В его честь назвали машину.

Шучу, конечно же. Повезло, потому что его убили в момент торжества. Ещё пару месяцев — и он бы начал выгребать за всё, что натворил за предыдущие 4 года (и наверняка за то, что «неправильно» вёл бы себя с побеждёнными южанами).

Внезапно мой старый пост снова стал актуальным. Итак...

Линкольна выбрали в декабре 1860-го, инаугурация прошла в марте 1861-го, когда треть штатов уже сказала «Только через наш труп», захватила банки, суды, госадминистрации и арсеналы. Всё это время Линкольн пытался договориться, убедить и найти компромисс. Администрация была полна теми, кого журналисты ласково называли «медноголовыми змеями» — сторонниками примирения и «договорняка». На момент штурма форта Самтер из войск у него было ополчение трёх северных штатов. Изначальный энтузиазм быстро сменился рациональным страхом, и добровольцев в армию нужное количество не набралось. Объявили мобилизацию, от которой в Канаду в общей сложности сбежало 280 тыс. человек. (На Юге сбежало 100 тыс., но их и было в 3 раза меньше). Пришлось мобилизовать иммигрантов: немцев и ирландцев (фи-фи-фи). Очень скоро началась инфляция (единственная радость — на Юге она была больше).

В Конгрессе — неустойчивое большинство, периодически превращавшееся в оппозицию. Президент пообещал подавить бунт за пару месяцев. Первая же битва обернулась позорным разгромом северян, а война затянулась на 4 года. За первые два года сменилось 5 главнокомандующих (некоторые успели побывать на должности всего пару месяцев). Прекрасные организаторы и интенданты почему-то терпели поражения в битвах.

Был принят план «Анаконда» — изоляция всех южных штатов и ожидание того, что с голодухи они одумаются и пойдут на переговоры. Штаты Конфедерации, кстати, были классическим сырьевым придатком Британии — поставляли большую часть хлопка на текстильные фабрики Туманного Альбиона. И поэтому были очень богатыми — могли швыряться деньгами как на развлечения, так и на армию. Вот только ружей своих было мало почему-то. Но Британия стремилась уладить конфликт дипломатическим путём до последнего. А мотивация Севера в плане «удушения» была сложной:
1. Ну, это же наши сограждане, зачем их убивать, даже если они неправы?
2. Почему наши парни должны умирать из-за этих чёртовых ниггеров?
3. Мы же все разумные люди — можем договориться.
4. Вот сейчас мы пойдём всё там рушить — а потом нам же за собственные деньги это всё восстанавливать?

А пока ждали ответа с той стороны, начальство из Вашингтона требовало ну хоть каких-то военных побед для дипломатического торга. Результаты такого подхода лучше всего иллюстрируют две цитаты. Одна, генерала Джексона перед Фредриксбергом:
«Бёрнсайда только назначили на должность главнокомандующего, Вашингтон требует действий. Поэтому ему некуда деваться — он начнёт переправу и будет атаковать нас там, где мы его ждём».

И вторая, генерала Буфорда перед Геттисбергом:
«Вот эти холмы. Пока командование ждёт и сомневается, их займут южане. А потом из Вашингтона придёт телеграмма с требованием решительных действий, и наши парни будут гибнуть, пытаясь отбить эти холмы назад». (После чего самовольно завязал битву с передовыми частями южан).

Вообще, у северян не было действительно ярких полководцев. Армия держалась на офицерах среднего звена (вроде пресловутого полковника из штата-родины Стивена Кинга, на гражданке бывшего школьным учителем латыни — а потом ставшего многократным губернатором), а знаменитости вроде Улисса Гранта и Шермана отличались не столько стратегическим гением, сколько упрямством и методичностью (а также, в некоторых случаях, алкоголизмом). И северяне победили именно потому, что были презренными скупыми и расчётливыми янки. Они не сорили деньгами, а считали, что, где и сколько надо. Сколько ружей и патронов, повозок, лошадей и корма, поездов и угля, палаток и одежды (заметили, что во всех фильмах северяне в униформе, а южане — в чём с фермы пришли?). Сколько людей нужно Шерману, чтобы в любой момент иметь возможность обойти оборону южан в Джорджии. Сколько дней может продержаться Виксбург. И (моё любимое), пленные из каких дивизий есть на второй день битвы при Геттисберге... ага, нет пленных из дивизии Пиккетта... значит это и есть последний резерв генерала Ли.

Ну, и пришлось забыть об «удаве», расхреначив к чёртовой бабушке половину железных дорог и заводов Юга в процессе «похода к морю».

Так что вовремя Абрахам словил пулю. Ветераны ещё протрезветь после победы не успели. (Да, а потом пришлось на несколько лет отменить процедуру демократических выборов в части южных штатов, а то желающих «переиграть по новой» там нашлось слишком много).

За время войны погибло 800 тыс. человек. Вот так.

Дисклеймер. Данный текст является сугубо манипулятивным. Любые аналогии и передёргивания должны быть немедленно выявлены и преданы осмеянию.


Бонус

«Ассоциация ветеранов мексиканской войны осуждает варварские действия по блокаде южных штатов! Из-за поспешных и необдуманных поступков некоторых личностей, прикрывающихся своими военными заслугами, под угрозой находится промышленность Севера! Не время считать чужие деньги! Нам не хватает единства! Ещё немного, и на нас снова нападёт Британия! Подумайте, как мы выглядим в глазах Европы! ОСТАНОВИТЕСЬ!»