О перспективах «Нового экономического курса» Юлии Тимошенко

21 сентября прошел второй, организованный Юлией Тимошенко общеукраинский Форум, уже традиционно названный «Новым экономическим курсом». Обнародование экономической программы выступает важным и ожидаемым этапом избирательной кампании Юлии Тимошенко. Примечательно, что Форум позиционировался его организаторами не как партийное мероприятие ВО «Батькивщина», а как проект всего украинского общества, открытый для интеллектуальных и творческих усилий всех людей, заинтересованных в развитии страны. Этим также дополнительно акцентируется и позиционирование самой Юлии Тимошенко не просто как руководителя одной из политических сил, а как потенциального лидера всей страны, оправданно претендующей на занятие высшей государственной должности.

Методология «Нового экономического курса» Юлии Тимошенко

Знакомство, даже предварительное, с материалами Форума, показывает, что основой предполагаемой экономической политикой Юлии Тимошенко выступает, в первую очередь, денежно-кредитная политика, приоритет развития банковской сферы и сферы денежных отношений. Вопросам же реализации политики в области производства, а также собственно инвестиционной политики, в материалах уделено значительно меньше места. Исторический опыт монетарных реформ свидетельствует о том, что хотя достаточное их число оказалось успешным, но и число «провальных» среди них, тоже значительно. Уместно также отметить, что в последние годы, мировая практика стратегического планирования больше сосредоточена на постулатах поведенческой и институциональной экономики. Подобный подход был бы и уместен для Юлии Тимошенко, в свете ранее провозглашенных ею перспективных программ разработки Общественного Договора Украины и Новой Конституции страны. Однако, в программе возобладали иные позиции, видимо, в силу профессиональных интересов и опыта большинства ее разработчиков.

Отличительной особенностью предлагаемой Тимошенко концепции выступает ее четкая и глубокая методологическая проработка. Например, исходным пунктом концепции выступил анализ тех трендов мирового экономического развития, которые оказывают влияние на Украину, детерминируют ее место в системе современных мирохозяйственных связей. Правда, в качестве наиболее значимых, выделяются снова же тренды глобальных финансовых рынков. В качестве основного технологического тренда мирового хозяйственного развития, единомышленники Тимошенко, выделяют четвертую промышленную революцию и переход к шестому хозяйственному укладу экономики знаний. Разумеется, с этим нельзя поспорить. Важным и перспективным для практической реализации выступает тезис о создании в Украине национальной инновационной экосистемы. Но, снова же, необходимо отметить, что надлежащей операционализации данное понятие в тексте программного документа, не получило. Нельзя не отметить, в качестве положительного момента анализируемой концепции и значительное внимание уделенное в ней мировым и региональным вызовам и угрозам для украинской экономики.

Нельзя не согласиться с ключевым тезисом Тимошенко о том, что преодоление глубокого экономического кризиса в Украине возможно лишь на основе принципиально новых подходов к государственному управлению, взаимодействию власти, общества и бизнеса. В представлении авторского коллектива новые подходы к этому взаимодействию должны быть основаны на осознании серьезной исторической ответственности, новом государственном мышлении и активном использовании потенциала самоуправления гражданского общества.

Факторы экономического кризиса

Глубокий экономический кризис, в котором оказалась Украина, Тимошенко объясняет тремя группами факторов: 1) долгосрочными системными стратегическими ошибками; 2) форс-мажорным фактором внешней военно-политической агрессии; 3) системными ошибками в сфере денежно-кредитной политики, валютном и банковском регулировании, экономической, финансовой и институциональной политики. К сожалению, в этом перечне не нашлось места таким факторам, как разрушение системы сложившихся хозяйственных связей, пренебрежение вопросами сохранения кадрового потенциала страны, ошибками в антимонопольной политике, политике приватизации/национализации, отказ от влияния государства и общества на структуру фондов хозяйствующих субъектов и отказ от политики регулирования распределения и потребления. Совокупное действие всех указанных факторов не только объясняет необходимость нового экономического курса, но и делает такой курс неизбежным.

«Новый экономический курс» и общественный договор для Украины

Новаторской по своему характеру выступает диагностика существующей институциональной среды украинской экономики и регулирующей ее нормативно-правовой базы. Однако, в материалах Форума «Новый экономический курс» прослеживается определенный разрыв от ранее выдвинутых Тимошенко идей Общественного договора и проекта Новой Конституции Украины. Хотя в них и содержится прямая отсылка к этим более ранним и более значимым программным документам, но отсутствует четкое обозначение связи их положений с конкретными мерами в области экономической политики. «Новый экономический курс» оказывается, в определенной мере, оторванным от «Нового курса Украины». Не случайно, что зрители трансляции выступления Юлии Тимошенко на Форуме, обратили внимание на то, что в зале отсутствовали видные украинские философы и обществоведы – авторы предыдущих программных документов и задавали вопрос: «А где же наши философы?».

Сфера профессиональных интересов разработчиков «Нового экономического курса» сказалась в преувеличенном, на наш взгляд, внимании к деятельности Центрального банка. При всей важности темы эффективности и обоснованности действий регулятора, я полагаю, что более важной является именно промышленная политика, так как без восстановления реального сектора экономики, развития производящих отраслей и дополняющей их сферы услуг, даже самая прогрессивная кредитно-денежная политика будет неэффективной.

О новой бюджетно-налоговой политике

Очевидным достоинством «Нового экономического курса» является подробное, обоснованное видение новой бюджетной и налоговой системы Украины. Хотя здесь требуется более углубленный анализ приемлемости конкретных предложений в существующих украинских условиях (например, отмена НДС, переход от системы социальных взносов к персонализированным счетам, введение налога на конечное потребление и продажи). При всей привлекательности предлагаемой налоговой системы, думаю, что на данный момент в стране отсутствуют надлежащие условия для осуществления указанных реформ.

О международной поддержке украинских реформ

Предлагаемая программа интересна тщательно проработанным разделом о внешнеэкономической деятельности и международных механизмах поддержки проводимых национальных экономических реформ.

Достоинством рассматриваемой программы выступает четкое выделение и формулировка частных задач, которые необходимо решить для достижения обозначенных целей «Нового экономического курса», сопровождаемое не менее четким выделением направлений конкретных мероприятий. Наличие таких четко выделенных блоков делают указанную программу не просто политическим документом, а определенным руководством к действию, планом разработки дальнейших более конкретных управленческих решений.

О национальной инновационной экосистеме

Существенно важным моментом «Нового экономического курса», на мой взгляд, выступает обозначение структурных элементов национальной инновационной экосистемы, включающей в себя национальный научный парк, инновационный парк, технологический парк, технополис и иновационные кластеры.

О некоторых недостатках предлагаемой программы

Если обратиться к анализу отраслевой части «Нового экономического курса», при всей привлекательности мероприятий, предусмотренных для отраслей энергетики, логистики и аграрного сектора, считать эту часть завершенной, никак нельзя. Текст «Нового экономического курса», к сожалению, не содержит проработанной системы мероприятий по восстановлению национального машиностроения, электронной промышленности, химической и фармацевтической отраслей, биоинженерии, металлургии. На наш же взгляд, именно эти отрасли могут стать одними из основных центров инвестиционного развития страны.

К сожалению, в тексте программы не нашла надлежащего отражения проблематика рационального природопользования (за исключением, отношений землепользования), а также рационального размещения производств и построения территориально-производственных комплексов. Формирование же последних, нам представляется, существенно важным в перспективе углубления процессов децентрализации и формирования хозяйственно самодостаточных территориальных общин.

Для современной Украины достаточно острой становится проблема снижения уровня квалификации рабочей силы, снижения производительности труда и нарушения процессов нормального воспроизводства трудовых ресурсов. К сожалению, конкретных предложений по решению этой проблемы «Новый экономический курс» Юлии Тимошенко не содержит.

Очевидной проблемой нашей страны является и насущная необходимость реформирования системы внутрифирменного менеджмента, повышения его эффективности и качества. К сожалению, эти вопросы также не нашли надлежащего отражения в программе.

Завершая обзор материалов «Нового экономического курса», хочу подчеркнуть, что обнародование программы является значительным событием политической жизни Украины. Ничего подобного политические силы Украины не предложили и вряд ли, предложат. Материалы отличаются не только великолепным теоретическим анализом, учетом накопленного мирового опыта, логичностью и систематичностью, но и проработанностью предлагаемых мероприятий на всех уровнях их возможной реализации – от уровня макроэкономической системы государства до конкретной фирмы.