site.ua
sandbox

Как хорошо уметь читать

22 Апрель 2016 / от Катерина Титарева (author)  (фото: )

Ньютону на голову упало яблоко — и произошло гениальное открытие. Иногда на голову падает книга — и тогда появляется отличная песня. На заре цивилизации песни были связаны с рассказами куда тесней: например, Гомер свои «Илиаду» и «Одиссею» исполнял голосом, подыгрывая себе на лире. Намного, намного позже энтузиасты записали их в первые книги. К тому времени авторы песен расширили ассортимент сюжетов, удалившись от религиозных и мифологических кулстори и включив в репертуар сказки и описания текущих событий. Вроде как брали новостные заголовки и превращали их в песни.

Прошло много лет, сменились эпохи, родилась, выросла, закончила школу и поступила в колледж рок-музыка. Ее запросы выросли пропорционально, захотелось странного: и теперь крутые идеи из литературы стали влиять на крутые пластинки. Когда The Beatles записывали Tomorrow Never Knows для эпического альбома Revolver, Джон Леннон держал в уме книгу Тимоти Лири, Ральфа Мецнера и Ричарда Альперта «Психоделический опыт: руководство по приёму психоделиков», что, в общем, неудивительно. В книжке советовали «выключить мозги, расслабиться и плыть по течению». Ну кто бы устоял.
Через семь лет во время записи четвертого студийного альбома (1973 г.), Леннон вдохновлялся другой важной книжкой. Это была Mind Games: The Guide To Inner Space Роберта Мастерса и Джин Хьюстон, его жены. После выхода песни Леннон позвал Мастерса на рюмку чая и объявил ему: «Я ваш фанат. Это вы написали Mind Games».

В том же, 1973 году, у Дэвида Боуи появились амбициозные планы превратить «1984» Джорджа Оруэлла в постановку для живого театра. Оруэлл права на такую постановку Боуи не дал, поэтому все обломалось. Однако остатки этой идеи короля глэм-рока нашли себе дорогу в альбоме 1974 года Diamond Dogs. Послушать можно на второй стороне пластинки, в частности, песни: We Are The Dead, 1984 и Big Brother.

Невзирая на то, что предыдущий роман Оруэлла, «Скотный двор» (1945 г.) породил еще большую кучу песен (например, Disturbance At The Heron House группы R.E.M., Animal Farm Хэйзел о'Коннор и альбом Pink Floyd 1977 года Animals among them), беспросветное будущее вроде того, что изображено в «1984» постоянно компостирует мозги нереальному количеству самых разных музыкантов.
Гэри Ньюман, например, очень сильно врубился в «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа Дика, когда писал свое нью-вейв/электро-поп Are «Friends» Electric? А мамонты британского хэви-метала Iron Maiden переосмыслили «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли в шестиминутной композиции в одноименном альбоме 2000 года.
Кажется, еще у прог-рока крепкий роман с литературой. И шоу об этом союзе явно не для публики младше шестнадцати: амбиции прог-рока прорастают на книжных идеалах. К примеру, возьмите Rush и их альбом 2112 (1976 г.) Первую половину альбома (целую сторону пластинки) занимает композиция, вдохновленная антиутопией «Гимн» Айн Ренд (которой, кстати, и посвящен альбом). Речь в песне идет о мрачном будущем 2112 года, где миром правят Жрецы Храмов Сиринкс во Вселенной, захваченной Красной Звездой Солнечной Федерации.
О песне Pantagruel's Nativity группы Gentle Giant тоже можно рассказать историю. Это первый трек их пластинки 1981 года Acquiring The Taste, вдохновленной Франсуа Рабле с его «Гаргантюа и Пантагрюэлем», к которому, кстати, Gentle Giant еще не раз вернулись в своей карьере. Основатели группы, братья Шульманы, страшно упарывались по Рабле. Даже группу назвали с намеком.

Но тормозить на одной стороне виниловой пластинки — это искуственно себя ограничивать. Зачем, если есть вторая сторона? Или даже двойной альбом, если вы Джефф Уэйн с его инсценировкой уничтожения Земли из «Войны Миров».
Рик Уэйкман, тем временем, прямо в 1974 предпринял путешествие к центру Земли (Journey To The Centre Of The Earth) с Лондонским симфоническим оркестром в качестве групповой поддержки и романом Жюля Верна в качестве путеводителя.
Год спустя британская арт-рок группа Camel выпустила длинную инструментальную композицию под влиянием рассказа Пола Гэллико «Белая Гусыня» (1941 г.) Решение писать музыку по книгам логично следовало из предыдущего альбома Camel, Mirage, для которого они записали сюиту Nimrodel/The Procession/The White Rider, вообще вдохновленную «Властелином колец».
Это не единственная группа, которая искала вдохновения у Толкиена. Например, Led Zeppelin написали Ramble On под впечатлением от путешествий Фродо. Кстати, прежде чем обратиться к трилогии о кольцах, Led Zeppelin записала композицию The Battle Of Evermore, где Роберт Плант пел дуэтом с Санди Денни, а Джимми Пейдж вообще играл на мандолине. Всякие эксперты из параллельного мира толкинистов (прикиньте, у них тоже есть эксперты) рассматривают эту песню как описание Битвы на Пеленнорских полях из третьей книги «Властелина колец».
Среди прог-роковых музыкантов-читателей есть группа Genesis и ее альбом A Trick Of The Tailwas, для которого Тони Бэнкс написал песню по мотивам «Наследников» Уильяма Голдинга. Кстати, это была не единственная песня, вдохновленная романом Голдинга. Например, группа U2 прибегала к его работам по крайней мере дважды: White As Snow с пластинки 2009 года No Line On The Horizon (в качестве источника творчества — роман Голдинга «Воришка Мартин») и Shadows And Tall Trees, песня с их дебютного альбома, названная в честь одной из глав «Повелителя Мух».

От колец к мухам... культовые классики прочно засели у нескольких поколений подростков в их пустых головах. Когда-то такими подростками были и звезды рока, так что ничего удивительного, в общем, нет. Например, культовый «Заводной апельсин» повлиял на всех — от Боуи до Роба Зомби, оба из которых опирались на его образный подростковый сленг, Надсат, в Suffragette City и в Never Gonna Stop (The Red Red Krovvy) соответственно.
Sting обращался к образу Гумберта Гумберта «the old man in the book by Nabokov» (книга называлась «Лолита», если что) в песне Don't Stand So Close To Me группы The Police. The Cure вжимала до пола педаль экзистенциального ангста Альбера Камю с его «Посторонним» в спорном дебютном сингле Killing An Arab (сегодня, кстати, эта песня была бы запрещена как разжигающая).
Для многих музыкантов короткие рассказы — лучший материал для трех-четырехминутной песни, особенно если песня в жанре ужасов. Metallica упарывалась об Говарда Филлипса Лавкрафта, чьи «Мифы Ктулху» сообщали ранней классике треша такие штуки как The Call Of Ktulu и The Thing That Should Not Be.
Эдгару Аллану По тоже не повезло стать героем множества музыкальных переосмыслений. Alan Parsons Project в 1976 году дебютировали с альбомом Tales Of Mystery And Imagination, где переложили его стихи и рассказы на музыку. Так же поступил и Лу Рид в своем двойном альбоме 2002 года под уже навязшим всем в зубах названием The Raven. Всегда будучи в курсе дел на Темной Стороне человеческой натуры, Рид перед этим внес в мировую рок-культуру садомазохизм, когда Venus In Furs появилась на дебютной пластинке The Velvet Underground в 1967 году. И, если вы вдруг не в курсе, песня называется так по произведению Леопольда фон Захер-Мазоха «Венера в мехах».
Многие музыканты — настоящие поэты. Неудивительно, что их так тянет к единомышленникам — и не только в духовном смысле. Райан Адамс «хотел бы Сильвию Плат» в своей песне, названной в честь знаменитой американской поэтессы (кто знает, может, не только в песне). Тем временем группа The Smiths в песне Cemetery Gates голосом Моррисси обещает хранить верность «дикому любовнику» Уальду, очерчивая границу между собой и теми, кто в восторге от романтиков вроде Китса и Йейтса.
Кстати, в эру «рок-поэта» Боба Дилана любитель протестной музыки поющий журналист Фил Оукс (пел, покуда не повесился) положил на музыку немало хороших стихов (Альфред Нойес, «Разбойник»). А хитмейкеры 60-х Dave, Dee, Dozy, Beaky, Mick & Tich использовали текст Сэмюэля Тейлора Кольриджа «Кубла-хан» как основу для их The Legend Of Xanadu, которая возглавила чарты Великобритании в 1968 году.

Несмотря на то, что было написано неимоверное количество военной поэзии, этот жанр остается почти нетронутым музыкантами. Непонятно, почему же, ведь в военных романах много материала для чего то вроде Sensational Alex Harvey Band (Dogs Of War, вдохновленная романом Фредерика Форсайта «Псы войны») или, например, снова Metallica, которая превратила роман Далтона Трамбо о Первой Мировой войне «Джонни взял ружье» в стихи песни One, а хэмингуэевскую классику о гражданской войне «По ком звонит колокол» в песню For Whom The Bell Tolls из культового альбома Ride The Lightning.

Metallica ничем не вдохновлялись так, как романами. Взять хотя бы заглавный трек Ride The Lightning, написанный под впечатлением гор трупов из романа Стивена Кинга «Противостояние». А хотите внезапный факт? Оказывается, поп-легенды ABBA тоже зачитывались кинговскими ужасами и даже написали песню The Piper для альбома Souper Trouper, главным героем которой стал парень, похожий на героя «Противостояния». Такой, знаете, харизматичный лидер, вроде Гитлера.
Обаятельный злодей случался в музыкальных композициях повсеместно. Например, булгаковский Воланд, посещающий Советский Союз, вдохновил The Rolling Stones на песню Sympathy For The Devil, текст для которой Мик Джаггер написал, когда Марианна Фэйтфул вручила ему экземпляр книги Булгакова.
Несколькими годами ранее, другая британская приблюзованная рок-группа, Cream, напрягла свои собственные литературные мышцы, записывая Tales Of Brave Ulysses для альбома Disraeli Gears. Иииииии... музыка сделала почетный круг, вернувшись к истокам — гомеровской «Одиссее» в качестве источника вдохновения. Кстати, эта история как краеугольный камень цивилизации повлияла на множество музыкантов. Среди них и Steely Dan, чья Home At Last взяла за основу гомеровский эпос.
Чуть менее явно «Одиссея» оказала влияние на сингл Кейт Буш The Sensual World, выпущенный в 1989, в котором Кейт хотела прочесть монолог Молли Блум из «Улисса» Джеймса Джойса. Джойс запретил Буш использовать текст из своего романа, но в 2011 году, когда певица переиздавала песню под названием Flower Of The Mountain, писатель смягчился и разрешил ей использовать фрагменты книги.

Это, конечно, был не первый раз, когда Буш решила быть женским голосом классического романа. Ее первый сингл 1978 года, Wuthering Heights, был издан, когда Кейт было всего 19 лет и пересказывал историю Эмилии Бронте 1847 года за каких-то четыре минуты. Со своим незабываемым видео сингл быстро и решительно возглавил британские чарты. Возможно, Wuthering Heights по сей день остается наиболее полной песней, основанной на литературе.

http://www.udiscovermusic.com/the-best-songs-based-on-books ◼

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація