Це називається «заплатив»! Чотири ре і дванадцять бу...
(с) Лесь Подерв'янський «Йоко і самураї»

Кто платит – тот и заказывает музыку, вы же в курсе?

Так вот, это утверждение – типичный пережиток архаического мышления, при котором каждый в прямом смысле добывал себе пропитание сам, не вовлечённый в какие-либо операции обмена. Психологическая причина такого отношения тоже, в принципе, ясна: когда человек добывает себе еду у всех на глазах – это самоочевидное доказательство того, что он честный и никого не обманывает. А если у него еда появляется в обмен на что-то – это сразу вызывает подозрение в том, что в деле что-то нечисто. А как только есть подозрение – поди оправдайся (как мы знаем, доказать отсутствие чего-то, в том числе злых намерений, невозможно в принципе). Поэтому проще вкалывать как все – чтобы тебя попросту не за что было обвинять.

Однако хитрые и ленивые люди придумали обмен товарами (ладно, обмен одной определённой услуги на товар был придуман раньше, но именно этот конкретный тип обмена до сих пор считается порочным), и теперь «простому человеку» пришлось смириться с фактом, что не каждый изготавливает себе копьё и палочку-копалочку, а наличествует некая палочно-копалочная специализация. Эту прискорбную истину общественное мнение принять было готово, но с оговорками: хоть что-то человек должен делать руками (и не то, о чём вы подумали), а прочее – попытка избежать честного труда. К числу же вышеупомянутых беглецов от нормы принадлежали, натурально, всякие торговцы, умники и творческие бездельники, которые ничего полезного не изготавливали, зато жрали в три горла, развращая своим примером незрелую молодёжь.

Вам знакомы такие рассуждения от бабушек и предпослепенсионных начальников среднего звена? Не удивляйтесь – это архетип, которому уже много тысяч лет. И воспроизводится он из поколения в поколение, независимо от того, каменный век на дворе или информационный.

Суть идеи проста как топор (потому она и столь живуча): человек, получающий деньги за работу, продаёт свою волю. То есть перестаёт быть гражданином (в первоначальном смысле слова, т.е. членом общины, общества, коллектива), а значит и не заслуживает всех привилегий, связанных с этим высоким званием.

Потому что работа мозга невидима: как ты докажешь, что ты думаешь о полезном, а? То же касается и «всякой болтологии». Ну, вы в курсе: языком п... плести – не мешки ворочать, не так ли? ("Не так", – говорят физиологи, но кто их слушает). Поэтому "работа руками"(тм) – честная и принадлежит себе, а языком и мозгами – это приятный, но необязательный довесок. И если община тебе за неё что-то подарит – будь благодарен. А пытаться продать работу языком – это проституция. В прямом смысле слова.

Первым известным нам примером такого отношения был знаменитый Сократ. (Не то, чтобы раньше такого не было – просто письменных источников не осталось, а вот о ехидном афинянине его бывший ученик Платон написал много и красиво). Будучи знаменитым философом (в смысле, мудрым человеком, а не профессором КНУ), он щедро дарил свои знания согражданам и даже гостям столицы родного полиса. А жил, фактически, подаянием, так как по старости сам хозяйство вести уже не мог. И считал это нормальным.

Ибо член общины (полиса) должен отдавать ему всё, что может, и получать от каждого собрата столько, сколько тот может уделить: то есть за свои уроки Сократ с равным успехом мог получить три солёных рыбины или несколько серебряных тетрадрахм – и был бы (по собственным утверждениям) одинаково благодарен.

И где-то в те же времена в Афинах (т.е. по Элладе вообще, но особенно в Афинах, так как там было много денег) появились бесчестные люди под названием софисты, т.е. мудрецы (сарказм детектед). Они учили своей мудрости юношей, но... но.... о ужас! ТРЕБОВАЛИ ЗА ЭТО ПЛАТУ! Стандартную. По таксе. За день работы.

Для философов старой закалки, включая Сократа, это было опошлением всего смысла работы философа. Как так? Брать деньги за время? Как какие-то порны: в смысле, портовые шлюхи? Да они и есть шлюхи мужского пола, продающие свои знания! Негоже истинному гражданину... (и далее по тексту).

Однако, жестокий мир капитализма, как мы знаем, победил архаику... Но потом пришли варвары и откатили Европу к дефолтным настройкам (АКА Средневековье): и переписка средневековых университетских профессоров наполнена нижайшими прошениями к принцам и прочим государям выделить им от щедрот своих, сколько не жалко, а также ехидными напоминаниями своим студентам о том, что чернила, пергамент и розги, потраченные на их обучение, в число "бесплатных" бонусов не входят. Но не за сам процесс обучения – Божезбав!

Но капитализм вернулся, и процесс обучения вновь перешёл в разряд законной услуги, за которую не зашкварно требовать фиксированной оплаты. По одной простой причине: теперь эта услуга не просто приносила ученику лестное звание "человека вчёного", но и непосредственно влияла на уровень его дохода (путём перехода из класса разнорабочих в класс мастеровых). Пропало ли после этого отношение к людям без своего собственного дела как к низшим существам? Ага, щаз!

Наоборот, круг таких личностей расширился!

Дело, конечно, не столько в отношении к знаниям, сколько в капитализме как способе мышления вообще. Промышленная революция не в последнюю очередь была обусловлена демографическим взрывом на селе, из-за которого в города хлынуло огромное количество молодых людей без знаний и опыта, готовых на любую работу. Они и сформировали то, что товарищ Маркс обозвал красивым латинским словом пролетариат (которое изначально означало совсем другое). Эти люди продавали свой труд в прямом смысле слова, то есть не владели ничем, кроме своих цепей рук и свободного времени – которые и выставляли на торги на свободном рынке. И соответственно...

Да-да-да, вы не ошиблись, соответственно, они приравнивались к проституткам – людям, которые торгуют своим телом. С почасовой оплатой – всё сходится.

Могут ли такие люди претендовать на то, что у них есть своя воля? Естественно, нет!

Именно такие рассуждения и лежали в основе первых демократических избирательных системах Европы (которые сначала были реализованы в Америке). Для голосования человек должен обладать своим делом, иметь собственный дом (а не съёмный) и жить в своём округе постоянно. В общем, право голоса имеет гражданин – то есть человек, свободно распоряжающийся своим имуществом, своей волей. Человек, который продаёт свою работу, не имеет своего голоса! Точка.

Под ту же гребёнку попадали и женщины. Нет, Господь создал всех равными, да... Но ведь женщина живёт за счёт мужа. Где это такое видано, чтобы женщина вела своё дело? Вы ещё проституткам право голоса дайте!

Поэтому женская эмансипация (движение суфражисток), началась именно тогда, когда появились первые женщины-предприниматели (в широком смысле слова, не только в сфере "купи-продай"). А первые феминистки – это держательницы модных салонов, поэтессы и писательницы, художницы, журналистки и просто меценаты. В общем, люди, которые обеспечивали себя сами!

Думаете, пролетариями и женщинами список ограничивался? Как бы не так! В каждой стране находили множество других причин вывести определённый разряд людей из списка голосующих. Голосовать не имеют права военные: у них нет своей воли – только приказ командира. Голосовать не имеют права чиновники: их воля – это воля Государства... то есть, опять-таки, они несвободны, а следовательно неполноправны!

Как видите, во всех случаях вопрос сводился именно к полной свободе: независимости и от работодателя, и от супруга, и от начальства в широком смысле слова. И когда в конце XIX — начале XX века волна демократизация уровняла в электоральных правах всех людей, кроме школоты (кстати, больше всего в этом деле проявили себя коммунисты и фашисты, бггг :) ), то старые элиты в ответ стенали: куда катится этот мир!

Как вы думаете, исчезло ли в результате таких радикальных реформ подозрительное отношение к тем, кто получает за свою работу зарплату, всем этим писакам, журналюгам и блоггерам? Вопрос риторический...

На этой лирической ноте я оставляю читателя наедине с его рассуждениями...


...и не забудьте подумать, кто заплатил автору за этот креатив и зачем ему это надо?


Другие статьи на тему КАПИТАЛИЗМ:

1. PROTEGE ET LIBERATE. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СИЛЬНЫЙ С СИЛЬНЫМ ЛИЦОМ К ЛИЦУ

2. ГРЯЗНОЕ ДЕЛО

3. В ЗАЩИТУ ПРОСТЕЙШИХ



Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.