банда» появилось в 19 веке из-за польских восстаний. Борцы за независимую Польшу называли свои отряды «партиями» или «бандами».
До того использовалось слово «шайка». Оно дословно значит — «люди с одного корабля». Или «те, кто ест из одного котла». Без какой-то посудины точно не обошлось :)
«Банда» того же происхождения, что и слово «бант» — в переводе лента. У повстанцев нет денег на униформу, и они, чтобы различать своих, повязывают полоски ткани. А флаг, этот большой кусок материи того же цвета, при таком раскладе — это как сигнал «здесь центр всей заварухи, здесь эти ленточки делают» :)
Действующая власть называет «бандой» своих конкурентов, особенно это актуально для ссср. И это не только политические противники, но и криминал. Преступность — что-то типа зародыша власти.
Взять хоть всем известную мафию. В основе её всё-таки не преступление, а организация людей. Паралельная действующей власти, но имеющая ту же логику: решать проблемы сообщества. Накопив криминальным способом денег, представители этой структуры интегрировались в «основное» общество. Купили легальный бизнес, узаконили казино, их дети выучились на врачей и юристов. А на их место «в мафии» пришли новички-отморозки, которые, строго говоря, «мафией» уже не были.
Если раньше человек работающий на мафию точно знал, что если он соблюдает правила, то с ним всё будет в порядке, и полиция не могла добится, чтобы кто-то дал свидетельские показания. А где-то в 60х-70х годах ситуация изменилась: к вершинам власти в мафии пришли отморозки, и рядовой член мафии больше не чувствовал себя в безопасности, поэтому появились первые свидетели. Раньше мафия принципиально не связывалась с наркотиками, то теперь начала ими торговать.
Получается своеобразный парадокс — мафия в США теперь — это скорее прокурор, посадивший преступника, а не сам бандит :)
Почему именно юристы и врачи? Силовым способом можно решить многие задачи. Но не победить болезнь и законодательную систему. Юрист и врач — это как бы апгрейд обычного «решальщика проблем», берущего на себя ответственность за жизнь и благополучие доверившихся ему людей.
И потому в киноиндустрии США так популярны темы мафии и прочие околокриминальные мотивы. Это что-то типа пуповинной крови, истока власти. Просто на уровне лепечущего младенца, а не взрослого.
Запорожские нереестровые козаки, ходившие в походы на турецкие города, не признавались польским государством как её солдаты. То есть они были бандитами и с точки зрения турков, и с точки зрения поляков. Поэтому попадали на галеры. На эти самые галеры отправляли только преступников, военнопленных — нет. Козаки зачастую с презрением относились к тем, кто не брал в руки оружия, а вёл мирную экономическую жизнь. И не ставили для себя задачи охранять их от турок и татар. Но само по себе их присутствие в регионе сдерживало турецкую експансию.
Когда Робин Гуда называют «благородным рабойником», то имеется ввиду не широта его души, а дворянское происхождение. Лес и олени в нём — королевская собственность. А Роберт Локсли — представитель короля Ричарда Львинное Сердце, который в плену у немецкого императора. И как представитель короля он может разрешить своей «банде» охотится на оленей. Его конфликт с шерифом — это не бунт против власти, а разборки между дворянами, сделавшими ставку на разных королей. Робин просто упёрся и решил не признавать власть Иоанна Безземельного, брата Ричарда.
И ещё, про сериал «Стрела». Там же отца главного героя, бегающего по городу с луком в зелёном капюшоне, зовут Роберт, и это далеко не случайность :)
И как итог: противоборствующие лагеря всегда себя называют настоящей властью, а противников — бандитами. Но захватить и удержать регион и даже государство, как это сделали большевики — ещё не означает, что вы теперь — легитимная власть.
Власть — это те, кто решает проблемы, а не создаёт их. Это основной признак, а не то, как велика ваша армия и есть ли у вас ядерное оружие.