В 1961 году состоялась премьера драмы американского режиссера Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс». Сюжет фильма, основанного на реальных событиях, построен на судебном противостоянии судьи, представителя Соединенных Штатов, и немецкого адвоката, защищавшего бывшего Председателя Имперского суда Третьего Рейха.

Линия защиты была основана на тезисе, что, обвиняя Председателя суда, юриста с мировым именем, выносившего в рамках существовавшей тогда в Третьем Рейхе правовой системы законные решения, суд в Нюрнберге фактически обвинял немецкий народ в пособничестве нацистам. Великий талант режиссера позволил зрителю с неослабевающим вниманием наблюдать за ходом событий трехчасовой картины, напряженно ожидая развязки.

Спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны перед немецким народом остро стал вопрос об осмыслении происходившего во время власти нацистов, пришло время извлечь уроки и сделать выводы.

Фильм Стэнли Крамера остро поставил вопрос об ответственности общества за преступные деяния властей, пусть даже и замаскированные мантией правосудия. Солидарной ответственности всего народа и покаянии за соучастие в преступлениях режима.

Некоторые события в истории всегда повторяются только как трагедия. Российское общество, оглушенное развалом Советского Союза, голодным началом девяностых и крушением всего привычного уклада жизни, не извлекло уроков из истории. Свою обиду и гордость оно трансформировало в причудливую смесь имперского самосознания и мессианства, возведя свое понимание справедливости мироустройства в абсолют.

Оно произвело в лидеры представителя, способного претворить в жизнь самые грязные замыслы пещерного миропонимания, не считающегося с иным мнением и готового многократно лгать для утверждения своей, единственно «верной» точки зрения.

Российская пропаганда не навязывает точку зрения российскому обществу – она ее выражает. Отсюда и невероятный рейтинг поддержки политики Путина, готовность к самоизоляции и жертвам. И радостное принятие лжи, оправдывающей совершаемые преступления.

Но история показала, что есть только единственный способ, который может вернуть целый народ к нормальному сосуществованию с остальными народами – это полное, всеохватывающее покаяние за преступные действия, за законы их оправдывающие, за вольное или невольное участие каждого гражданина в жизни страны в трагический период ошибок и заблуждений.

Отдельные представители российского общества, волею судьбы оказавшиеся в других странах, в том числе и в Украине, остаются его неотъемлемой частью; они считают при этом, что сам факт переезда из России «смывает» их былые грехи.

Это не так.

Развязка фильма «Нюрнбергский процесс» неожиданна – главный обвиняемый сам становится свидетелем обвинения, мужественно принимая на себя долю ответственности за участие в жизни режима. Становится свидетелем, осознав свою личную вину, понимая неотвратимость сурового наказания.

Россиянам это все только предстоит пережить. Испытать горечь сокрушительного поражения, осознания и покаяния. Лишь тогда, через много лет, мир сможет испытывать к ним человеческое сочувствие и сострадание.

А до тех пор они враги. Нет, мы не руководствуемся известным призывом И.Эренбурга. Но мы понимаем, что это враг, принесший зло на нашу землю. А зло, как известно, должно быть наказано.