Реформа правоохранительных и силовых структур. Что было сделано за последние три года? Полиция — оценка процессов, перспектив предстоящих реформ


Заявления о необходимости реформирования правоохранительной системы Украины

и силовых структур звучали на протяжении всей истории независимости. Еще в 2000 году бывший министр внутренних дел Украины Юрий Кравченко анонсировал скорое превращение милиции в полицию. Тогда же началась подготовка к переаттестации сотрудников в системе МВД.

Однако процесс был прерван сначала событиями 2002 – 2002 годов («Кассетный скандал"), а потом событиями 2004-2005 годов («Оранжевая революция"). Ни при Викторе Ющенко, ни при Викторе Януковиче реформа правоохранительных органов практически не осуществлялась (кроме принятого во времена В. Януковича нового Уголовно-процессуального кодекса и разработанного Закона о прокуратуре).


Реформа органов внутренних дел Украины

Работа над реформированием органов внутренних дел начинается сразу же после 2014 года и радикальной смены власти в Украине. Главным куратором процесса реформирования системы внутренних дел становится Министр внутренних дел Арсен Аваков. Его ведомство было "усилено" за счет политических эмигрантов из Грузии, навязавших Украине именно грузинский вариант реформирования правоохранительной системы и превращения милиции в национальную полицию.

Национальная полиция — реформа по форме, а не по сути

Непосредственно руководили этой сферой заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе и руководитель Национальной полиции Хатия Деканоидзе. Учитывая наличие конфликта между А. Аваковым и "грузинской командой" во главе с Михеилом Саакашвили, можно было предположить, что процесс будет сопровождаться огромным количеством негативных моментов, склок и взаимных обвинений.

Посредником в спорных вопросах выступали специалисты из Соединенных Штатов Америки, в частности по линии SWAT. Следует отметить, что новые антикоррупционные и правозащитные органы появились в Украине главным образом благодаря давлению на власть гражданского общества и усилиям международных партнеров Украины, прежде всего США и ЕС. Сама власть проявляла минимум заинтересованности в проведении реформы.


Первый этап реформы: Национальная полиция

Первый этап реформы начался в июле 2015 года и предвидел создание Национальной полиции вместо милиции (возглавила Хатия Деканоидзе), а также создание патрульной полиции как нижнего звена в правоохранительной системе.

Национальная полиция — реформа по форме, а не по сути

Набор в патрульную полицию сопровождался повышенным информационным ажиотажем: преимущественно в новую структуру набирали молодых людей сексапильной внешности, используя дорогое обмундирование (средняя стоимость комплекта — $ 600) и не менее дорогие автомобили. Уровень заработных плат у новых патрульных полицейских был вдвое выше, чем у милиции (6000 – 8000 грн. против 3000 – 3500 грн.).

Введение аттестации для оперативных работников и следователей с целью в первую очередь выявить политическую лояльность к новому режиму, а также нищенские заработные платы на уровне $120 – 175 привели к массовому увольнению профессионалов и тотальной депрофессионализации органов внутренних дел.

Уже в первый год работы Национальной полиции стали заметны существенные просчеты в кадровом, оперативном, техническом и профессиональном плане. Реформы, которые зарекомендовали себя в Грузии, в Украине не удались.

Это сказалось на росте преступности в Украине

По инсайдерской информации (официальная статистика по количеству преступлений была засекречена по приказу А. Авакова), рост числа преступлений в Украине с 1 января по 31 декабря 2016 года увеличился.

Национальная полиция — реформа по форме, а не по сути

Так, число особо тяжких преступлений в 2016 году составило 18 739. Число нераскрытых тяжких преступлений составило 33 215. При этом раскрываемость преступлений крайне низка: 2 380. По этим делам 1829 человек получили подозрение в совершении преступления, арестованы 244 человека.


Соотношение приговоров к оправдательным вердиктам

Руководители правоохранительных органов, рассказывая о причинах низкой результативности своей деятельности, обычно ссылаются на несовершенство судов: мы, мол, собрали материал, а суд оправдал преступника. Но цифры говорят о другом: количество оправдательных вердиктов по уголовным делам в Украине не превышает 0,3% (половина оправданий – заслуга апелляции). То есть, практически все, что попадает в суд, заканчивается приговором. Суд в 99,7% случаев поддерживает выводы досудебного следствия, поддерживает все ту же прокуратуру, НАБУ, СБУ, ГФС, МВД и прочих карателей.

Для сравнения, в России времен Владимира Путина их вдвое больше – 0,6%, а в сталинском СССР даже в период разгула политических репрессий, доля оправданий не опускалась ниже 10%. Так, в 1935 году народными судами в СССР было вынесено 10,2% оправдательных приговоров, в 1936-м — 10,9%; в 1937-м — 10,3%; в 1938-м — 13,4%; в 1939-м — 11,1%. Статистика военных лет отличалась не сильно: в 1941 году — 11,6%, в 1942-м — 9,4%, в 1943 году — 9,5%; в 1944 году — 9,7% и в 1945 году — 8,9%.

Можно предположить, что "корень зла" отнюдь не в судах, а именно в органах досудебного следствия, которые просто не в состоянии качественно расследовать уголовное преступление и вынуждены прекращать производство по делу, не доводя его до суда. Возможно, это обусловлено низким уровням профессионализма расследователей. Возможно, следователи и оперативники просто не хотят фальсифицировать доказательства, которые бы обличали людей заведомо невиновных, но по какой-то причине неудобных властям. Возможно, закрытие на стадии досудебного расследования уголовных производств обусловлено некой коррупционной составляющей.

То, что за основу и пример для подражания в реформе органов внутренних дел была взята грузинская реформа, многими признается откровенной ошибкой. Грузинская реформа не дала ощутимых результатов в плане снижения преступности.


Результаты Грузинской реформы органов внутренних дел

В 2003 года в Грузии было зарегистрировано 17,3 тыс. преступлений, в 2005 году – 43,2 тыс., в 2006 году – 62,2 тыс., в 2007 году – 54,7 тыс. и в 2011 году – 32,2 тысячи.

Национальная полиция — реформа по форме, а не по сути

Из их числа совершено убийств в 2003 году – 499, в 2005 году – 697, в 2006 году – 640, в 2007 году – 741, а в 2011 году – 336. Грабежи: 2003 год – 1013, 2005 год – 1925, 2006 год – 2160, 2007 год – 1208, 2011 год – 261. Кражи: 2003 год – 5593, 2005 год – 16256, 2006 год – 27657, 2007 год – 18586 и 2011 год – 11383.

Следовательно, в Грузии несколько лет подряд отмечался большой рост преступности, который в некоторой мере допустимо объяснить тем, что полиция перестала укрывать преступления от регистрации, как это может происходить с кражами. Далее произошло резкое её снижение. Отрицать позитивную динамику не стоит, но давайте сравним уровень преступности в 2010 – 2012 годах, то есть на пике её спада в Грузии, со статистикой стран ГУАМ.

Итак, в Грузии в 2011 году зарегистрировано 32,2 тыс. преступлений, а в 2012 году – 38,7 тысяч. В Азербайджане в 2010 году зарегистрировано 23 тыс. преступлений, в 2011 году – 24,2 тыс., а в 2012 году – 21,8 тысяч. В Молдове в 2010 году – 29,8 тыс. преступлений, в 2011 году – 31,2 тыс. и в 2012 году – 32,9 тысячи. При этом население Грузии в 2013 году составляло 4,4 млн. человек, Азербайджана – 9,4 млн. человек и Молдовы – 3,5 млн. человек.

Значит, если исходить из статистики, то на большее количество населения преступность в Азербайджане гораздо ниже, чем в Грузии? Почему тогда не изучают и не распространяют его опыт? Кстати, в Украине в 2010 году было зарегистрировано 500 тыс. преступлений, а в 2011 году – 515 тысяч.


Реформа правоохранительных структур подверглась резкой критике со стороны профессионалов

Генерал Геннадий Москаль, ранее работавший в органах внутренних дел, а ныне возглавляющий Закарпатскую областную государственную администрацию, заявил о полном провале реформы и о непрофессионализме новых кадров.

Полковник Константин Стогний предложил свой вариант реформы, близкий к американскому варианту. Он предложил трехстепенную форму построения полиции.

Идея сделать ставку именно на "американскую" модель, предложенная К. Стогнием, была отвергнута. Она предвидела создание нижнего звена правоохранителей – вариант американских шерифов – которые ведут охрану общественного порядка, патрулирование, а в случае обнаружения тяжкого преступления только документируют его.

Второе звено – региональная полиция, финансируемая из областного бюджета (шерифы – из бюджета общины). Она ведет следствие относительно нетяжких преступлений и занимается обеспечением правопорядка и координацией работы всех структурных подразделений на уровне области и районов. Второе звено фактически ведет основную работу.

Третий уровень – это Центральный, предвидит создание Национального бюро расследований с чрезвычайными полномочиями и финансированием из государственного бюджета. Национальное бюро расследований должно заниматься расследованием особо тяжких преступлений.

Предложения К. Стогния были восприняты оппозиционными партиями и даже включены в вариант проекта Конституции Украины авторства Бориса Колесникова, однако власть посчитала, что подобная структура подрывает устои унитаризма и содействует федерализации Украины.


Второй этап реформы: отряд КОРД

Еще одной составной реформы правоохранительных органов стало создание отряда КОРД (Корпус оперативно-раптової дії, Корпус оперативно-внезапного действия). КОРД заменил собою старые структуры "Беркута" (хотя для ряда бойцов "Беркута" было сделано исключение при приеме в новую структуру).

Национальная полиция — реформа по форме, а не по сути

Задачи КОРД:

Численность КОРД – 2100 человек, планируется расширить до 3000 человек.

Непосредственный контроль над деятельностью КОРД осуществляет руководитель представительства ФБР в Украине Йоханнес Мартин ван ден Хуген. Также он координирует работу НАБУ, департамента киберпреступности МВД и другие подразделения.


Результаты реформы органов внутренних дел Украины

Однако новая полиция постоянно демонстрирует непрофессионализм в работе.

Таким образом, непрофессионализм новой полиции подрывает доверие к реформе правоохранительных органов и требует дополнительной работы по ее совершенствованию.

При всех попытках показать данную реформу как одну из наиболее успешных в системе украинских реформ, на самом деле она требует длительного совершенствования и, возможно, новых подходов.

Оригинал этой и других будущих публикаций размещаю тут.

Буду рад комментариям и мнениям.