И опять о достоинстве.

В одном из киевских лицеев в самом конце февраля произошла обыкновенная, к сожалению, для наших дней история.

Родитель нахамил учителю.

Сначала повысил голос на классного руководителя во время родительского собрания, проходящего в режиме Zoom-конференции.

Пару дней спустя, придя в класс, где учится его ребенок, и дождавшись, когда в классе не будет педагогов, начал было обсуждать с учениками вопрос, как ему, родителю, поступить с классным руководителем – выгнать его сейчас или подождать лета. Ученики попытались его урезонить, но вошедший во вкус родитель нагрубил теперь уже детям и удалился.

А началось все с того, что ученики одиннадцатого класса, не поставив в известность классного руководителя, ушли с урока английского языка, на репетицию вальса для выпускного вечера с приглашенным тренером. То есть самовольно решили позаниматься в платном кружке в учебное время.

Классный руководитель, обнаружив отсутствие учеников в классе, по звукам вальса нашел прогульщиков, отчитал их и вернул дописывать контрольную по английскому. Ученики признали, что были неправы и извинились перед учителем.

Вроде бы финал. Увы…

Вечером того же дня учитель во время Zoom-конференции родительского собрания рассказал родителям об этом происшествии – и тут понеслось.


Преподаватель, естественно, сразу после собрания в зуме потребовал у родителя публичного извинения.

Учитель, кстати, неординарный. Сергей Александрович Берендеев — один из лучших педагогов Киева, соавтор школьного учебника по основам правоведения, ведущий онлайн-уроков по истории в проекте «Открытый урок» телеканала «Киев».

Возмущенные поведением неуравновешенного папы другие родители 11 класса лицея № 157 дружно поддержали своего классного руководителя.

Но упомянутый папа, Дорошенко О.Б. еще раз, уже в лицее, нагрубил учителю и, как уже сказано выше, попытался провести собрание с классом на тему «Как мы будем его (классного руководителя) наказывать».


Ссылки и на зум-конференцию и на выступление папы перед классом широко разошлись в сети.


Это все прелюдия. Самое интересное началось дальше.

Дорошенко извиниться перед Берендеевым отказался категорически, более того, предложил, чтобы учитель сам извинился перед ним, а также выплатил детям компенсацию за сорванную танцевальную тренировку (напоминаю – тренировка была назначена во время контрольной по английскому).

Администрация лицея в сложившейся ситуации развела руками и настоятельно посоветовала учителю разрешить конфликт самостоятельно.

Тем более, как пояснила потом родителям директор лицея, Дорошенко О.Б является автором Общественного бюджета лицея. Какое отношение это имеет к оскорблению учителя, впрочем, озвучено не было.

Прилюдно оскорбленный классный руководитель, не имея другого выхода и понимая, что экспрессивный родитель теперь в любой момент может прийти в класс и снова попытаться унизить преподавателя перед учениками, написал заявление на имя директора лицея о том, что отказывается от классного руководства и ведения своего предмета в классе, где учится ребенок Дорошенко до принесения последним публичных извинений и обеспечения администрацией безопасных условий работы, то есть недопуска агрессивных родителей в УВК в учебное время.

Для этого в лицее, нужно сказать, есть все условия – вахтеры, вертушки со сканерами пропусков, видеонаблюдение на входе.

Почему один из родителей во время общенационального карантина свободно заходит в класс и общается один на один с учениками, при этом даже не потрудившись надеть маску, почему администрация закрывает глаза на платные занятия танцами во время уроков при – это вопросы к администрации лицея.

Хотя ответ на него, как и на другие, не менее занимательные вопросы, узнать родителям остальных учеников так до сих пор и не удалось.

Учитель и родитель написали посты про свое видение ситуации в Facebook.

Первый получил колоссальную поддержку – почти 2000 лайков и более 1000 перепостов.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3786771374...


Единственный на свежесозданной странице пост другого люди, в основном, высмеяли.

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=102247741938554&id=100064599848808


Родители учеников одиннадцатого класса потребовали встречи с администрацией лицея. Директор лицея, Ермак Т.Н., побеседовав с обеими «сторонами конфликта» (терминология директора), заявила возмущенным поведением Дорошенко участникам встречи, что повлиять на Олега Борисовича не имеет никакой возможности.

Что, мол, все должны проявить мудрость и терпение и прежде всего руководствоваться интересами детей. Что «учитель должен учить, ученики — учиться, а родители — воспитывать своих детей, не больше и не меньше». А по поводу разошедшегося папы – да бог ему судья, не нам его судить. Главное – успокоиться. И думать о детях.


6053df2c62228.jpg

Письмо директора лицея №157 Ермак Т. Н. к родителям.


Родительский совет лицея спешно провел заседание, на котором, цитируюем письмо председателя совета Берендееву «…відбулася непроста, але відверта та принципова розмова». Вывод – дети наше все, но «…будь-які ультиматуми НЕ можуть бути засобом вирішення питань у навчальному закладі та навчальному процесі. А надання складній, але все ж таки контрольованій нештатній корпоративній ситуації публічного характеру (фактично, скандалу) — передчасне...» Маленький штрих – Дорошенко О.Б также является членом родительского совета. И потому, выходит, что про ультиматум – это к учителю.


6053e03408ada.jpg

Текст письма главы Родительского совета ицея № 157 Игоря Гловы


Так же в письме говорится про то, что «усім сторонам (учасникам) потрібно зробити крок назустріч одне одному».

И опять сплошная поэзия: «Емоції — не кращий порадник в таких складних справах! …Ми пам'ятаємо, що це — наш Ліцей, наше місто та наша Україна, а головне — наші діти...»

Я так подробно цитирую ответ главы родительского совета лицея учителю для того, чтобы продемонстрировать стиль, которого в дальнейшем будут придерживаться в своих ответах и заявлениях администрация лицея, профсоюзный комитет, родительский совет и все прочие административные и общественные органы лицея, дружно вставшие плечом к плечу для защиты чести учебного заведения и будущего детей от попыток Берендеева сохранить свое достоинство.


Родители учеников лицея, причем уже не только этого выпускного класса, но и остальных, с первого по одиннадцатый, возмущенные теперь уже не только поведением Дорошенко, но и действиями администрации лицея, провели вне стен лицея собрание, оформили протокол.

Родители решили обратится в вышестоящие инстанции, а также к образовательному омбудсмену, к народным депутатам, к СМИ, к общественности с требованием разобраться в ситуации и защитить честь и достоинство учителя.

Попутно выяснилось, что Олег Борисович активно занимается деятельностью благотворительного фонда при лицее, куда все родители ежемесячно перечисляют немалые суммы для поощрения педагогов и содержания лицея.

Вопросы к фонду в связи с запутанностью бухгалтерии и непонятным манипулированием серьезными суммами у многих родителей накопились давно. Эти вопросы также были учтены при составлении заявлений.


Администрация лицея, поняв, что замолчать ситуацию не получиться, тем более что речь пошла уже не только о скандале в выпускном классе, но и о не совсем прозрачной деятельности благотворительного фонда, в свою очередь начала активную работу с родителями, педколлективом и вышестоящими инстанциями, стремясь доказать, что «личностный конфликт» между учителем и родителем яйца выеденного не стоит и «необходимо успокоиться, чтобы не страдали дети».

Напрмер, есть информация, что учителям предлагали подписать письма в поддержку администрации школы и с осуждением действий Берендеева.


А пока что в лицей стали наведываться съемочные группы различных телеканалов.

В СМИ запестрели заголовки про учителя, которого по прихоти родителя вынуждают уволиться.

У входа в лицей по утрам появились немногочисленные пока пикеты родителей.

Да, Дорошенко, наконец, вывели из членов Родительского совета (через две недели после инцидента, после огласки в СМИ), но благотворительным фондом он еще руководит. И извиняться, похоже, не собирается.

***

На этом моменте стоит вернуться к завязке всей этой истории и попытаться изложить азбучную истину, которые родители так и не смогли объяснить руководству лицея.

А звучит это откровение так: учителя нужно уважать, иначе он не учитель.

Эту вековую мудрость умудренные жизнью педагоги, из которых, собственно, и состоит администрация, просто обязаны нести в народ.

Официант, которого оскорбил клиент, плеснув ему в лицо компот, вполне может на следующее утро выйти на работу. Обидно, но что поделаешь, детей кормить надо, а воспоминание об обиде никак не мешает умыться и разносить тарелки очередным клиентам.

Дворник, которого обругал прохожий, вполне себе спокойно может мести улицу дальше.

Даже врач, получив поток брани от пациента, не бросает скальпель – больного надо спасать, независимо от эмоционального настроя врача, клятва Гиппократа все же.

Учитель же, которого оскорбили при детях и родителях, перестает быть учителем. Он становится профнепригодным.

Слова «межличностный конфликт» в это ситуации звучат жуткой фальшью.

Оскорблен учитель. И оскорблен именно как учитель.

Как он теперь может что-то требовать от ученика, если отец этого ученика позволяет себе спокойно наорать при сыне на педагога? Как можно рассказывать на уроке о Революции достоинства, не вытерев плевок с лица?

Потребовав от классного руководителя смирить гордыню и продолжать вести уроки как ни в чем не бывало после публичного оскорбления, администрация лицея не восстанавливает учебный процесс, а загоняет рабочую скотинку в стойло.

И дети здесь служат лишь завесой, призванной скрыть профнепригодность администрации и полное отсутствие у нее гражданской позиции.

По-настоящему заботясь о детях им не подсовывают вместо учителя провинившегося холопа.

В аббревиатуре полного названия лицея, о котором идет речь, УВК, не зря есть такая буковка — «В», то есть комплекс не только учебный, но и воспитательный. Кого может воспитать прилюдно выпоротый крепостной?

И возможностей самостоятельно отстоять свою честь и профессиональное (подчеркиваю, профессиональное) достоинство у педагога не так много.

Суд? В наших условиях это просто насмешка над здравым смыслом – минимум через полгода судебных заседаний будет вынесено расплывчатое решение и назначен мизерный штраф. Это если сильно повезет истцу.

А в класс преподавателю нужно идти завтра. И смотреть ученикам в глаза. И отводить свои – ну, так получилось, дети, такова жизнь, что поделаешь, нужно быть мудрыми, выдержка прежде всего, так что там у нас про героев Крут?

Вы хотите учить своих детей у такого «учителя»?

Остается увольнение.

И вот именно заявление даже не об увольнении, а о сложении полномочий классного руководителя и об отказе вести свой предмет в данном классе, руководство лицея, которое отказалось хоть что-то предпринимать в защиту своего лучшего педагога, ставит ему в вину.

Никто из родителей не видел ни одного письменного подтверждения того, что администрация лицея осуждает действия нарушившего основные этические нормы родителя или что она поддерживает своего педагога.

Родители пока что слышат от администрации лицея только о «проведенных беседах».

Зато в различных заявлениях и в постах в соцсетях родители читают рекомендации руководителей лицея именно педагогу «ради заботы о детях» приложить все усилия для примирения с оскорбившим его родителем. Выглядит это как советы виновной стороне. И заодно рекомендуется (тоже письменно) не поднимать шум. Детям навредит.

6053e16e6e75d.jpg


На что остается надеяться Учителю, честь которого пытаются растоптать?

На себя. На своих учеников. На их родителей. На нас.

Потому что мы все родители.

Потому что мы все ученики.

Потому что пришла пора отвечать выученный семь лет назад урок.


«Українська правда. Життя»