Я не думаю, что стоит останавливаться на терминологии дабы объяснить, что же такое приватизация. Наверняка каждый человек, пройдя определенный отрезок жизни, сталкивался с процессом отчуждения государственной собственности в частную. Не смотря на продолжительность перехода Украины к пресловутым рыночным отношениям, которые должны сделать каждого украинца хозяином и собственником, приватизация остается трендовой темой каждых очередных выборов. Приходится слышать об убыточности госпредприятий, невозможности привлечения инвестиций, о том, что ни у кого в мире нет столько госсобственности, или о том, что госсобственность — это пережиток социализма и прочую, как бы это сказать мягче, чепуху. Украина, как государство переполнено крепкими хозяйственниками, заслуженными экономистами и заслуженными юристами (лично у меня их заслуги часто вызывают легкое недоумение) и экспертами, которые настойчиво рекомендуют продолжать приватизацию.

На данный момент основным законом регламентирующим приватизацию является ЗУ «О приватизации государственного и коммунального имущества» от 18 января 2018 года подписанный Петром Порошенко. Вот как изложена собственно цель приватизации в ст.2 этого документа:

«Основной целью приватизации является ускорение экономического роста, привлечение иностранных и внутренних инвестиций, уменьшение доли государственной или коммунальной собственности в структуре экономики Украины путем продажи объектов приватизации эффективному частному собственнику».

Примечательно, что новый закон пришедший на смену старому ЗУ «О приватизации госимущества» от 4 марта 1992 года претерпел некоторые изменения даже 2ст. имела совершенно иной окрас и ставила несколько иные цели приватизации, вот как она звучала:

«Основными приоритетами приватизации является повышение эффективности производства и мотивации к труду, ускорения структурной перестройки и развития экономики Украины.»

Кроме того 2ст. содержала принципы на основе которых осуществлялась приватизация, среди них такие казалось бы непостижимые для современного хорошо обученного в Украине человека как:

- предоставление гражданам Украины приоритетного права на приобретение государственного имущества;

- предоставление льгот для приобретения государственного имущества членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

- обеспечение социальной защищенности и равенства прав участия граждан Украины в процессе приватизации;

- приоритетного права трудовых коллективов на приобретение имущества своих предприятий;

- полного, своевременного и достоверного информирования граждан о порядке приватизации и сведения об объектах приватизации;

Очевидно, что трудовые коллективы, как, собственно и отдельно взятые обычные работники, специалисты и служащие просто отстранены от процесса приватизации и это понятно ведь у них нет толком денег! Кроме того невооруженным глазом видно, что новый Закон Украины вполне себе безапелляционно представляет государственную власть не эффективной в вопросах распоряжения собственности и видит залогом ускорения экономического роста именно приватизацию!

Ни для кого не секрет, что у Украины как государства есть друзья и… кто бы вы думали, ну конечно наши деловые партнеры. Один из наших главных деловых партнеров, правильно, МВФ. Представители МВФ приезжают в Украину обычно дважды в год и дают правительству свою оценку и полезные советы, которые, почему-то, оказываются обязательными к исполнению. Итак, МВФ тоже имеет свой взгляд на рост украинской экономики и не перестаёт выписывать свои рецепты. Вот один, еще достаточно свежий:

«Во многих случаях они (т.е. госпредприятия) являются источником коррупции, а порой и откровенных краж. Вместо того чтобы питать украинскую экономику, они высасывают ее соки».

И какое решение или какое лечение предлагается МВФ? Решение — сократить долю государственной собственности! На сегодняшний день в собственности государства находятся примерно 3500 предприятий, большая часть из которых демонстрирует стабильные убытки. И мне, и возможно моему читателю, интересно, почему же так происходит. Современное экспертное сообщество утверждает, что бизнес модели и корпоративное управление госпредприятий не отвечают вызовам нашего времени и нуждаются в модернизации, пардон, в приватизации!

Что же получается? Да все предельно просто. Запредельно умные, получившие образование и в Украине, и за рубежом государственные деятели настойчиво предлагают передать активы государства посредством аукциона в частные руки только проверенным и порядочным инвесторам, которых одобрит и допустит к торгам фонд госимущества. А что же останется государству??? Как что? Пассивы в виде школ, детских дошкольных учреждений, больницы (в том числе и для душевнобольных), почта, армия, музеи, историко-культурное наследие, заброшенные полураспущенные НИИ… (полный перечень балласта читать в ст.4 упомянутого выше ЗУ). Несложно понять, что для эффективного развития Украины предложено отдать оставшееся госимущество «крепким хозяйственникам», оставив за государством лишь расходы на армию, пенсионное обеспечение, медицину, образование и т.п. За какие средства государство будет выполнять свои функции и формировать бюджет спросите вы. Ответ прост — за налоги!

Интересна структура налогов в нашей стране. Если бы не ненавистный всеми НДС, дающий около 40% доходов в бюджет, то государство давно бы обанкротилось! Субъекты большого бизнеса любят говаривать, дескать: «Мы столько платим в бюджет, а сколько они платят?» (я имею в виду налог на прибыль). Ответ: 8-11% доходов бюджета. То есть десятая часть доходов бюджета — это пресловутые налоги бизнеса, а не слишком щедрые господа «эффективные собственники»? А может государство вместо обещанных налогов должно и вправе претендовать на прибыль госпредприятий???

Часто можно слышать мнение, опять же упомянутых ранее экспертов, что в развитом мире все в частных руках. Да ну! Возьмем, к примеру, Францию, унитарную республику президентского типа (5-я в мире по объему ВВП): страна индустриальная, высокотехнологичная, аэрокосмическая и так далее. Что же у них с госсобственностью? По разным подсчетам и из разных источников известно, что доля государственного сектора экономики составляет 50-60%! Ого! А как же вечный поиск «эффективного собственника»? Оказывается, французское правительство сформировало квалифицированный, предсказуемый и гибкий менеджмент, который доказывает, что государство способно и, я думаю, должно быть самым эффективным собственником в стране. Можно упомянуть и Норвегию, страну с достаточно высокой долей госсобственности. Вместо того, чтобы демонстрировать убытки, Норвегия имеет высокодоходные госпредприятия, акции которых на торгуясь на биржах, приносят внушительные дивиденды в казну страну вместо беспощадного поглощения дотаций и субвенций из бюджета.

Кто-то возразит мне, ведь, скажем, в Швеции доля госсобственности составляет около 10%. Что тут скажешь? Есть разные модели экономики. Только в корне неверно оправдывать преступную халатность менеджеров госпредприятий, которые в сговоре с профильными министерствами попросту разворовывают бюджет, прикрываясь цитатами из основ рыночной экономики 1992 года, где инвестор (у нас он в основном из Кипра) представлен в образе мессии, способный остановить Армагеддон, точнее экономический коллапс или дефолт.

Нет неэффективного государства. Есть лишь узаконенная преступность и, подчас, безграничная алчность, оправдание которой невозможно придумать.