— Завтра двадцать лет, как Светлана Михайловна работает в школе.
— Ну, соберём по трёшке, купим ей… крокодила!
(с) «Доживём до понедельника»

Наш мир – сложная система. В ней не бывает так, чтобы одно простое действие приводило к единственной однозначной и быстрой реакции. Любое движение натягивает все ниточки в этой огромной сети, а не лишь ту, на которую вы смотрите в данный момент. Нити эти идут бесконечно далеко и бесконечно запутанными путями, так что «ответка» может внезапно прилететь совершенно с другой, неожиданной стороны. Более того, прилететь может (и чаще всего так бывает) не сразу, а через некоторое время. И не вам, а вашему сменщику.

Так оно происходит и в Украине, причём на совершенно разных временных и пространственных шкалах. Кризис 2014-15 годов был отложенной реакцией на художества Януковича, Азарова, Арбузова и прочих ответственных профессионалов донецкой закалки. Разгребать его, как мы помним, пришлось уже командам Турчинова, Яценюка и Порошенко. И относительная экономическая стабилизация, которую мы наблюдаем сейчас (не зрадофильствуйте, Украина последовательно выбирается из ямы) – именно последствие их работы. Бонусы с которой, как мы видим, получает уже команда нового президента.

Верно и обратное. Дипломатические проблемы Украины (скандал с возвращением РФ в ПАСЕ, продвижение российских газовых интересов в Европе и т.п.) – последствие инертности дипломатии Порошенко, его безосновательной надежды на то, что «весь цивилизованный свет сейчас вломит агрессору – нам надо только подождать». Разгребать, как видим, пришлось уже Зеленскому – зачастую халтурно (последствия чего, как вы уже поняли, тоже вернутся бумерангом не сразу).


Об этой отсроченной реакции следует помнить и при обсуждении вопросов образования. Думаю, каждый из вас знаком с основными тезисами двух самых заметных подходов к его оценке в современной Украине. С одной стороны: «Советское образование было лучшим, а в независимой Украине идёт последовательное разрушение этой целостной системы». С другой: «Советская система образования калечила психику детей, лишала их инициативы и пичкала знаниями, не нужными в современном мире».

Неочевидная ошибка в обоих рассуждениях, как только дело доходит до аргументов, сводится всё к тому же: все события после 1991 года автоматически «начисляются на баланс» независимой Украины. Зачастую неправомерно (хотя и не всегда).

Что такое была советская система образования?

Вопрос, на самом деле, с подвохом, потому что СССР существовал 70 лет, и система образования в нём никак не была чем-то постоянным, как во времени, так на всех его пространствах.

Образование 20-30-х в основном было типичным «ликбезом». Молодая страна победившего большевизма потеряла большую часть технической и гуманитарной интеллигенции имперских времён, а поезда должны были ездить, пушки – стрелять в цель, да и похвастаться интересными книжками тоже было полезно с точки зрения пиара. И практически 20 лет ушло на то, чтобы сформировать систему, способную подтянуть вчерашнего босяка с уровня дваждыдвачетыре до использования логарифмической линейки и написания связного текста без грамматических ошибок.

Это было время рискованных педагогических экспериментов, зачастую провальных. Впрочем, это мало сказалось на общих результатах по одной очень печальной причине – абсолютное большинство выпускников этих годов физически не пережили голода, террора 30-х и Второй Мировой. Но одно важное последствие всё же было: сформировалась прослойка педагогов, чуть ли не фанатично относящихся к своему делу (комсомольский задор с возрастом трансформировался в фанатичный огонь несения знаний детям).

И уже с поздних 40-х в СССР образование в целом очень сильно меняется. Во-первых, благодаря упомянутым выше учителям из 20-30-х. А во-вторых... благодаря недобитым имперским элитам.

Да, следует помнить, что в 1942 Сталин, убедившись на практике, что идея всемирной революции уже завтра с коммунизмом на десерт на фоне поражений на фронте как-то не сильно вдохновляет народ, сделал разворот на 180°: тогда разрешили (под контролем органов) православную церковь, вернули офицерские звания и погоны (святотатство для истинных большевиков, если кто не знает), в оценке истории сместили акценты с марксизма на российское имперство (для примера, в учебниках 41-го Российскую Империю и её деятелей именовали исключительно «феодально-реакционными кругами», а уже в 45-м – «государственными личностями, в меру своего ограниченного кругозора пекущимися о благе страны»).

Коснулась эта «амнистия» и проживавших в коммуналках дочерей имперских профессоров, которым в своё время разрешили, в виде великой милости, учить пролетарских детей грамоте. Со времён революции прошло уже 30 лет, старые обиды подзабылись, а профессиональное цеховое братство (и сестринство) педагогов всегда было сильнее сословных и классовых различий. И вчерашние комсомольцы образовали с позавчерашними приват-доцентами идеологически довольно сплочённую группу: «людей, несущих знание».

Среди прочего этих людей отличала очень важная особенность: они были позитивистами, в смысле, они чётко внутри себя определяли, что есть хорошо, а что есть плохо. И действовали так же без колебаний: хорошее взращивать, плохое искоренять. (Под каток попадали то генетика, то кибернетика, то теория сложных систем... но кого это тогда волновало).

(Касательно разгрома советской школы генетики. Не следует всё валить на Лысенко. Тот, конечно, был мудаком редкостным, но он опирался на очень мощный слой учёных доктринёров, которые заранее знали, что должно быть правильным, а что нет. Именно эти люди и сформировали ту самую советскую школу... Вот такой парадокс... На самом деле нет).

Именно в те десятилетия и формируется пресловутая целостная система советского образования, где все предметы (особенно естественнонаучные) образовывали единый блок: от математики до биологии, – между швами которого нельзя было и иголку просунуть. Тогда же, кстати, воцаряется и знакомая нам школьная эстетика: коричневые костюмы и платья с белыми передниками, – на самом деле это было возвращение юнкерских, прусских представлений об образовании, царивших в Российской Империи перед революцией.

5df623c622332.jpg

5df62362e07ff.jpg
Сверху школьная форма предреволюционной Российской империи, снизу – советская, рубежа 1940-50-х

Именно этот период и является тем «золотым веком», о котором с ностальгией вспоминают те, кто тогда учился, и те, кто любит красивые сказки. Реальность, конечно, не была такой радужной: к «высокому стандарту» удалось привести лишь большую часть школ республиканских столиц, Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Даже в городах-миллионниках наблюдались проблемы с кадрами, способными адекватно изложить учебную программу (без иронии, великолепную). О сельской местности, наполненной крепостными колхозниками, уж и говорить не приходится: и разрыв в образовании немедленно вылазит уродливыми снобистскими высказываниями о «колхозных детях», лимите и прочих хамах, копошащихся у ног великих «исконных» горожан (зачастую родившихся в том же селе или в лучшем случае через несколько лет после переезда родителей в город).

Фанатизм, в том числе педагогический – палка о двух концах. С одной стороны, эти учителя действительно горели своей работой и воспитывали хороших людей и специалистов. С другой... Сказалась традиционная слабость (если не сказать «боязнь») гуманитарных наук в Совке – не было механизмов передачи умений преподавания будущим поколениям учителей, которые и знать-то не знали, как, где и почему были сформированы те подходы, по которым они учились сами и теперь должны были учить детей.

Наступили времена Застоя, и новое поколение учителей, постепенно входившее в силу (становившиеся «опытными учителями», завучами, директорами, инспекторами РайОНО), потеряло нить, которую создали их воспитатели, продолжая механически «тянуть лямку», повторять истины, прописанные в методичках, без их глубокого понимания. А поскольку наука не стояла на месте, то и изменения в программах были необходимы – вот только уже не осталось людей, способных свести все новые знания в разных дисциплинах в нечто единое. Да ещё и «пробить» эти изменения на высшем уровне. Пофигизм стал овладевать педагогической массой – уже массой, а не коллективом личностей. Если что-то меняли, то только по мелочёвке, чтобы не сильно выделяться из общей массы. И стройная система «поплыла»...

Проблемы стали вылазить уже в 80-х. «Старая гвардия» один за другим оставляла школы и педВУЗы, а адекватной замены им практически не было. Паллиативное «спасение» было найдено – начинают выделяться «элитные» школы (будущие гимназии и лицеи), но основная масса учителей стала превращаться в сотрудников, выполняющих работу «от звонка до звонка».

Экономический кризис 90-х сложился в педагогике с кризисом идеологическим. Не в смысле смены флагов, а в смысле понимания того, зачем вообще нужна профессия педагога. Естественно, проще было обвинить во всём злобное правительство, которое не платит зарплаты, чем заставить измениться самих себя – и огромная масса украинских педагогов нижнего и среднего звена вновь образовала замкнутую группу... но уже консервативную, брюзжащую и безуспешно изживающую комплекс неполноценности. Современная НАПНУ с её пресловутыми «Лептонными Богами» и переведёнными гугл-транслейтом диссертациями – это всего лишь пена на вязком болоте, в котором тысячи людей говорят слова без мыслей и учат детей тому, что им самим не интересно.


Что с этим делать?

Не знаю.

Могу сказать лишь одно. Если кто-то возьмётся расчищать эти Авгиевы конюшни – пусть не ожидает скорого отклика. Потому что наш мир – сложная система, и в ней не бывает так, чтобы одно простое действие приводило к единственной однозначной и быстрой реакции. И последствиями вашей работы насладитесь уже не вы.

P.S. Подчёркиваю, что в статье идёт речь об общих тенденциях. В любом болоте есть немалое количество достойных людей, но, увы, не они определяют лицо группы.


Acknowledgments

Учителям, которые учили, а не выполняли функциональные обязанности


Данный блог является научно-популярным. В статье могут быть изложены точки зрения, отличные от мнения автора.


В порядке саморекламы

Вашему вниманию предлагается уже три (!!!) книги:

1. Сим объявляется подписка на новую книгу Хавра «Величний Світанок OFTHEMAYBUTNIE». (вполне себе приключенческую! «на злобу дня, месяца, года, века!..» ;-) Спешите добыть -- и не говорите, что не слышали! :)))

https://balovstvo.me/khavr/svitanok

2. Перед вами единственная и уникальная (вру, третья и улучшенная) форма для заказа книги Алекса Хавра «Сказки Нового Времени, или что вам не говорили в школе, да вы и не спрашивали». Спешите, последняя гастроль в этом тысячелетии!

https://balovstvo.me/skazki-novogo-vremeni

3. Передзамовлення книги «А потім прийшов Цезар…» видавництва «Фабула»

https://fabulabook.com/product/a-potim-pryjshov-tsezar/

В порядке саморекламы-2

Канал в Телеграме: https://telegram.me/KhavrHistory

Мои гениальные работы, вдохновляющие цитаты и просто материалы на историческую тему, которые мне кажутся интересными :)

Если у вас внезапно есть желание поддержать исторический Провал канал, чтобы он не сильно проваливался, то вы можете сделать это здесь

https://balovstvo.me/donate/khavr