Этот текст был написан год назад, но события нас окружающие, по моему скромному мнению, оставляют его на гребне актуальности.

Приятного прочтения и с праздником всех писак, дорогие потребители информации.

Не верьте никому! Даже мне!

Кто-то вообще может выделить тезисно три задачи, которые решает пресса для нашей страны? Именно для страны, не для чьего-то капитала, не для чьих-то личностных амбиций, мы об этом вообще не говорим. Просто — реальный профит для страны.

Например, железная дорога была создана из необходимости — нужно было что-то куда-то очень быстро и незатратно доставить. Высокие лбы придумали выход – построили железную дорогу. Милиция, не даёт нам шанса перемочить друг друга, ну, и достичь минимального жизненного успеха, поэтому она есть. Чтобы милиция была эффективна, у нее есть свод правил, которые отмечают границы полномочий нашего «копа». «Легавый» не может просто так подойти и зарядить вам в табло средь бела дня, он должен иметь основания для этого. Естественно, история про милицию полна исключений, но и сама милиция у нас — это одно большое исключение из понятия «правоохранительный орган», поэтому-то и проблемы повсюду. Правоохранители у нас – бессистемны, поэтому профит от их деятельности идет в карман тому, кто перенастроил систему под свои нужды. Слова «присяга» и «Конституция» у нас не весят ни грамма, а вот слова «уволюнахер» и «показатель», очень даже решают, поэтому имеем то, что имеем.

Что у нас? Представим себе, что Украина – это большой холдинг. В нем есть охранное подразделение, которое занимается внешним периметром, и сегодня оно после большого простоя задействовано, как никогда, – это, конечно же, армия. Есть охрана внутренного периметра – это милиция и СБУ. Есть перевозчики, сталелитейщики, антимонопольный комитет, который (по легенде), бережет акционеров от сверхдоходов и отсутствия конкуренции, совет директоров из 450, собственно, директоров и, конечно же, блок СМИ, который по правилам нашего холдинга, не имеет единого центра и представляет собой великое множество бизнес прыщиков не теле нашего могучего, но пока беззащитного холдинга. Как ни крути, Украина – это прежде всего бизнес, поэтому смотреть на Украину мы будем как на большой, организованный по правилам коммерческой выгоды организм.

Если организм работает как часы, логично предположить, что в нем будет свод прописанных правил, которые должны исполнять самостоятельные бизнес-субъекты, работающие в организме. СМИ – это один из таких субъектов. И из всех имеющихся их прописанная задача-минимум сводится к самому минимуму. Точнее, по логике должна бы к нему сводиться. Если вкратце, то это – не подрывать веру сотрудников в холдинг, в котором они работают, и не создавать паники, даже несмотря на скачки котировок наших акций на фондовых рынках. В случае, если на рынках-таки паника, то доносить пролетариату информацию в том объеме, который позволит потушить все неконтролируемые панические припадки, которые ведут к дестабилизации работы холдинга. По-моему, все должно быть так, верно? Еще раз напоминаю, мы смотрим на ситуацию исключительно с позиций логики и коммерческой целесообразности, реальная картина пока не обсуждается.

В рамках этой позиции мы допускаем, что отдельные акционеры холдинга, чья финансовая независимость позволяет иметь собственные амбиции в рамках нашей корпорации «Украина», могут иметь СМИ для освещения конкретно своего сегмента интересов. Эти интересы могут касаться нарушений работы той же правоохранительной системы, во время хозяйственных споров с другим акционером, могут носить образовательно-уничтожительный характер по отношению к конкуренту акционера. В общем, если коротко, то кучка самых успешных людей может «мочить», «валить» и «топить» друг друга, сколько будет угодно их алчным, ненасытным душам, но, эти парни ОБЯЗАНЫ придерживаться основного правила: когда холдингу угрожает опасность, они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА – вносить деструктив в головы рядовых работников в пользу агрессора. Они НЕ ИМЕЮТ ПРАВА – ставить под сомнение существование и легитимность самого холдинга и его руководства, тем самым открывая путь чужим бизнес-структурам к захвату директорских должностей, печатей и реквизитов холдинга «Украина». А, как вы знаете, именно из силового захвата этих атрибутов любой собственности и состоит рейдерский захват.

Сейчас, вспоминая плакаты «Украинского выбора» с фразой «Выход — народовластие», вспоминая ватный ад и жесточайшие бои на фронтах, как вы думаете, СМИ в том виде, в котором они сейчас есть, справились со своей задачей?

Ни я, ни многие, кто привык видеть смысл в создании любой структуры, не понимаем, каково устройство и специализация наших титанов формирования общественной мысли. У нас нет людей, которые занимались бы тем, что фиксировали бы и оперативно пускали в ротацию новости. Если б не появление канала 112, у нас бы не было вообще таких людей. С появлением 112-ого, конечно же, стало немного веселее. Но немного. Ровно настолько, насколько мы владеем информацией об инструментах финансирования и реальном собственнике канала 112. СМИ — это же экспортеры честности в наши умы, они же должны быть прозрачны для зрителя в первую очередь? Но, кем бы ни были создатели этой компании, свою работу они сделали на «отлично». Остальные каналы также доносят нам какую-то новостную информацию, канал «Интер» даже пытается рисковать, проникая на передовую, канал "1+1" сделал широкий жест — и, наконец, запустил что-то адекватное, информативное и англоязычное, но всех их объединяет одно – они не новостные ресурсы. Если брать аналогию с печатными СМИ, большинство «национальных» каналов – это глянцевые издания. Где одинаково представлены новости, аналитика, статьи о здоровой пище, программа, новые шмотки, фотки телочек а в конце — кроссворд. Одинаково обширно и одинаково поверхностно.

Чтобы понимать реальную эффективность людей, которые работают на новостных каналах, можно переварить одну простую мысль. Благодаря насквозь дотационному, но специализированному каналу «Лайфньюз», мы имеем початки асоциального поколения, свято верующего в «армию Новороссии» и полезность «русского мира». Это поколение, выращенное инородным СМИ, не имеющим отношения к нашему холдингу. И не важно, насколько изначально это поколение было восприимчиво к ватной идее. При поддержке внутри и снаружи холдинга «Украина», ублюдки с камерами зашли на наше поле и без потерь не только отвоевали два региона, но и сделали это так, что теперь они вроде как хозяева и даже имеют почет и уважение среди вчера еще украинских верноподданых.

Что все это время делали украинские СМИ? Украинские СМИ успешно справились с подачей людям Майдана, поборов туповатую медиа-машину семьи. Загнали под стол общественное мнение о прошлой власти «золотыми унитазами», перекрасились в червоно-чорні кольори и… сдулись… Точнее не сами СМИ сдулись, а сдулась медиа-мысль наших менеджеров, которые занимаются разработкой эфирной сетки и формированием концепции и формата вещания. При живых и вооруженных до зубов сепаратистах мы позволяем себе иметь полное отсутствие понимания того, что, кто бы ты ни был, какая б фамилия не была у твоего босса, твоя задача-минимум перед государство — это не вносить безосновательный деструктив (в случае, если ты журналист канала, а не блоггер) и не разгонять панику, реагируя на внешние раздражители либо ситуацию на фронте!

Сейчас контролируемая паника — это нормальное и в целом эффективное оружие по точечной дестабилизации обстановки. Отсюда и «всепропальщики», и вечно рвущийся что-то штурмовать Парасюк, и прочие арестовичи. СМИ настолько оказались сейчас за бортом, что перестали даже внедрять новые тезисы в сознания людей, они просто разгоняют то, что сказал какой-то парасюк, выдавая вопли КВНщика за правду или что-то, что может быть правдой — а народ верит. Верит, потому что видеоправды — увы — нет. Нет штата людей, которые бы привозили регулярные репортажи с фронтов, которые пусть не скрывали бы реальных потерь, но, по крайней мере, не провоцировали бы панику из ничего. У журналистов нет доступа к территориям сепаратистов, исключения составляют те, у кого есть личные знакомые на оккупированных территориях, такие попадают в Донецк и — в самом лучшем случае — снимают что-то нейтральное. В остальных 90% случаев, они начинают пропагандонить в стиле «я не видел тут русских войск», говоря это на фоне вооруженного на несколько тысяч долларов опочленца в новой форме.

Нам не хватает специализации. Совок вбил нам в голову что работа в СМИ – это «престиж». Совок приучил нас к каналам, которые не надо переключать, совок построил систему, которая делает контент с такими бешеными затратами, что иногда проще построить нелегальную газовую вышку, чем открыть минимально эффективный «телек» регионального масштаба. Когда совок рухнул, послушные, но затратные СМИ, получили право на «свободу слова», которую они интерпретировали как возможность нести что попало и спекулировать в случае, когда к ним возникают претензии по поводу бесполезности наших СМИ для холдинга «Украина». Круг опять замкнулся. Теперь, когда ты говоришь отморозку, что его призывы игнорировать мобилизацию приведут — как минимум — к тому, что толпы парней не смогут во время дембельнуться, а как максимум, — если уж смотреть глобально, — оставят страну без армии, ты выслушиваешь тираду о том, что ты фанат войны, фашист, в стране диктатура, а свободу слова убили такие как ты. Теперь, при живых «донецких», которые шастают по всей Украине, с вопросом «как жить дальше», а в самом Донецке концентрация оружия такая, что иногда проще найти СВД, чем презервативы, многие каналы позволяют себе называть тяжеловооруженных, узкоглазых и не очень, людей — ополченцами, а войну — братоубийственной.

Теперь общественное мнение формируют частные лица, технические аккаунты в соцсетях и «лидеры мнений». С мутными заработками и выгодной определенной группе акционеров повесткой. «Телек» стал инструментом «разгона» информации по умам бабушек и в целом «электората». Но начинается все с видео, записанного волонтером на айфон, или дуракаваляния «киборгов» на позициях. Это о СМИ, которые имеют прямое отношение и являются субъектами холдинга «Украина». Для этих СМИ все стало сложно, лишнее движение камерой в зоне АТО – выдает позиции ВСУ «повстанцам» и «братьям» нашего народа. Потом «братья» гасят по ВСУ реактивной артиллерией. Сложно записывать местных жителей на оккупированных территориях, сказать есть много чего, но каждое слово аукнется смачным ударом нагайкой по спине — в лучшем случа — либо банальным подвалом, последствия которого не скажут вам даже сами «братья», которые затолкают туда не в меру разговорчивого местного жителя. Ситуация дважды не в пользу украинских СМИ. Во-первых – Украина в этой войне защищается, а это не предполагает супергласности. Во-вторых – холдинг «Украина», похоже, решил больше уважать «вседозволенность слова», чем целостность страны и мнение своих граждан о своей стране. Реально патриотичный, настроенный на работу укроп имеет сейчас меньше шансов снять сильный материал, чем ушлый паренек, сидящий на непрозрачном гранте, уходящим корнями в суровые ватные дали.

Итог работы СМИ по-украински — уровень тревоги в стране шкалит по причине сильнейшей недосказанности, а вот итог работы инородных СМИ – это появление кучки мутных, но жутко громких контор в Украине, дело Коцабы и хештег «фашизм», который успешно юзают жители всего периметра Украины.

Подводя итоги – мы воюем всей страной, переплачивая вдвое за каждый снаряд, селим сотни тысяч переселенцев, тратим деньги на восстановление армии, умудряемся жить с долларом по 25, а одновременно с этим у нас есть целое подразделение людей, формирующих общественное мнение, действие которого настолько ничтожно, что они не только не смогли принести пользу государству, а еще в своей непродуманности умудрились убить альтернативную точку зрения, чем создали картинку самоцензуры при тотальном разгильдайстве, которое царит в холдинге «Украина». Адовый абсурд, по-моему.

Как по мне, это очень невыгодно — держать на балансе людей, которые слабо понимают суть своей работы. Как по мне, сегодня СМИ – это дорогая игрушка для хозяина, и слишком дорогое удовольствие для государства. По-моему, СМИ в своем старом виде изжили себя, по-моему, в информационной войне мы вооружены еще хуже, чем в войне реальной.