После долгих дискуссий, как в рабочих группах, так и в Комитете по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики, которые завершались дажедемаршами отдельных народных депутатов, законопроект 2285-д «О легализации азартных игр» наконец-то поставили в повестку дня работы парламента. Рада может рассмотреть этот законопроект на пленарной неделе с 16 по 19 июня. В понедельник 15 июня на согласительном совете станет точно известно, в какой из дней состоится голосование.

Напомню, что с 2009 года после принятия парламентом Закона «О запрете игорного бизнеса в Украине» рынок азартных игр ушел в тень. При формальном запрете было создано ряд серых схем, которые позволяли под видом лотерей открывать хоть онлайн-казино, хоть зал игровых автоматов. Результатом 11-ти летнего запрета стало не искоренение этой деятельности, а наоборот открытие в разы большего количества заведений. И при всем этом самым обделенным оставался бюджет нашей страны, который практически ничего не получал. Вместо этого сформировался большой теневой сектор с миллиарднымоборотом и огромным количеством коррупционных пиявок – чиновники, правоохранители, политики. Все это говорит о том, что реального желания запретить азартные игры не было, а единственной причиной принятого в 2009 году закона стало желание отдельных лиц подмять под себя этот рынок, исключив из «доли» как конкурентов по бизнесу, так и государство.

В целом же война против азартных игр больше напоминает бой с мельницами Дон Кихота. В этой сференужна разумная регуляция со стороны государства и равные правила игры для всех участников. Тогда можно минимизировать негативные социальные риски, которые сопровождают этот вид деятельности. Также не следует забывать, что легализация – это существенное пополнение государственного бюджета. Ведь только от лицензионных платежей Украина получит более 4 миллиардов гривен.

Легализируя азартные игры также следует иметь ввиду, что мы создаем перспективный рынок, который будет интересен международным инвесторам. Ежегодный доход от азартных игр в мире составляет порядка 480миллиардов долларов. В пресловутом Лас-Вегасе туристы оставляют в казино более 20 миллиардов долларов. Макао после либерализации игорного бизнеса получило 10 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций в игорную индустрию. А теперь этот административный район Китая зарабатывает на игорной индустрии порядка 38 миллиардов долларов в год.

Ну и если Украина хочет привлекать инвестиции и создавать рабочий и прозрачный рынок, то необходимо параллельно с вопросом легализации рассматривать и вопрос налогообложения. Без фискальных стимулов будет мизерный доход, если вообще будет. Поэтому если законодатель предусматривает большие лицензионные платежи, то не целесообразно использовать налог на валовую игровую прибыль (GGR). Например, в Бельгии ставка GGR колеблится в пределах 2,5-11%, в Чехии – 6-20%, Финляндии – 12%, в Сингапуре 5-15%. Если говорить о стоимости лицензий, то на Мальте она обойдется от 1200 до 6900 евро в месяц, в Эстонии – 48 тысяч в год. Украине нужны быстрые деньги в бюджет, поэтому большие лицензионные платежи – это шанс их получить.

Наличие закона о легализации в повестке дня ни о чем пока не говорит. Сопротивление некоторых депутатских групп может переиграть ситуацию, и эпопея с «игоркой» затянется снова. Как по мне, депутатам пора ставить точку в этом вопросе и начинать наполнять бюджет доходами с этого вида деятельности, часть которых пойдет на минимизацию социально негативных последствий.