Написано 10 марта 2014 года.


Остудив голову и отпустив завладевшие мною по разным причинам эмоции, я вспомнил одну интересную и крайне поучительную историю. Как-то давно был в Риме царь. Звали его Тарквиний Гордый, был он редкостным упырем и римляне, наблюдая его чудесное правление, решили его свергнуть. В результате проведенных мероприятий Тарквиний был низложен, и первая римская монархия была заменена на республику. Сам Тарквиний бежал. Довольны этим были не все, как в самом молодом римском государстве, которое тогда было лишь главным городом крошечного Латинского союза, так и за его пределами. Дело в том, что Тарквиний по происхождению был этруском, представителем мощного по тем временам народа, контролировавшего практически всю Центральную Италию между реками Тибр и По. Этруски желали по максимуму контролировать латинян и оказывали всяческое военное, политическое, культурное и экономическое влияние.

В общем, как несложно догадаться, внутренние враги родившейся Республики в союзе с этими самыми этрусками попытались Тарквиния на престол вернуть (удержать престол они ему помочь не смогли). Это не удалось, римляне свою свободу от тирана отстояли. Но, естественно, власть Рима над союзом и его землями из-за внутреннего кризиса, сопровождавшего смену монархии (читайте – тирании Тарквиния) на республику, сильно ослабла. Чем и воспользовались этруски. Они сумели отнять у Рима контроль над значительной частью его прежних владений. Да еще и «союзники» оказались теми еще, тоже подняли мятеж, правда, последних, в целом, Риму удалось замирить. Но захваченные этрусками земли остались за ними, и у римского государства не было сил их отбить.

Римляне всплакнули по утерянным землям, по потерянным в борьбе соотечественникам, но у них было главное — у них была их республика и была их свобода. Деспотии ставленника этрусков больше не было. Патриции и плебеи еще некоторое время разбирались между собой, но они ничего не забыли. Почесав свои умные и находчивые римские головы, они принялись за дело. Для начала – укрепили класс мелких собственников обильными раздачами государственных земель, создали систему писаных законов – того самого римского права, наладили крепкие отношения с естественными врагами этрусков – самнитами, греческими колониями Юга Италии и Сицилии, укрепили связи внутри своего союза, связав его крепкими хозяйственными отношениями, проложив первые из легендарных римских дорог. Естественно, прямым следствием всего этого стало укрепление экономики и римской армии, которая именно тогда начала становиться тем, чем она стала впоследствии.

А что этруски? Порадовавшись своему успеху (как же, воспользовались слабостью соседей) они продолжили жить тем, чем и жили до этого. Основной доход им давали торговля с карфагенянами и кельтами, а также – пиратство. Последним они занимались очень искусно. К тому же, о Боги, им повезло – в Этрурии (это современная Тоскана) были богатее запасы золота и серебра, а также редких пород мрамора (тогдашний аналог нефти и газа, скажем так). Это тоже давало этрускам неплохой доход. Но постепенно их мощь начала слабеть. Высокие расходы на войны с греками, постоянная необходимость сглаживать нараставшие внутренние противоречия, давление кельтов с севера расшатали мощь Этрурии. К тому же, этрусский плебс, полностью зависевший от подачек аристократии, все менее походил на тот народ, который способен поддерживать полноценную государственную жизнь и сражаться в войнах за честь и славу своего Отечества.

Римляне, собрав силы, отбив еще несколько попыток завладеть всем Латинским союзом, двинулись вперед. Их экспансия теперь базировалась на экономическом, военном, организационном и нравственном (да, римская община, скованная тогда еще крепкими моральными нормами, была крайне сплоченной и организованной в час жестоких испытаний) превосходстве, и неумолимо, как утюг, проходилась по этрусским землям. Вейи, Велитры, Церцея… Этрусские города один за другим пали под римской стопой. Войны с этрусками были долгими, по тем временам, но итог их нам известен. Маленькая республика, которой могучие этруски хотели помыкать и править по своей прихоти, в итоге оказалась на коне, раздавив этрусков и их культуру, и даже язык их не дошел до нас. Крошечный Рим, который просто сцепил зубы, забыл обиды, пахал и копил тихую спокойную злость, правил Италией, а потом и миром, на протяжении многих веков.

Мораль такова. Никакого отчаяния. Решимость и сплоченность. Забыть обиды, забыть ненависть, забыть желание броситься и разорвать врагу глотку. Расплата должна быть спокойной, хорошо подготовленной и рассчитанной. Врага надо уничтожать медленно и основательно. Камушек за камушком, стеночку за стеночкой.

Сейчас важнее всего – работать как пчелкам, создавать бизнес, уделять время общественной работе, развиваться – интеллектуально, физически, духовно. И как нация, и каждому по отдельности. Помогать другим идти по пути вверх Большая часть страны, подавляющая часть страны – наша, и мы должны вести работу здесь. Поднимем экономику, через общество создадим эффективное государство, создадим себе новую боеспособную армию, вернем ядерное оружие, создадим Балтийско-Черноморский союз. Накопим силы. Важнее всего – единство, все противоречия и споры – немедленно забыть. Вопросы, раскалывающие общество – не поднимать. Уделять внимание тому, что является общим интересом всех – экономическая мощь, эффективность государства, низкая коррупция, сильная армия, эффективный суд. Это сейчас важнее всего. Это и только это.

Возвращаясь к тому, что послужило поводом к этой истории, я хочу сказать только одно – даже если сейчас враг отступит, мы никогда не должны ничего забывать. И прощать. Каждый в свое время платит за все, и мы должны быть готовы однажды взыскать эту плату. Как римляне были готовы, были готовы потому что страстно желали этого и готовились к этому.