Народные депутаты съездили в Херсон. Выбрались из Киева и узнали, что в Херсоне феодализм, ужас и пи... кошмар. По этому поводу у меня есть ряд критических замечаний.

Мысль первая. Уже неоднократно писал, что «киевская тусовка» в массе своей понятия не имеет как устроена страна и как вообще в ней живут. Поэтому периодически случающиеся «выплески» феодализма поводят киевскую публику в состояние шока. Нет, конечно, «новости из провинции» читаются, даже где-то неодобрительно кивают, но погружение отсутствует на корню. Замечается, естественно, только негатив, но мы сейчас только про него и поговорим. Успешные истории того, как местные власти и гражданское общество ломают феодализм мы рассмотрим в следующей серии.

Мысль вторая. Украинский феодализм и локальный паханат имеют давнюю историю и «отличную» практику применения. Можно вспомнить самые зверские его проявления даже за последние 15 лет. Как то убийство гражданина Украины депутатом Верховной Рады Лозинским. Просто потому что пахан и латифундист. И только резонанс отправил персонажа за решетку. Можно вспомнить ВСЮ историю отношений на Донбассе или в Закарпатье. В одном месте нам удалось отпетлять (из-за отсутствия границы с Россией) и потому ЗНР не существует. А на Донбассе феодализм и паханат победил. И потому там сейчас ЛНР-ДНР.

Мысль третья. Про децентрализацию и феодализм. Поспособствовала ли децентрализация в нынешнем ее формате усилению местных баронов и вот этому всему? Нет. По простой причине — децентрализация расширила возможности местного самоуправления и снизила зависимость территорий (пока что, хотя желающих все откатить назад хватает) от центра, а базой для власти местных феодалов всегда была надежная связь с центром или силовиками. Первое децентрализация порушила, а на второе не повлияла.

Мысль четвертая. Чего ж так погано то все?

1) Мы стали замечать проблему. Опять спасибо революции. Она вскрыла гнойник. Информационно, в первую очередь. Местные активисты пошли во власть или контролировать власть. И события в регионах стали более заметны для центральных каналов и политиков. Кроме того, в стране действительно усилились горизонтальные связи. И это помогает вытаскивать местные кейсы в инфополе. Я рад, что это случилось. Ведь ДАЖЕ депутаты через 5 лет с начала революции открыли для себя, что происходит в украинской провинции последние десятилетия.

2) Силовые органы не реформированы. Прокуратура, полиция и СБУ на местном уровне не изменились от слова совсем. Когда я читал победные реляции ГПУ к дню прокуратуры, у меня возник один вопрос: а как там с местными криминальными авторитетами? Вы же их всех знаете, Юрий Витальевич. Про сращивание силовых органов (СБУ и милиции) с местными царьками мы даже не говорим. Ни Аваков, ни Грицак для реформы своих ведомств на местах не сделали вообще ничего, и где «менты» и СБУшники решали, там и продолжают решать. И да, никакая судебная реформа не поможет, пока не реформированы правоохранительные органы. Не поможет именно там, где феодализм пророс буйным цветом и местному адекватному гражданскому обществу и/или власти не хватает ресурсов и воли его сломить. Вот этот пункт на 2/3 прямая ответственность Президента и надо быть честным — пока он с этим пунктом не справился.

3) Гибридная агрессия России. Важная составляющая, которая влияет на феодализацию и ее проявления. В первую очередь, потому что разрыв или подмораживание хозяйственных связей с Россией бьет не только по легальному бизнесу, но и по нелегальному, что вызывает еще большую потребность «подчищать» местных.

4) Общая слабость государства и его низкая легитимность в глазах почти всего общества. Проблема давняя, практически историческая. Устраняется, как не парадоксально, не наращиванием демократии, а способностью применять насилие. В равной степени к криминальным авторитетам, контрабандистам и любым беспредельщикам. А когда ГПУ сливает дела, потому что порешали, когда НАБУ боится открывать дела на Фирташа и сдается только под влиянием суда... Ну у меня для вас плохие новости.

5) Отсутствие экономических реформ. У общества просто нет базы для построения сильной легальной экономики. Которая нивелирует экономику олигархически — феодальную. Прямой привет в первую очередь депутатам в Верховной Раде.

6) Отсутствие второго пакета децентрализации и деятельной административной реформы. Мы сохраняем наполовину советскую систему управления, из которой феодализм и произрастает. По большей части — привет опять таки депутатам в Верховной Раде.

При этом орган, который должен венчать собой всю систему самоуправления, ожидает ускоренных темпов реформы от исполнительной власти. Типа ожидает. Хотя на самом деле большинству депутатов Верховной Рады не найдется места в реформированной админсистеме. Как и в реформированной экономике. Поэтому она и голосует что-либо только когда ломают через колено.

Так чего со всем этим могут сделать представители законодательной власти? Например, не вымораживать пакет по дерегуляции бизнеса (+30 позиций в DB) который лежит в Раде уже год, и никто из депутатов за исключением дюжины-другой эту тему даже не поднимает, проголосовать за рынок земли, продвигать пакет по административной реформе (например, в силах депутатов его разработать), перестать складывать сотнями не рассмотренные законопроекты по любым реформам, пореже ходить отдыхать и разбредаться по округам, на которых большинство из вас никогда не бывает. Вы хотите контролировать и ограничивать исполнительную власть? Контролируйте и ограничивайте. Законодательной деятельностью. Когда она нужна. А не блокировкой трибун когда это менее всего уместно.

Открыли страну, блин. Пора бы с ней поработать, а. Вы ей обходитесь дорого. А ваше бездействие и популизм — еще дороже.

А вместо итога.

Хотите победить феодализм?

Уничтожайте бюрократию. Через реформы, приватизацию и демонополизацию.

Уничтожайте бандитов. Реформируя спецслужбы и силовые органы.

Уничтожайте феодальную экономику. Создавая условия для развития бизнеса и инвестиций.

Воспитывайте граждан. Образование — основа всего.

Да, большинство мер — долгосрочные. Но есть то, что во власти каждого из нас. Не быть скотами и не молчать.