site.ua
член клубу

Вместо эпиграфа: Тут некоторым понравился в моем исполнении жанр «многабукофф». Так вот… теперь терпите :-)

Реформы в нашем обществе превратились в фетиш, в абстрактный предмет-амулет, обладающий магическими свойствами. Подавляющее большинство упоминающих слово реформы, даже не пытается вникнуть в механизм реформ или порассуждать об их сути. Слово «реформы» превратилось в синоним слова «благоденствие». А раз так, то реформы легко контролировать. Нет благоденствия, значит, нет реформ. Простите за жесткое начало. Но этот пост не о благоденствии, и это крайне важно сказать сразу, чем обманывать читателя на протяжении многих букв текста. Этот пост об изменениях. А они еще неизвестно когда и к чему приведут, хотя хотелось бы еще при жизни и хорошо бы как раз к благоденствию.

Если честно, то мне вообще не нравится слово «реформы». Оно из политического лексикона. Мне больше нравятся определения из бизнеса. Например, кризис-менеджмент. "Кризисный менеджмент - это разработка и внедрение инновационной стратегии при одновременном сохранении управляемости системы в условиях жестких ограничений по финансам и времени, а также повышенная степень риска управленческих решений". Мы сейчас нуждаемся именно в таком кризисном управлении.

Как и в прошлый раз, предупреждаю, пост будет скучным и о политике он будет только ближе к концу.

Очень краткий экскурс в очень недалекую историю

Кравчук ничего не успел. Кучма отделил власть от народа. Ющенко…. а был ли Ющенко? Янукович считал личным оскорблением деньги в чужом кармане. Как видно из этого краткого исторического экскурса страной занимался только Кучма. Он поделил страну между олигархатом и остальными людьми. Эти две Украины почти не пересекались и каждая из двух Украин жила в своем обособленном мире. Но это было давно и столь уникальная форма государства до нашего времени не дожила.

Инвентаризация наследства

На 21 февраля 2014 года мы получили страну, в которой не было денег, была фантастическая коррупция, полуживая устаревшая металлургия, дотационные шахты и довольно современное сельское хозяйство, которое прозевали старые олигархи и страшно удивились, когда владельцы сельхозбизнеса вдруг всплыли в списке Форбс. А еще нам по наследству досталась абсолютно искалеченная социалка. Причем, вся. И пенсии, и медицина, и услуги населению.

Украина начала 2014 – это ресторан, в котором нет денег на закупку продуктов, нет оборудования, нет посуды, но есть стены и есть негодующая толпа под этими стенами, которой сказали, что ее сегодня накормят именно в этом ресторане. И если эту толпу не накормить, то у ресторана не останется даже стен. И это я еще упростил.

Поздравляю. Дедушка оставил вам наследство: золотой червонец и долги на миллион.

Готовимся стать мифологическими героями

Если кто-то думает, что управление кризисом – это проще, чем зубы почистить, до свидания.

Если кто-то думает, что главное захотеть и успех придет, – до свидания

Если кто-то думает, что надо всех расстрелять, набрать в правительство ангелов и архангелов, и успех придет, – до свидания.

Реформы – это работа для гениев-трудоголоиков. Вы много знаете Стивов Джобсов и Элонов Масков? Ну, если напрячь лоб и перечитать от корки до корки всю Википедию, то может десяток-другой найдем. Сколько из них согласятся войти в наше правительство? Ноль. Сколько из них согласятся работать за 800-1200 долларов в месяц? Еще меньше ;-) А ведь еще есть проблема с гражданством.

Поэтому готовимся совершать подвиги. Всей страной. Без исключения. Иначе наши реформы не станут легендами, а мы – героями этих легенд.

Какие подвиги должен совершить кризис-менеджмент:

  • перестроить систему управления государством, сделать ее современной, эффективной и открытой;
  • разрушить старую и построить новую третью ветвь власти, то есть глобально изменить все силовые структуры;
  • определиться с моделью государства, которое мы хотим создать, и выстроить под эту модель новую налоговую систему;
  • не умереть от голода и болезней во время перехода через Альпы.

Какие подвиги должен совершить народ:

  • разучиться голосовать за популистов-ципрасов, демагогов-словоблудов и политиков-раскольщиков, а выбирать политиков-профессионалов, предпочтительно экономистов и юристов, а также политиков и общественников с положительным багажом за плечами;
  • запастись терпением и перестать рассчитывать на чудо;
  • идти во власть. Невозможно сменить власть, если не будет желающих ее сменить.

А-а-а-а. Прошел год, а реформ как не было так и нет. Караул. Зрада

Вы – капитан. Ваш корабль наткнулся на айсберг и получил пробоину в борту. Корабль тонет. Вы бросите все силы и экипаж на ликвидацию течи и спасение судна вместе с пассажирами или займетесь разработкой шоу программы и меню обеда, для того, чтобы отвлечь пассажиров от проблем? Я однозначно бросил бы все силы на спасение судна. И поэтому у меня нет претензий к тому, что реформы были поставлены на второй план, а война – на первый.

Я недаром написал «на второй план». Ведь пока пробоину затыкали, реформы все-таки проводили. Какие?

Самое сладкое. Помоем косточки политикам

Сразу хочу предупредить: я не хочу обсуждать многочисленные обвинения во всех смертных грехах нынешних членов правительства. И не потому, что я верю в их исключительную чистоплотность. Не верю. Но и в чистоплотность тех, кто обвиняет, не верю. Чему верю? Фактам. А их у меня нет. Поэтому просьба не обращаться ко мне с вопросами кто больший коррупционер, а кто меньший и кому место в тюрьме, а кому на виселице. Я не хочу обсуждать сплетни.

И еще. Я делю ошибки на рабочие и системные. Рабочие – есть у всех, кто что-то делает (например, почитайте историю Теслы Элона Маска). Системные – означают непригодность человека для данного места. Так вот, рабочие ошибки я не считаю поводом для увольнения чиновника. Поводом для увольнения, я считаю, являются непригодность данного человека для данной функции или наличие кандидата, который значительно лучше справится с этой задачей.

Яценюк (аверс) – идеальный премьер для правительства-выживания. Я до сих пор не понимаю, как в условиях колоссальных военных трат и потери 20% экономики, он умудрился сохранить финансовую стабильность страны. И в подтверждение – неожиданная даже для меня похвала от Кристин Лагард в адрес Украины: «В сложный период, в сложных обстоятельствах вы достигли макроэкономической стабилизации, которая сохраняется, и ваша экономика показывает признаки восстановления»

Яценюк (реверс) – слишком консервативный менеджер и ему нельзя доверять реформы. Реформы – угроза стабильности, а он, как я это вижу, будет сопротивляться любым изменениям, которые грозят финансовой стабильности государства. Правительство реформ я бы Яценюку не доверил. Но я бы обязательно оставил бы его вице-премьером в правительстве реформ, чтобы в правительстве реформ обязательно был консерватор, ответственный за выживаемость.

Аваков и Эка – Эка носитель знаний и мотор реформа. Но по всему видно, что Аваков сам получает удовольствие от реформирования милиции. Между ними нет известных публике конфликтов. Отсюда результат: МВД и по скорости и по качеству реформ сегодня чемпион среди всех ведомств.

Шокин и Сакварелидзе. Пример обратный паре Авакова и Эки. А реформа прокуратуры, как по мне, ключевая. Поясню. Суды — это, де-факто, самая мощная оппозиция власти. Причем, оппозиция очень влиятельная. Пока Сакверелидзе не удастся сменить прокуратуру и пока связка прокуратура-судьи не будет разорвана, все атаки на суды будут бессмысленны. Так что реформа Прокуратуры открывает парадный вход для системных изменений в стране. Похоже Сакварелидзе при поддержке Порошенко пока удается преодолевать сопротивление старой гвардии под руководством Шокина, но, тем не менее риски все еще велики.

Министр обороны. Еще одно министерство, где работает схема новое – старое, но единственное, где роль нового выполняют не иностранные эксперты, а волонтеры. И еще раз, такая связка демонстрирует свою успешность. То что сделано в минобороны за год, вызывает у меня, как у менеджера профессиональную зависть. Я отдалено представляю, какой объем работы проделан и восхищаюсь (прим. "отдалено", поскольку, могу только догадываться как не просто проводить реформы внутри госструктур. Думаю, множитель 5 более менее отражает степень сопротивления и бюрократии, которую приходится преодолевать в госструктурах в сравнении с бизнесом).

Квиташвили. Министр, который говорит правильные вещи, но не может ничего предъявить в качестве результата. Количество проблем, которые он не предупредил, а вынужден был разбираться с ними уже после того как они сами на него напали, как то уж слишком велико. Не вижу я в нем потенциала реформатора. Но из него бы получился хороший консультант.

Абромавичус. Министр загадка. Реформа по отмене трудовых книжек, самая громкая реформа, просочившаяся из-за плотно-закрытых дверей его кабинета. Вторая громкая информация – желание министра закрыть свое министерство. В общем, министр от которого я ничего не жду.

Порошенко. Он конечно не член правительства, но он назначает некоторых членов правительства, а значит, не дать ему оценку в посте о реформах было бы неправильно. Если коротко. Для меня все шаги Порошенко достаточно понятны. Единственное, что не понятно - почему, понимая, что его главная проблема – это кадры, он эту проблему не решает. Предполагаю, что разгадка в том, что он человек с психологией победителя, а победители не могут ошибаться. Для него каждое увольнение - это признание своих ошибок. А, значит, он на них очень тяжело идет. Поэтому он будет менять кадры только в экстренных ситуациях и только тогда, когда будет на 100% верен, что новый кадр будет его 100% успехом.

Все кого я не упомянул либо находятся вне зоны моих интересов, либо я так и не смог их понять.

Как я это вижу

В правительстве нужно выделить четыре блока (есть еще и пятый, но насчет него я пока сам с собой спорю). На эти четыре блока назначаются четыре вице-премьера.

  • блок ответственный за выживание: Яценюк
  • блок ответственный за реформы в сфере госуправления: Саакашвили
  • блок ответственный за реформы силовых структур: Москаль
  • блок ответственный за реформу социальной сферы: ?????

При таком распределении задач роль премьера – быть арбитром-диспетчером между своими вице-премьерами, выступать пресс-секретарем реформ и быть лоббистом правительства в парламенте. Мне на этой роли видится Луценко.

Послесловие-cовет.

Представьте, вы взялись вскопать огород. Копаете. К вам постоянно подходят члены вашей семьи и соседи, пристально смотрят и говорят, что-то наподобие: неправильно копаешь; глубже лопату нужно всовывать; почему комки не разбиваешь; что-то ты мало прокопал за последний час; а не часто ли ты перекуры устраиваешь; а почему ты взял новую лопату, огород можно и старой копать; когда поливать будешь; почему рукавицы не одел… и т.д. Представили? Как долго у вас будет сохраняться желание копать при таком прессинге?

Отсюда совет. Хотите отбить у людей желание работать – почаще говорите им, что они ни что не способны и все, что они делают – редкостное говно.

Появился такой инструмент как петиции. К счастью, у нас работает такой классический инструмент как выборы. А даже когда он работать перестает, то есть протоптанный путь на майдан. А вот «говорить под руку» – плохая примета ;-)

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація