Отношение к авторскому праву и торговым маркам у нас еще со времен Советского Союза было… несколько легкомысленным. Помните, как в свое время обалдели французы, увидев шампанское советского производства. Объяснили, что так делать нельзя. Но отечественные чиновники быстро выкрутились и переименовали его в… «Советское шампанское». Французы тогда обалдели еще больше. С тех пор многое изменилось. Украина стала частью Европы, у нас действуют нормы цивилизованного мира, но… отношение к защите торговых марок во многом осталось на уровне того времени. Как и судебная практика, кстати. Я сейчас расскажу о конфликте вокруг ТМ «Корвалол», борьба за которую в судах идет уже 15 (пятнадцать!) лет. С противоположными результатами.

Итак, Киевский химико-фармацевтический завод им. М. Ломоносова создал название «Корвалол» более 60 лет назад. Разработал препарат и запатентовал название. Шестьдесят лет назад! Уже много лет правопреемником этого предприятия является компания «Фармак». И все это время предприятие не просто производила препарат – вкладывала силы и ресурсы в поддержание высокого качества, отвечало за него перед потребителями, продвигало бренд на мировых рынках и в Украине. Что вполне логично для компании, которая дорожит репутацией и доверием к бренду. И «Корвалол» от «Фармак» заслуженно пользуется популярностью и доверием в 16 странах. С чем компанию можно было бы только поздравить. Но тут пошли типично украинские нюансы.

Препарат под таким же названием начали выпускать еще несколько предприятий. А что – бренд раскручен, почему бы и нет? Объясняю нюансы фармацевтических интеллектуальных прав. Действующая формула уже давно не является монопольной собственностью. То есть условно «Корвалол» может выпускать кто угодно – при наличии соответствующего оборудования, лабораторий, контроля качества и сертификации. Там очень серьезные требования, но речь о том, что монополии на формулу нет! Бери и запускай в производство. Одно условие – под своим названием. Формула общедоступна, а любая торговая марка имеет своего владельца. Во всем мире, за исключением Сомали и похожих государств. Нарушение – астрономические штрафы. Попробуйте разливать без разрешения в своем цеху кока-колу или пепси. Закончится все быстро и печально. Так что производите, придумайте бренд, вложитесь в рекламу – нормальный и законный путь.

Зачем жить по закону, если можно попробовать этот самый закон обойти? Так были зарегистрированы препараты с названиями «Корвалол-Здоровье» и «Корвалол-Дарница». Последний даже поступил в продажу. От производителей из этих компаний. Естественно, «Фармак» обращался в суд. И началось. Конечно, Украина это Европа и нормы закона у нас европейские, только… добро пожаловать в реальность. Суды длились годами, «Фармак» естественно выигрывал. Правопреемник торговой марки, какие тут могут быть вопросы – все логично. Мы конечно помним на рынках кроссовки «Абибас» и спортивные костюмы "Puna", но это был чистый контрафакт и криминал. Еще в девяностые, кстати. И вот в прошлом году Кассационный суд в составе Верховного суда поставил точку в одном из исков. И запретил фармкомпании «Здоровье» использовать обозначение «Корвалол-Здоровье». Но это не конец истории.

Если с компанией «Здоровье» суд поставил точку еще год назад, то по «Дарнице» и их «Корвалол-Дарница» процесс продолжается. Напомню, уже 15 лет идут суды, «Фармак» выиграл все инстанции, но на финише пошли невероятные новости. Верховный суд отправил дело Корвалол, которое выиграло в первых двух инстанция на повторное рассмотрение из-за административного якобы нарушения – кто-то не явился в суд на первой инстанции. То есть – начинаем с первого этапа еще на 15 лет. Самое смешное – решение было принято в отсутствие представителей «Фармак» и МРЭТ. Кстати, еще в 2017 году апелляционная палата МЭРТ признала хорошо известной в Украине принадлежащую ПАО «Фармак» торговую марку «Корвалол Corvalolum».

Простой вопрос. Мы не на словах, а на деле, в вопросах бизнеса, торговых марок и судов таки Европа? Или Сомали? Это важно для понимания – может, уже пора разливать в гараже Бургундское и Шампанское? Если мы Европа – давайте жить по правилам цивилизованного мира и не продавать кроссовки «Абибас» в торговых центрах. «Фармак» обратился к «Дарнице» с открытым письмом, в котором призвал уважать европейские нормы и права собственности на торговые марки. И деньги тратить не на судебные тяжбы, а на раскрутку собственного бренда. Ответа я еще не видел, но я вообще от природы пессимист… Схожу в спортивный магазин, куплю новые кроссовки. Кто носит марку "Puna", какие отзывы?