Без работы.

«Если любви нет, работа становится суррогатом, если нет работы, любовь становится опиумом.» Алиса Люткенс.

Значение работы и профессиональной деятельности в нашей жизни неимоверно велико. В психологии утвердился термин «невроз безработицы» как симптом состояния «без работы». На первое место в эмоционально-чувственной сфере человека в данном случае выходит апатия. Человек, который находится в состоянии лишения себя профессиональной активности, становится безучастным к происходящему вокруг и воспринимает факт отсутствия работы в своей жизни как отсутствие чего-то очень важного внутри себя. Апатия делает нас пустыми внутри, она забирает все наши витальные силы и сбраживает их в опьяняющий напиток утраты смысла. Человек без работы, без профессиональной вовлеченности чувствует себя никому не нужным, и он начинает думать, что его жизнь больше не имеет смысла.

Апатия безработицы вырастает из нашего разума в наше тело и делает его вялым и хилым, лишает его силы и гибкости. И не всегда понятно, что именно у клиента стало причиной, а что следствием, ведь как известно, состояние ума и состояние тела неразрывно связаны между собой.

Невроз безработицы мог быть так же и причиной появления безработицы. В этом случае мы будем говорить о том, что у нашего клиента уже был невроз, который и привел его к потере работы. Тут мы имеем дело с тем, что человек воспринимает безработицу как желаемый продукт своего невроза, он стремиться выразить себя в безработном состоянии и в конечном итоге достигает этого любыми путями. Перейдя в такое состояние, человек получает необходимые элементы своего оправдания за все жизненные неудачи и потери в виде отсутствия работы (профессиональной деятельности). Войдя в состояние апатии, невротики могут со всей ответственностью заявить окружающим, что от них теперь мало чего стоит ожидать, что от них ничего нельзя требовать, и что, естественно, они в этом никак не виноваты. Тут стоит четко понимать истоки данного состояния и искать разрешение ситуации в решении того самого невроза, который и послужил началом всего этого.

Невроз безработицы, как и любой невротический симптом представляется нам в виде некой духовной позиции или своего рода экзистенциальной позиции. Если и дальше придерживаться экзистенциальной логики, то мы придем к тому, что в конечном итоге сам человек может и должен принять решение относительно того, подчиняться ему этой судьбоносной данности бытия в виде безработицы или нет. Подчиниться и быть в апатии или наполнить кажущийся вакуум существования другими активностями и смыслами. Быть наполовину пустым или наполовину полным.

Я много раз встречал людей, которые воспринимали потерю работы и как катастрофу, и как праздник. Такие разные точки зрения! Хотя, я думаю, что и то, и другое просто реакция на большой стресс, пережитый вместе с потерей значимого дела или просто реакция на то, что тебя так или иначе отвергли, выбросили из процесса и тд.

Те люди, которые рады, что их уволили или они уволились сами, возможно, могут себе позволить эту радость ввиду того, что они могут взять на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь. Возможно, они этого и хотели. Хотели уйти, но не понимали как и на подсознательном уровне реализовывали свою тактику ухода.

В любом случае человек, оказавшийся без работы, имеет все условия для того, чтобы самостоятельно решить, хочет он дальше идти или хочет быть в апатии. Это его личный выбор и его личная ответственность.

Безработица заставляет нас по-новому посмотреть на привычные до этого вещи. Далее идет пересмотр ценностей и новая активизация сил для поиска новой работы. Человек, сделавший выводы и принявший на себя ответственность за свою дальнейшую жизнь, имеет гораздо больше конкурентных преимуществ перед человеком, не сделавшим этого. В процессе принятия ответственности на себя мы можем сделать свою жизнь более осмысленной и наполненной. Вновь почувствовать себя живым — вот, что движет человеком, ищущим работу или способ вернуться в профессиональную деятельность.

Что будет, если человек так и не сможет найти работу и утратит эту наполненность жизни, что будет, если невротическое состояние подавит нашу силу воли и наше Я. Тут можно пойти в зоопарк и посмотреть на животных, которых насильно поместили в среду, лишающую их «профессиональной деятельности». Мы можем увидеть и почувствовать, как медленно угасает жизнь в тигре, который не имеет возможности охотиться и перемещаться на своей большой территории. И мы увидим себя. Мы будем созерцать то исчезновение смысла, которое с каждым днем будет становиться нашим другим смыслом бессмыслия.

Но мы не в зоопарке и не в клетке.

Взять ответственность на себя и идти вперед. Мы это точно можем сделать.