Ну что, отчеты закончились, эмоции схлынули, и я смогу спокойно подвести итоги года работы Верховной Рады за этот год. Мой личный рейтинг перемог и провалов в первую очередь фракции «Слуга народа». Потому что без партии власти ни одно решение в этом парламенте не принималось. Итак, всего пять самых значимых событий.

1 Самым главным достижением Верховной Рады за этот год стало принятие Закона о земле. И снятие моратория, который лишал собственников земли права ей свободно распоряжаться. Меня это всегда раздражало – земля формально принадлежит крестьянам, но не совсем в собственности. Может, дает о себе знать генетическая память раскулаченных большевиками предков? Или циничные откровения политиков, к коммунизму отношения не имеющих, просто считающих такое ограничение личным ресурсом обогащения, позволяющим арендовать землю у бесправных селян дешево? Так или иначе – с этим циничным памятником несправедливости покончено. Ждать пришлось практически сто лет.

2 Снятие депутатской неприкосновенности, как бы не критиковали этот Закон по отдельным моментам. И дело не в том, что это обещание давали все кандидаты много избирательных кампаний подряд, а выполнил только Зеленский. Немного зная внутреннюю кухню ВР, позволю себе цитату одного уважаемого нардепа прошлых созывов про неприкосновенность: «С Дона выдачи нет». Слово «Дон» в его устах звучало особенно пикантно, потому что по месту рождения ассоциировалось совсем не с рекой. Ты можешь быть бандитом, вором, казнокрадом и рейдером, можешь быть принципиальным политическим оппонентом и ярым оппозиционером, но… ты в касте. Вип-чиновник. Народный депутат. Законы для других. С Дона выдачи нет – правило даже для политических оппонентов. Перед законом все свои. Теперь это уже история.

3 Закон об игорном бизнесе. Я много писал об этом за последние недели, так что повторяться не хочется. Очень кратко поэтому. Я уверен, что казино в Украине закрыли вскоре после подобного решения в РФ. По просьбе премьера Путина. Потом в Украине власть менялась, но… С одной стороны на еще более лояльную к Москве, а с другой – мафия распробовала вкус нелегального бизнеса. И одиннадцать лет политики и чиновники в Украине с особым цинизмом делали вид, что игорного бизнеса у нас нет, а то что вы видите – это «кто-то кое где у нас порой…» Вопрос закрыт только через одиннадцать лет. Меня этот цинизм откровенно бесил, но дважды сменившуюся власть вполне устраивал.

Ну и о недостатках – как без них, это же не хвалебный гимн.

4 Самым диким и вредным, по моему мнению, стало протягивание через Верховную Раду возможности импорта электроэнергии из России. И угля, чтобы два раза не вставать. У этого прокола есть конкретная фамилия – глава Комитета по энергетике Андрей Герус. И тут тоже больше всего бесит даже не сам факт, а цинизм, с которым все это делалось. Первый раз в нормальном законе неизвестно как (ох, известно) появляется та самая поправочка. Которая позволяет этот импорт. Ее в экспертных кругах так и называют – поправка Геруса. Второй раз было еще циничнее. Депутаты проголосовали за законопроект, который так и назывался – «О запрете импорта электроэнергии из РФ». Чем очень гордились первое время. Потому что в законе черным по белому импорт из РФ запрещался… за исключением сегмента «покупка на сутки вперед». Все – это настолько могучий сегмент, который позволяет вертеть ценами на долгосрочные контракты и на сейчас как угодно.

Еще в Законе был разрешен импорт электроэнергии из Беларуси. Это то же самое, что и из РФ. Потому что электроэнергия – не газ. Ее не надо физически качать по трубе из Сибири через Минск в Украину. Электроны начинают одновременно двигаться по всей длине проводника. Физика, школьная программа, да кто же ее помнит. Перетоки, местные мощности. Это уже ВУЗ, но уровня второго курса.

5 Тут дело даже не в конкретном законопроекте, а в общей вялости Комитета по инфраструктуре и транспорту под руководством главы Юрия Киселя. В принципе, достаточно сказать одно слово – «Укрзализниця». Ну, этот Набсовет смешной и нелепый из иностранцев, ставший уже героем анекдотов «почетный железнодорожник Лещенко», руководство УЗ, обвинения в коррупции, завышенные по мнению экспертов и промышленников на 20% тарифы, дефицит подвижного состава и его состояние. Всего не перечислить. И если министр это упускает или не хватает полномочий – самое время сказать свое слово главе профильного Комитета высшего органа власти в стране. Но дело не только в УЗ. Вообще инфраструктура Украины требует радикальных реформ – от речного судоходства и до местных аэропортов. Но все как-то вяло, без особых движений. То есть ничего плохого люди не делают… так и хорошего ничего. А это болото.

Вот такой мой личный рейтинг итогов года работы Верховной Рады.