Игорь Зубицкий — известный украинский специалист-практик в области корпоративной стратегии, топ-менеджер с более 20-тилетним успешным опытом руководства в мультинациональных компаниях.

5a2bc0aee131c.jpg

Обладая большим опытом взаимодействия с владельцами и управляющими ведущих мировых брендов, зная изнутри европейские стандарты бизнес-процессов и корпоративную этику успешных международных компаний, Игорь Зубицкий, систематизировал свой опыт и актуализировал свою модель стратегии развития для украинского бизнеса. Данная стратегия основана на системном подходе в построении и развитии бизнеса, создании корпоративной культуры, где главный фокус сосредоточен на личной мотивации сотрудников, а также профессиональной идентичности, благотворительности и поддержке культурных проектов в рамках бизнес-социума.

В чем секрет нематериальной мотивации сотрудников в успешных фирмах, почему социально ответственный бизнес на длинной дистанции всегда выигрывает в конкурентной борьбе, нежели фирмы, заботящиеся лишь о сиюминутной выгоде – об этом и не только пойдет наш разговор.

Интервью И. Зубицкого о концепции культурной мотивации

- Игорь, Вы целенаправленно продвигаете тезис о том, что социально ответственные компании, в частности те, которые уделяют внимание культурному развитию сотрудников, а также благотворительности и поддержке различных гуманитарных проектов – более конкурентные и стабильные, имеют лучшие перспективы. На чем основано Ваше убеждение?

- То, что происходит с бизнесом, напрямую связано с тем, что происходит в обществе. И культура служит связывающим звеном между бизнесом и обществом. Дело в том, что если мы используем комплексный анализ причин и следствий, которые влияют на развитие бизнеса, то обнаруживаем четкую закономерность: чем выше культурный уровень сотрудников, которые работают в компании, тем более конкурентоспособной является эта компания. Эффективность такой модели демонстрируют ведущие мировые корпорации. Я убедился в этом на собственном опыте и поэтому, работая во многих компаниях, целенаправленно пропагандировал данную идею. Это давало очевидные результаты.

- Расскажите, как именно работает эта модель.

- Когда сотрудники, благодаря стараниям руководства компании, вовлекаются в различные культурные и образовательные процессы, будь то поход в театр, на выставку, мастер-класс или тренинг — это является важным дополнительным мотиватором для них работать в данной компании. Человек, таким образом, воспринимает компанию как часть своего внутреннего мира, своей жизни, начинает считать ее эффективным рычагом или подспорьем для самореализации, как в социальном, так и духовном контексте.

В результате, компания становится для него не просто скучным офисом, где он, по необходимости, «просиживает штаны» с 9-ти до 6-ти часов, а творческим пространством, лабораторией для эксперимента по самоусовершенствованию и саморазвитию.

- Значит ли это что культурная мотивация важнее материальной?

- Эти две составляющих не должны противопоставляться. Не секрет, что заработная плата это самый большой мотиватор для сотрудников компании. И нет смысла закрывать на это глаза. Но без культурной мотивации, даже если зарплата устраивает сотрудника, работа зачастую превращается в тяжелую повинность, особенно, когда это не работа твоей мечты.

И только в редкие минуты так называемого отдыха, человек в рекордно сжатые сроки, и не всегда успешно, пытается осуществить свою внутреннюю, заложенную в него природой, родителями и культурной средой программу по-настоящему актуальной для него самореализации. В результате, большинство людей чувствуют себя не в своей тарелке, работая на людей, которым, по сути, нет никакого дела до их жизни, планов и надежд. Ситуация, когда человек чувствует себя заложником и скорее даже не наемным работником, а рабом безликого общества потребления, приводит к социальному напряжению, конфликтам в обществе, поэтапно дублирующим друг друга социальным взрывам. Все эти явления мы можем наблюдать воочию, и видеть, как пагубно они отражаются на жизни буквально каждого человека и каждой семьи.

- Иными словами, культурная мотивация людей на месте их работы – это очень мощный фактор, который многие у нас недооценивают?

- Совершенно верно. В Украине это ощущается особенно остро. Когда мы начинаем системно анализировать бизнес, и обращаемся к вопросу дополнительной мотивации, то обнаруживаем интересную связь. Чем выше культурный уровень сотрудника, тем сильнее его стремление создавать что-то уникальное, что-то особенное для компании, чем можно было бы гордится. Таким образом, человек воспринимает позитивный результат своей деятельности не только как выполнение условий трудового договора, а как свое личное достижение на ниве творчества и вклад в развитие страны. Именно так возникает и укрепляется внутренняя мотивация: создавать качественный продукт не только за деньги, но для продвижения своего мироощущения, с чувством гордости за себя и свою компанию.

Более того, внутренняя культура сотрудника и создает тот плацдарм, на котором строится вся корпоративная культура, что является важнейшим системным элементом бизнеса.

- Вы можете предложить рекомендации для руководителей, топ-менеджмента, с чего начинать, как действовать в этом направлении?

- Я не случайно акцентирую внимание на системном подходе в бизнесе, для которого важны и ценообразование, и маркетинг, и работа с общественностью, и коммуникации, и развитие бренда. Это всеобъемлющий механизм, который нужно детально разбирать для каждого бизнеса. Для меня крайне важен тот элемент системности, который называется мотивацией. Именно в этом контексте сегодня есть возможность не на словах, а на деле помочь украинским бизнесменам. Показать им реальный путь, как усилить мотивацию сотрудников компании, как повысить их креативность, поднять их дух и стремление создавать что-то эксклюзивное и инновационное. Речь идет о базисных вещах для современного бизнеса. Именно через поднятие мотивации можно доказать любому человеку дела, что такой системный подход недвусмысленно отразится в позитивном ключе, прежде всего, на его доходах.

Чтобы поднять мотивацию сотрудников, нужно обратить внимание на их внутренние потребности и способности. Мотивация — это платформа, фундамент, краеугольный камень, если хотите. Чем глубже связь между внутренним миром сотрудника и тем, чем он занимается в бизнесе, тем больше возможностей для собственника компании создавать что-то новое не своими руками, а уже мозгами его сотрудников. По сути, речь идет не только о поднятии мотивации, но и о развитии инициативы. Это очень важно, потому, что человек может приходить и, условно говоря, «протирать штаны» восемь часов в сутки, не принося удовлетворения ни себе, ни другим сотрудникам, а в конченом итоге, бизнесу.

С другой стороны, при помощи поднятия культурной мотивации и большего знания сотрудника не только в качестве штатной, но и творческой единицы, собственник может заинтересовать его делать вклад в развитие бизнеса, а не просто отсиживать положенное время в офисном кресле.

Приобщать специалистов к культуре, делать им своеобразную культурную прививку по мичуринской аналогии, можно разными действенными способами. Как говорится, проверено на себе. Мой опыт позволяет утверждать, что этот метод, как минимум, экстремально практичен. Моя идеология всегда направляет вектор на поднятие креативного духа.

- Можете привести конкретные примеры реализации Вашей концепции?

- В тех компаниях, где я работал, мы водили сотрудников в театры, музеи, на художественные, познавательные выставки, создавали культурную атмосферу в офисе, а также принимали участие в создании культурного пространства на рабочем месте. К примеру, моя нынешняя компания Eurogold-Industries LTD ежегодно организует выставки современного искусства в галерее М-17, предыдущая — является спонсором «Мистецького арсеналу». Кроме того, мы выступали спонсором театральной постановки известного украинского режиссера Дмитрия Богомазова.

Примеров успешного внедрения моей стратегической парадигмы развития отечественного бизнеса, можно привести много. Например, поддержка искусства и молодых талантов. В данном примере мы проводили благотворительные аукционы для детей, которые продавали свои картины, а вырученные деньги шли на поддержку клиники Охматдет. Из последнего – это инициативы, связанные с созданием Сквера Небесной Сотни, где компания выступила спонсором этого проекта. На его территории проходит масса культурных мероприятий: показы кинофильмов, творческие фестивали, интересные встречи и т.п.

- Мы еще не затрагивали такой важный фактор успешного бизнеса, как имиджевая составляющая.

- Да, как раз пора к ней перейти.

Сейчас особенно актуальным является создание позитивного имиджа для компании. Потому, что многие наши бизнесмены настроены в основном лишь на материальные блага, дивиденды, прибыль и другие финансовые показатели. На мой взгляд, это не современно, и не соответствует актуальным тенденциям. Опираясь на огромный опыт, накопленный успешными компаниями всего мира, а также на мой личный опыт, могу уверенно утверждать, что любое вложение во внутреннюю или внешнюю культуру компании и ее сотрудников прямо пропорционально отображается на результатах компании и на ее рейтингах в стране и мире. Например, поддержка каких-либо выставок или спектаклей существенно повышает узнаваемость, репутацию компании. В результате чего компанию знают с хорошей стороны.

Я, действительно, говорю о том, что участие компании в социальных проектах также напрямую связано с ее имиджем, потому что в продвинутой бизнес-среде принято доверять, прежде всего, не слову, а делу. На мой взгляд, и это доказано многими статистическими анализами, у людей формируется осознание надежности бренда не в результате регулярно раздражающей мозг рекламы, а в результате того, что этот бренд и компании, за ним стоящие, сделали полезного для общества. Одно дело продавать свой продукт и стараться поднять уровень осведомленности населения об этом продукте, а другое дело создавать реальный бренд, под зонтиком которого можно производить разные продукты. Это серьезный маркетинговый подход, и те компании, которые продвинулись на Западе с точки зрения развития бренда и перспективных вложений, давным-давно отказались от простой продуктовой рекламы. Эта реклама всего лишь составляющая часть общего создания бренда и диалога с общественностью.

Вообще, люди стали свободнее, и уже не смотрят на деньги, как на единственный элемент своей независимости. Они свободны по другим причинам, и это, в основном, причины культурного, духовного характера. И если бизнес будет закрывать глаза на то, что культура важнейшая составная часть бизнеса, то такие компании будут занимать самые низкие позиции в рейтинге конкурентоспособности, которая так важна для собственника бизнеса.

- Кстати, Украина сейчас активно осваивает западный рынок, и Ваша концепция очень хорошо ложится на западный образ ведения бизнеса.

- Вы абсолютно правы. Приведу хороший пример того, как можно связать деловую репутацию с общим развитием бизнеса. Ни для кого не секрет, что на Западе деловая репутация это самый важный, можно сказать, определяющий фактор для ведения бизнеса. У тебя может быть лучше продукт и меньше цена, но с тобой не будут иметь дело 99% людей бизнеса на Западе, если ты не демонстрируешь высокую корпоративную культуру, а лишь занимаешься «голой» продажей продукта.

На Западе давно перешли от продукта к концепции, к диалогу. Соответственно, если наши бизнесмены хотят продвинуть свой продукт, им нужно обращать внимание на то, каким образом строится деловая репутация. Заработать же позитивную деловую репутацию без диалога с обществом невозможно, в принципе. Твой продукт могут знать лишь по названию, но тебя, как бизнесмена, будут знать только по делам.

Впрочем, можно привести много позитивных примеров диалога с обществом представителей украинского бизнеса. Это открытие театров, музеев, концертных площадок, организация фестивалей и центров современного искусства. Такие акции уже создали компаниям-участникам этих проектов нетленный имидж в глазах мирового бизнес-сообщества.

- Насколько по-вашему универсален прием культурного развития, как ключ успеха в бизнесе?

- Конечно, тут важен элемент осознанности. Я надеюсь, что люди, которые проникнутся этими идеями, будут сознательно вкладывать деньги в культуру, а не лишь для того, чтобы создать себе некий дутый имидж. Вопрос в искреннем стремлении поддержать культуру и культурную мотивацию. Но, на мой взгляд, даже те конкретные шаги, которые сделаны в этом направлении на сегодняшний день, уже показали эту концепцию как реально действующую и архиважную. То есть, связь между деловой репутацией и тем, что ты реально вносишь в общество очевидна. Это простой алгоритм и прямая зависимость.

Я считаю, что бизнесу необходимо как можно активней участвовать в культурной жизни страны, и поддерживать деятелей искусства, потому что составляющие его диалога с обществом напрямую связаны с развитием социальных перспектив страны и ее жителей. Если бы была возможность поддерживать талантливых людей, культурный слой развивался бы гораздо быстрее. Этот процесс, в большой мере, напрямую зависит от бизнесменов, потому что в их руках сосредоточены ресурсы. Также, в их руках находятся инструменты принятия решений. Что лучше для будущего общества: купить дополнительную яхту за сотни миллионов долларов или построить театр, куда бы ходили люди развиваясь, насыщаясь культурным процессом. Мотивация незамысловата, а результаты очевидны. Я хочу, как специалист, познавший все эти взаимосвязи изнутри, показать мостик между культурой и бизнесом, помочь осознать эту связь бизнесменам, а культуре помочь теми ресурсами, которые есть у бизнеса.

Я с удовольствием поделюсь опытом работы в мультимиллионных компаниях, когда у нас был четкий план поддержки разных направлений искусства и творчества, а также повышения креативности у сотрудников. Я уверен в том, что смогу убедить тех, кто заинтересуется и решит следовать этому пути, опираясь на конкретные цифры и факты.

Часто такие диалоги в бизнесе ассоциируют с коучингом. Думаю, что культурный коучинг очень полезен для современных отечественных бизнесменов. Именно он сможет, в рамках системности, открыть новые горизонты понимания путей развития бизнеса, и повышения мотивации сотрудников компании. Искренне желаю нашим бизнесменам найти себя через культуру, и готов помогать в этом, прилагая максимум своих усилий.

Досье

Игорь Зубицкий, известный украинский специалист-практик в области корпоративной стратегии, повышения эффективности бизнеса. Помимо Национального экономического университета, имеет диплом Oxford Brooks University (Британия), АССА, а также степень МБА.

Последние 20 лет работал на должностях топ-менеджера в таких международных компаниях, как Syngenta (глава региона Беларусь, Казахстан, Кавказ и Центральная Азия), Nestlé, Wrigley, Фонд Сороса. В настоящее время — исполнительный директор в иностранном предприятии Eurogold-Industries LTD, современного производства со штатом около 1500 человек.

Принадлежит к знаменитому роду Зубицких. Его отец – гениальный украинский врач-фитотерапевт Даниил Никифорович Зубицкий, создатель уникальных методик лечения природными средствами, продолжатель легендарной династии травников.

Обладая большим опытом взаимодействия с владельцами и управляющими ведущих мировых брендов, зная изнутри европейские стандарты бизнес-процессов и корпоративную этику успешных международных компаний, Игорь Зубицкий систематизировал свой опыт и актуализировал свою модель стратегии развития для украинского бизнеса. Данная стратегия основана на системном подходе в построении и развитии бизнеса, создании корпоративной культуры, фокусирующейся на личной мотивации сотрудников, профессиональной идентичности, благотворительности и поддержке культурных проектов в рамках бизнес-социума.