Это верно, что нельзя забывать историю, в том числе и советскую. Однако помнить следует не только вкусный пломбир, но и такие тёмные страницы истории, как роль СССР в гражданской войне в Испании. Об этом тоже нужно напоминать, особенно учитывая, что история эта донельзя у нас романтизирована. Ничего нового я, конечно, не скажу. Лишь напомню известное.

В совковые времена коммунисты навязывали миф о том, что советская братская помощь была чуть ли не главной для борьбы республиканцев против Франко. Но упрямые факты говорят совсем о другом.

Прежде всего, помощь республиканцам шла со всего мира. (Не забываем, что тогда коммунистические идеи были популярны в мире.) Для помощи республиканской Испании в борьбе против фалангистов Франко были сформированы интернациональные бригады общей численностью около 40 тыс. добровольцев. Наибольшее количество добровольцев было из Франции (около 9 тыс.), Польши, Италии (по 3 тыс.), США (2.3 тыс.), Германии (2.2 тыс.), Великобритании (1.8 тыс), и ещё из десятка стран. В этих бригадах воевали в том числе и люди, ставшие потом известными всему миру — Хемингуей, Оруэлл, и др. Они верили, что находятся на передней линии борьбы с фашизмом и не знали ещё, каким бесчеловечным адом является «самый прогрессивный строй» в СССР.

Почему важны эти цифры? Потому что они разрушают миф о доминировании советской помощи. Всего в Испании за период войны 1936-39 годы побывали по разным данным от 600 до 2 тыс. советских военспецов (точной цифры нет, архивы по Испании строго засекречены), что очень далеко от лидерства. Кроме того, с советской стороны это были преимущественно военные советники и политработники. Реально участвовали в боях лишь пилоты и танкисты. Общее число потерь из советских военнослужащих в Испании — от 80 до 200 чел. (опять же, точные данные засекречены). Что многократно меньше, чем, к примеру, совершенно несекретные потери французских интернационалистов.

По-пути, в высшей степени характерный факт. Регистрация добровольцев в интербригады шла в нескольких точках Европы, и одной из них было советское посольство в Париже, куда направляли на собеседование к полковнику НКВД всех вновь прибывших. И всем им рекомендовалось оставить свои документы на хранение в Париже. Но на самом деле паспорта отправлялись в Москву дипломатической почтой. Так НКВД заполучало документы для своих разведчиков. Особенно нквд-шники гордились более чем двумя сотнями американских паспортов.

СССР посылал в Испанию не только военспецов, но и оружие. И не как помощь, а на коммерческой основе (его продавали через фирмы-прокладки, зарегистрированные для этого в Мексике). Причём главным образом это было оружие времён 1-й мировой (артиллерия и миномёты), а стрелковое оружие, иногда датированное 1862-м годом, вообще было непригодно к использованию. Не было никаких претензий лишь к технике, самолётам и танкам, являвшимся действительно современными. Но здесь мотивация Сталина очевидна и её повторил Путин, когда пояснял активность России в Сирии — нельзя, дескать, упускать возможность испытать оружие в боевых условиях.

Но главной вишенкой на торте в истории «советской помощи испанской республике» является то, что сов. представители уломали министра финансов вывезти в СССР около 3/4 испанского золотого запаса. Операция «Х» была настолько секретной, что даже премьер-министра не посвящали. По настоянию советских руководителей операции, им, во избежание международного скандала, испанцы сделали фальшивые документы на имя представителей британского банка. В общем итоге в СССР было вывезено более 500 тонн золота большей частью в золотых монетах, в том числе старинных и раритетных, а также в слитках. Сталин был очень доволен, сказав на банкете по-поводу прибытия золота, что «Не видать теперь испанцам своего золота, как своих ушей...».

И после того, как золото оказалось в СССР, испанскому правительству в ультимативном порядке было предписано расплатиться этим золотом за «братскую помощь», причём в диких ценах. Было предписано оплатить и операцию перевозки (50 млн.долл. золотом), и проценты за всё участие советских работников, вплоть до «бухгалтерских услуг». И уже через год испанцы остались формальными владельцами меньше чем двух тонн золота. Которое тоже вскоре было зачтено как проценты за хранение.

Ну а главные участники (с советской стороны) этого масштабнейшего ограбления под видом помощи уже в следующем году были, по традициям того времени, расстреляны как враги народа. Ещё несколько ключевых персон просто исчезли без следа.

Несмотря на то, что испанскому руководству Республики было крайне невыгодно признаваться в соучастии в таком масштабном преступлении, сохранить исчезновение золота в тайне не удалось. Потеря 3/4 золотого запаса подорвала финансовую систему республики, бюджет рухнул, инфляция стремительно полетела вверх, цены уничтожали доверие к власти, и франкистам было теперь намного проще агитировать против республиканцев. По-сути, эта «братская помощь», которой, с точки зрения советско-российских коммунистов положено гордиться, и разорила испанскую республику, обеспечив победу Франко.

Эта скандальная история в своё время взорвала мировую прессу. А сейчас она подробно освещена во многих мемуарах и публикациях на Западе. У нас во время перестроечной оттепели тоже выходили добросовестные расследования, но сейчас в России всё снова под глухим прессом.