5c6c1d159da7a.png

Доходы сводного бюджета Украины за 2018 год составили 1 трлн. 184 млрд. грн. Но если эту большую цифру перевести в доллары США, то бюджет 42 — миллионной страны составляет, в лучшем случае, 43 млрд. долларов, что сопоставимо с бюджетом соседней Словакии в 42 млрд. долларов, правда население Словакии всего лишь 5,5 млн. человек. А вот в Польше, где население сопоставимо с населением Украины, бюджет составил 99 млрд. долларов, что в два раза больше чем в Украине.

Расходы бюджета Украины были как всегда выше, чем доходы и составили 1 трлн. 250 млрд. грн. Дефицит бюджета покрывался влезанием в долги. При ежегодном росте реального ВВП на уровне +3% и больших госрасходов, бюджет так и будет оставаться дефицитным, в одном месте будут сокращать расходы, в другом добавлять, но это не изменит ситуацию. Улучшить ситуацию с быстрым увеличением ВВП и увеличением доходов бюджета может стать изменение модели социально-экономических отношений, которая сформировалась в постсоветской Украине. Уменьшение роли государства в экономики, как правило, улучшает экономическую ситуацию в стране. Практически все страны, которые выбирали путь экономической свободы, становились более успешными и богатели значительно быстрей.

Один из важных источников наполнения бюджета — это массовая приватизация госпредприятий. В Украине 3 тыс. 500 государственных предприятий — невероятно много. Реально работает около 1800.

Существует миф, что госпредприятия не тянут деньги из бюджета, потому что находятся на самофинансировании. Это неправда! В госкомпаниях ответственность за решение финансовых проблем на правах главного акционера берет на себя государство, а точнее чиновники, которые этим управляют. Они могут предоставить льготные кредиты от госбанков или государственные гарантии, докапитализировать компанию, или устроить налоговые каникулы. Но, так или иначе, улучшения финансового состояния осуществляется за счет госсредств. А это — увеличение долговой нагрузки на бюджет, недополученные налоги, уменьшение доходов госбанков. Для сравнения:

в Норвегии государству принадлежат 68 компаний

во Франции — 50

в Швеции — 49

в Великобритании — 17

в Китае — 102

Чтобы госпредприятия не были обузой для бюджета, их нужно продать в частную собственность, так как это произошло в Польше и Словакии в 1990 годы и в Германии в 1950 годы. Именно частные инвесторы расширяют производство, модернизируют оборудование. Оставаясь в госсобственности, госпредприятия превращаются в металлолом, такие предприятия не интересуют никого, кроме последних романтиков, которые живут воспоминаниями о промышленном могуществе советской Украины. Зачем государству 80 спиртзаводов в ГК «Укрспирт» производящий спирт, когда реально для экономики нужно 12 – 15 спиртзаводов. После приватизации бюджет не будет тратить на них деньги, за их счет не будут кормиться политики, а в Украину придет больше иностранных инвестиций. Госкомпании нужно продать частному инвестору, предварительно объяснив обществу, зачем это нужно, по каким критериям отбирали компании для приватизации, что получит страна и лично каждый украинец от такого шага.

Активы всех украинских госкомпаний оцениваются в 1.5 трлн. грн. или около 50 млрд. долларов. А это больше чем нынешний госбюджет. То есть, если распродать в течение года хотя бы 90 % госпредприятий, то можно увеличить бюджет в два раза! Закон о приватизации под давлением МВФ принят, но пока что активно движется малая приватизация, а вот продажа крупных активов, стоимостью в сотни миллионов и миллиардов заморожена!

Следующий пункт, о котором давно говорит МВФ и который Украина не выполнила, это рынок земли. Принятие закона о земле и запуск полноценного рынка земли. В госсобственности находится около 10 млн. га земли, чтобы у земли появился эффективный собственник, их нужно приватизировать. Если продать эти земли по оценочной стоимости, от 700 до 1300 долларов за гектар, то в бюджет может поступить около 10 млрд. долларов, что составляет четвёртую часть от нынешнего бюджета.

Один из важных пунктов экономической свободы, это легализация некоторых видов бизнеса, которые официально под запретом, но фактически существуют: азартные игры, проституция, выращивание и продажа конопли…всё это существует, но не приносит доходы в бюджет, а приносит доход только чиновникам, которые прикрывают всё это.

Все эти бизнесы легализованы во многих странах. Например, в Германии , Голландии, работники секс — индустрии, платят все налоги и взносы в пенсионный фонд и получают пенсию от государства. Кроме того, в ряде городов есть особый налог на проституцию — 150 евро в месяц с каждого кто занимается этим ремеслом, как результат, местные бюджеты получают миллионы евро. Правительство Нидерландов опубликовало официальную статистику, согласно которой кварталы «красных фонарей» и «кофешопы», торгующие легкими наркотиками, приносят стране 2,5 миллиарда евро в год, а это больше, чем доходы от продажи знаменитых голландских сыров.

Приватизация, свободный рынок сельхозземли, легализация азартных игр, проституции, конопли, простые правила ведения бизнеса, низкие ставки налогов, сокращение госрасходов, увеличат наполнение бюджета.