Попытки Кремля окончательно поглотить Беларусь, превратив ее де-факто в субъекта федерации (а программа-максимум даже шире – создание единого государства) очень поучительны для Украины. Как и постоянные комбинации бессменного лидера Беларуси Александра Лукашенко уклониться от крепких «братских объятий», сохраняя при этом все выгоды от тесного экономического сотрудничества с явным креном выгодополучения именно для своей страны.

Более десяти лет Лукашенко получал большой российский рынок сбыта и нефть с приличной скидкой в обмен на декларации о дружбе и объединении. Но последние годы Москва перешла к жесткому давлению и требует от Минска вместо слов реальных шагов.

Почему это должно быть интересно нам сегодня? Не исключено, что после окончания горячей фазы военного конфликта РФ и в отношении Украины попробует реализовать тактику «мягкого поглощения». Так что лучше будем учиться на чужом опыте уже сейчас. Чтобы не изобретать велосипед в условиях дефицита времени и ограниченного маневра. Так что следует учитывать положительный опыт защиты Лукашенко реальной независимости Беларуси и те рычаги давления, которые активно использует Москва, чтобы повернуть ситуацию в нужное русло.

Как сообщают российские СМИ, Москва и Минск согласовали законопроекты и все необходимые документы о едином Налоговом и Гражданском кодексе на уровне Союзного государства. При этом речь идет как минимум о едином Налоговом кодексе, внешнеторговом режиме, почти объединенном банковском надзоре, общем регуляторе рынков нефти, газа и электроэнергии. То есть фактически с 2022 года планируется создать конфедеративное государство с интеграцией экономик выше, чем в Евросоюзе. Договор о военном сотрудничестве уже действует. Спецслужбы РФ на территории Беларуси действуют сравнительно свободно. Так что можно сказать, что процесс поглощения соседа Кремль ведет к логическому завершению. Но не все так просто.

Стоит отметить, что в тактических комбинациях лидер Беларуси часто обыгрывает неповоротливую российскую дипломатию и спецслужбы. Гораздо успешнее, чем это делала Украина даже после начала агрессии. Под клятвы в вечной дружбе и братских народах в свое время Лукашенко очень быстро и жестко зачистил страну от российских пропагандистов с легендами «собкоров» и «независимых СМИ с российским финансированием». Кто-то узнал, что камеры бывают не только на телевидении, но и у правоохранителей, кто-то уехал, оставшиеся сделали правильные выводы. Не менее жестко прошел процесс принуждения к лояльности и патриотизму православной церкви – священники тоже быстро поняли, что Патриарх Московский далеко, а КГБ Беларуси вот прямо тут.

Поскольку со свободой слова, свободой совести и европейскими оценками состояния этих вещей Бацько особо не заморачивался и на крики возмущенной общественности не реагировал – все получилось быстро и легко. Так что сфера медиа и религии в РБ куда меньше нашпигована российской агентурой, чем в Украине. И ведет себя куда лояльнее. Преимущества диктатуры Лукашенко использовал на полную катушку.

Сейчас Минск активно реализует сразу два раздражающих Россию проекта сближения с Западом. Это переговоры Белоруской нефтяной компании о покупке сырой нефти в США (уже в 2020 году) и, вы не поверите, открытие рынка земли для покупки иностранными инвесторами. Да, в Беларуси уже около 10% сельскохозяйственной земли принадлежит иностранцам. Увеличить этот процент глава государства может за год до какой угодно цифры – законодательная база и кадастр готовы. Ну а переработка нефти с продажей в другие страны (в том числе и в Украину) готовой продукции тоже мощный фактор экономики республики. В настоящий момент он полностью привязан к России, но переговоры с США продвигаются очень активно.

Если в тактических комбинациях Лукашенко часто переигрывает соседа, то в стратегии, особенно экономической, уверенно теряет позиции. Промышленность Беларуси недостаточно модернизирована, государство в качестве собственника неэффективно, а потому продукция проигрывает импортным аналогам, сохраняя высокую себестоимость и энергозатратность. Да, Москва долго подсаживала Беларусь «на иглу» дешевой нефти и газа, на доступность своего рынка сбыта, где продукция белорусских предприятий продолжала находить своего покупателя. Увы, эти сытые годы без стимулов к развитию и серьезной конкуренции фактически привели РБ к катастрофе. Зависимость экономики Беларуси от доброго отношения Кремля практически критическая. И это все понимают. Потому как бы Лукашенко не крутился, одерживая тактические победы, общая тенденция к поглощению сохраняется. Будет упорствовать – соседи устроят экономический кризис и поспособствуют замене Бацьки на более послушного.

Итак, ключевой вопрос – как нам использовать положительный опыт Беларуси в борьбе с попыткой принудительной интеграции со стороны России и не повторить ошибок Лукашенко. Благо, со стороны виднее.

Первое – защита от агентов влияния внутри страны. Украина — это демократическая страна, у нас подписана Ассоциация с ЕС, плюс мы всерьез зависим от хороших отношений с Западом. Так что авторитарные методы Лукашенко для борьбы с «друзьями РФ» в рясах или с удостоверениями журналиста у нас не пройдут. Тем не менее, придется искать методы для сведения к минимуму деструктивного влияния этой агентуры на процессы внутри Украины. Пока очевидным представляется упор на патриотическое воспитание и противопоставление правды о войне, правды о военных преступлениях РФ в Украине. В противовес фильмам, песням и комментариям о «братских народах». Фактажа у нас вагон и маленькая тележка.

С экономикой все очевидно – любая зависимость от РФ обязательно станет ловушкой. Мы уже отказались от закупок газа у «Газпрома», но сохраняется приличная зависимость по нефтепродуктам. Из плюсов – мы уже давно ничего не получаем из РФ по «льготной цене», хотя предложения по газу звучат последние месяцы все настойчивее. Вообще альтернативные поставки это хороший краткосрочный способ рвать веревки, но в перспективе независимость гарантирует только рост внутренней добычи газа и нефти до полного прекращения импорта. По углю и электроэнергии тот же принцип. Развитие собственной добычи угля марки «Г» и перевод всех ТЭС с российского антрацита на отечественный продукт.

Привлекательный российский рынок сбыта — это тоже рычаг влияния Москвы на Киев. То есть нужно активно развивать экспорт в ЕС, на Ближний Восток и в Китай. Делая упор на продукцию с высокой добавочной стоимостью, а не на сырье. Для этого необходимы инвестиции в модернизацию производства, а для них в свою очередь – экономические реформы и гарантированная защита частной собственности. Налоги ниже, чем у соседей, их администрирование – проще. Вот такой очевидный рецепт. Для украинских и западных инвесторов. Для российских – режим максимального сопротивления. Потому что скупить на корню украинскую промышленность, банковскую сферу, землю, СМИ и прочее для Кремля проще и дешевле, чем победить в военной кампании. А цель достигается та же самая.

Кирилл Сазонов специально для Информатор.Деньги