В жизни не так много правил, которых нужно придерживаться, чтобы поменьше влипать в неприятности. Десять из них Господь сначала произнес устно под внушительное звуко-световое сопровождение, а потом еще и записал на камнях, причем два раза, потому что первый автограф Самого Моисей расколотил. Довольно небрежное отношение людей к заповедям, по всей видимости, тем и объясняется, что Моисею ничего не было за разбитые первые скрижали.

Не за каждым житейским правилом стоит божественный авторитет, но опыт многих поколений тоже кое-чего стоит. И этот опыт говорит: держитесь подальше от государства, сожрет и не поморщится. Перед этим обманет, изнасилует и выпотрошит. Двадцатый век показал масштабы, до которых может доходить государственный аппетит, и все заповеди летят к черту, когда этот Левиафан теряет тормоза. Двадцать первый в лице наших соседей убеждает, что демонстрационный эффект двадцатого для кого-то пошел псу под хвост.

Странно ли, что у нас, майданутых тираноборцев со стажем, отношение к государству не просто подозрительное, а некоторым образом даже яростное. Самые невинные попытки контактировать с ним, хоть в волонтерском качестве, хоть в блогерском, вызывают обвинения в сотрудничестве с самим дьяволом. Ну, в общем, да, дьявол и есть.

Но дьявол дьяволом и останется, разница лишь в том – с отпиленными рогами или нет.

Контактов с государством при всем желании совсем избежать не получается, остается добиваться, чтобы они для граждан были реже, короче и минимально стрессовыми. Чтобы не только рога были аккуратно спилены, но и копыта, и хвост не доставляли физических и эстетических страданий.

И тут есть два пути. Первый – непрестанно государство лупить, с оттяжкой и по всем местам. Вы можете прекрасно относиться к конкретному представителю власти, Васе, Вале или Юхиму Игнатовичу, но государственный институт, учреждение или организация, которое он или она представляет, должны быть объектом беспощадной непрекращающейся критики: «Чем вы тут, мать вашу, занимаетесь за мои деньги?!»

Второй путь: непрестанная забота о государстве. Раз уж мы вложились в этот проект, важно, чтобы он развивался, а не сдыхал в муках, хороня заодно и нас с вами. Но развивался не вширь, жирея и наглея, а сторону повышения эффективности и, не побоюсь этого слова, привлекательности. У нас должно быть шустрое, компактное и нестыдное государство. И улыбаться, эта поджарая сука должна улыбаться! В этом месте можно опять начинать бить.

Никакого противоречия между двумя указанными путями нету. По сути, это два способа дрессуры дьявола. А цель – все та же: как можно реже с ним пересекаться.

Конечно, рефлексы, выработанные веками, подталкивают каждого из нас государство при малейшей возможности нае… обмануть, короче. Иногда даже неплохо получается, навыки не отнять. Но это означает признать, что государство – чужое, и ты вступаешь в игру с дьяволом. Выиграть в конечном итоге пока ни у кого не получалось, игры – это его специализация. Перспективней все же дрессировать.

Давайте хоть попробуем, что ли. Про кухонную оппозицию мы уже знаем все.