Последнее время все больше и больше задумываюсь над какими-то глобальными для нас вещами. Задумываюсь и грущу. Мы, похоже, попали в замкнутый круг, который, как удавка, затягивает нас все плотнее и плотнее.

Наша повседневность стала настолько монотонной в непрерывной череде столкновений, что меняются только поводы для конфликтов, но не атмосфера постоянного противостояния в которой мы находимся. Мы научились раздувать конфликт со всего. Причем раздувать до космических масштабов. Что угодно может стать для нас поводом для морального уничтожения противника. Мы по Свифтовски ведем войны за право разбивать яйцо с тупого или острого конца и за право навязывать оппоненту свой конец, как единственно достойный. Войны противостояния пронизали все наше общество: политики воют за свое, народ за свое.

Мы стали (а может и были) безжалостны и категоричны, мы получаем удовольствие от удачно кинутой в лицо противнику коровьей лепешки и от возможности собрать коллектив единомышленников для сеанса синхронного бросания этих самых лепешек. Залпом, пли. Урааааа.

Мы ведем войну на уничтожение и именно эта война становится отдельной сущностью, наполняющей нашу жизнь смыслом и радостью. Кто-то ведет эту войну, чтобы получить власть, деньги и право управлять чужими судьбами, а кто-то из любви и преданности к искусству. Но весь этот непрекращающийся ни на минуту цикл в режиме 24/365 наша банальная повседневность. Превращение жизни оппонента в ад превратилось в ритуал, смысл которого давно потерян. Мы стали частью этого ритуала, а он стал частью нас. В нашем мире считаться с другой позицией стало проявлением слабости.

Мы погрузились в атмосферу праздника и черпаем эту атмосферу в конфликте. Война как праздник и противостояние как удовольствие – это прямой путь к полному уничтожению всей системы, которая возвела такое тип существования общества в самодостаточную ценность. Такая система или переродится или вымрет вместе с теми, кто ее создал и поддерживает.

Конечно, от части, эта спираль раскручивалась и раскручивается в силу слабости правовой системы в стране. Вседозволенность рождает еще большую вседозволенность, то есть попросту развращает. Но еще больше атмосфера, в которую мы погрузились, зависит не от законов, а от ценностей. От тех моральных и нравственных норм, который обязаны быть у любого зрелого общества. Они могут быть разными, например, что есть людей не хорошо, или не хорошо переходить дорогу на красный или что свет в подъезде должен гореть только тогда, когда ему есть для кого гореть. Но они обязаны быть.

Где-то в пути мы потеряли нравственные ориентиры. В результате, его величество конфликт стал мерилом или даже спортом. Мы не спорим, мы не аргументируем мы уничтожаем человека с другой позицией. Делаем это с удовольствием на завтрак обед и ужин, а иногда и вместо них. Причем делаем это не только тогда, когда речь идет о выживании страны, а всегда. Именно поэтому вопрос выживания страны уже в большей степени зависит не от событий, а от атмосферы, которую мы вокруг себя создали. В любом публичном опросе выбирая между «все будет хорошо» или «все будет плохо» — 90% выберет плохо. Ну может 85%, хотя не уверен. Мы построили атмосферу когда плохо – это и есть хорошо. Ну, или по крайней мере «плохо» — это нормально и привычно.

А самый разрушительный из конфликтов – это когда общество рассматривает себя не частью государства, а его антиподом. Такая себе вечная война между рукой и головой, между, столом и полом на котором этот стол стоит, между квартирой и домом в котором находится эта квартира. Можно сжечь дом, не уничтожив квартиру? Безусловно нет. Но мы живем в модели мира, в которой нам кажется, что это не только возможным, и единственно достойным выходом. Хотя, если разобраться, всего-навсего в подъезде надо было покрасить стены, вкрутить лампочки и поставить щетку для ног на входе в парадном. Но это было бы правильно в какой-то другой модели мира, а не в той, которую мы себе построили.

Мы уже дожились до того, что те, кто видят в нашей жизни успехи, стали считаться врагами общества. Общество не может быть довольно государством. Никогда. Если ты доволен, хоть чем-то, ты изменник, ты позор нашего общества, ты не один из нас. Ты изгой. Мы не потерпим чтобы кто-то из нас видел успехи. Человек замечающий успехи, с точки зрения нашего общества – сильно не здоров. Просто откровенно болен. Успех – антипод конфликта. Человек видящий успех, уничтожает саму сущность нашего повседневного существования. Он уничтожает повод для конфликта.

Мне кажется абсолютно бесспорным утверждение, что для строительства нужна атмосфера созидания. Мы живем в мире, где такая атмосфера вынуждена пробиваться как травинка через асфальт. То есть с боями. То есть через слои недоверия укатанные катком недовольства результатом, каким бы он ни был.

Если все вокруг плохо, то проблема не в мире, который тебя окружает, а в тебе. Даже в КНДР живут довольные люди.

Если мы хотим строить, нам, как обществу, нужно срочно вырабатывать моральные правила при которых конфликт без причины станет признаком дурачины. Уважать оппонента, спорить, без унижения, концентрироваться на достижениях, перестать во всем искать только плохое или даже смертельно ужасное – это именно то, что нам, как обществу сейчас жизненно необходимо. Научиться радоваться успехам, научиться ценить чужие достижения, научиться получать удовольствия от хорошего – это сверхсложная задача, которую или мы научимся решать или вымрем от несварения желудка или захлебнувшись своей слюной.

Нам, как обществу нужны моральные авторитеты, которые смогут донести до нас мерила плохого и хорошего. Выдадут нам линейку со шкалой настоящих и так нужных нам ценностей. Но для общества, где царит его величество конфликт, найти таких авторитетов, принять их в этом качестве и начать их слушать и слышать – может оказаться невыполнимой задачей.

P.S. Бонус http://www.jvanetsky.ru/data/text/t7/stili_spora/