Сегодня после годовых потуг Россия таки запустила ракету-носитель «Протон-М». Но проблемы российской космонавтики это не решает в принципе.

Почему — поговорил вначале на видео:

А потом написал текст, опубликованный на Хвыли. Там добавил немного картинок, статистики, цифирей. Смотрим, читаем, наслаждаемся.

8 июня 2017 года может произойти поистине эпохальное событие, которое можно будет назвать «великим днём космонавтики российской». За поребриком взовьются флаги, народ выйдет гулять на улицы, а пару чиновников начнут дырявить пиджаки для медалек и готовить чемоданы для денег. В космос снова полетит «Протон-м». «Эка невидаль» — скажет читатель — «ракета разработана уже давно…». Оно то, так, но последний год «Протон» не летал, а качественные показатели российских пусков, мягко говоря, не впечатляют, как, впрочем, уже и количественные.

История вопроса или что с «Протоном»

Мы привыкли считать, что Россия — один из лидеров в сфере космических полётов. Оно так и было, РФ имела внушительный парк ракет-носителей, регулярно проводила пуски. Но, как говорится, «что-то пошло не так» примерно с 2010 года. Роскосмос ракеты по-прежнему запускал, но они почему-то часто падали. На достаточно интересную динамику «развития» космической программы за поребриком я обратил внимание 9 месяцев назад и даже написал текст под названием «Почему космическая отрасль Росии умирает». Обращал внимание на аварийность «Протонов» и даже сравнивал её с показателями других ракет-носителей данного класса. Приведу табличку из старого текста:

593903ac3a522.jpg

Прошло 9 месяцев и за это время произошло множество интересных событий. Кроме аварийности при пуске российских ракет были досадные неприятности в виде отмены либо переноса даты запуска, связанные с технической стороной вопроса. Вот выдержка лишь с первой страницы поиска в интернете:

В январе 2017 всё стало на свои места — Роскосмос отозвал ВСЕ двигатели к ракетам-носителям «Протон» в связи с браком. А это ни много ни мало — 71 двигателей. Представители завода-производителя старались выглядеть бодро и заверяли в скором завершении работ — мол переберут, пересоберут и всё будет ОК. Но даже в бодрые рапорты закрадывалась тень сомнения. Директор НПО «Энергомаш» господин Арбузов (какое совпадение, правда, граждане-украинцы), говоря о ремонте на протяжении 2017 года добавлял: «но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год». Одним словом, контракты на вывод тяжёлых спутников на орбиту были отложены. Ситуацию спасали старички «Союзы» всех модификаций. Но они не могли выполнить все заказы — грузоподъёмность корабля намного меньше, чем у Протона, а стоимость запуска чрезвычайно высокая. Что неудивительно, ведь ракета была разработана в 60-х годах прошлого века – первый полёт датирован 1966 годом. А «СОЮЗ-У» летает с 1973 года по сей день (последний запуск — 22.02.2017). Но даже старые проверенные аппараты, собранные руками современных россиян давали сбои. Что прекрасно отображает статистика на инфографике:

5939040a23a04.jpg

Сразу замечу, что реальный «процент неудач» в России выше — просто в «русскую статистику» международные организации включают запуски украинских «Зенитов» (пока безаварийные) и российских «СОЮЗов» с космодрома Куру во Французской Гвинее.

Но даже такая, приглаженная статистика впечатляет — аварийность российской космической программы в 2,6 раза выше чем у американской и в 3,1 раза выше чем у китайской. И если раньше РФ «брала количеством», то уже второй год как отстаёт. За 2017 год за поребриком произвели 3 своих пуска «Союзов» и ещё 2 корабля запустили европейцы в Куру. Суммарно Россия сдала позиции и США и даже Китаю.

Зато, как сообщает газета «Ведомости», в апреле 2016 года с космодрома «Восточный» запустили 500 воздушных шариков с портретом Гагарина. Шарики, в отличие от ракет-носителей, в воздух поднялись.

Прекрасный флеш-моб, но он, увы, не впечатлил наблюдателей. Страховщики привычно страхуют российские запуски по повышенному тарифу. Клиенты понемногу начинают думать о смене партнёра в освоении космоса. Даже Беларусь, ближайший союзник РФ, после неудачи с первым спутником, решила не рисковать и уже 5 лет реализует свою космическую программу с Китаем. Так дешевле, надёжней, безопасней.

И что теперь?

Видя, что клиенты уходят, Россия пытается спасти свою программу с помощью… украинцев. У РФ был в запасе один аппарат «Зенит-3SL» адаптированный для запуска с земли. Но вот беда, куплен он был давно, а обслужить правильно (чтобы поддерживать в работоспособном состоянии) российские спецы на «Байконуре» как-то не смогли. Попросили украинцев — предложили контракт… Да, Российская Федерация попросила помощи у «злобной хунты». В ответ услышали примерно следующее «а попрыгать не пытались?». Дело было «швах», но выход нашли, предложив украинскому «Южмашу» сделать 12 ракет «Зенит» различной конфигурации (как для «Морского старта», так и для наземного). Платит за всё компания S7 Sea Launch Limited, которая начиналась в качестве российского авиаперевозчика «Сибирь». Но сегодня структурное подразделение, заказавшее ракеты формально является собственностью четырёх фирм, зарегистрированных на Каймановых островах. А сам проект, несмотря на то, что после банкротства в 2010-м перешёл под контроль российской НПО «Энергия» с последующей продажей группе S7, формально остаётся международным консорциумом, где есть доля США и стран ЕС.

Обе стороны смогли выйти из ситуации:

Однако, сути это не меняет – российская частная компания, занимающаяся космическими запусками не доверяет российской технике и покупает украинскую, заказывая при этом ракеты для старта с «Байконура», чтобы подстраховать весьма вероятный очередной провал с «Протон-М».

Но это лишь полбеды. Беда для РФ кроется в простых данных, которые называются «прибыльность космической программы». Освоение космоса в мире давно стало бизнесом. И тут, незадача, ТАСС публикует статистику прибылей. США за 2016 год заработали на «космосе» 1,2 млрд долларов. Российская Федерация в 9 раз меньше — 130 миллинов. То есть 1 «американский» запуск приносит прибыль в 54,5 млн, российский 6,842 миллиона долларов.

И, наконец, последней каплей стали успехи мая-начала июня 2017:

Для полного понимания подчеркну, что использование уже бывавших в космосе аппаратов (и ракет-носителей) существенно уменьшает себестоимость запусков. То есть американские компании в 2017 году заработают ещё больше. Российские… Тут как Бог даст – Россия же скрепами скреплена, ракеты попы водицей окропляют.

А может планы российские велики?

Планы у РФ есть они огромны. Населению скармливают истории про разработку космического корабля «Федерация» и проект «Ангара», которым так же предусмотрены пилотируемые запуски с возвратом первой ступени.

Да вот беда, «Федерация» разрабатывается уже лет 10, под неё даже собирались создать свою ракету-носитель «Русь». Но этот проект закрыли в 2011, а в 2015 начаты работы по… подготовке технической документации. А 17 марта 2017 гендиректор РКК «Энергия», говоря о проекте, порадовал, что «Он находится в активной стадии работы, выпущена практически вся конструкторская документация, мы сейчас изготавливаем отдельные узлы». Напомню, что через 2 недели после заявления уже бывавший в космосе Dragon закинул груз на МКС….

Первый запуск «Федерации» по планам за поребриком будет скоро – в 2021 году.

По «Ангаре» ситуация ещё более плачевна. Тут я просто дам цитату: «Роскосмос решил отказаться от ракеты „Ангара-А5П“ и создания инфраструктуры для пилотируемых пусков с космодрома Восточный до разработки сверхтяжелого носителя для полета к Луне. „Пилотируемые программы вернутся на космодром Восточный только с началом строительства стартового комплекса для сверхтяжелой ракеты после 2025 года“.

И, наконец, вишенка на тортик. 7 июня генеральный директор Космического центра им. Хруничева Андрей Калиновский давал интервью агентству ТАСС. Среди прочего, зашёл разговор о новых аппаратах, развитии МКС и как достижение он заявил, что вскоре запустят в космос лабораторный модуль и космическую обсерваторию „Спектр-РГ“ и многофункциональный модуль „Наука“, Он интересен тем, чито . Те самые, которые были изготовлены в 90-х годах и в топливной системе которых нашли стружку. По мнению гениев космической гонки России, старье ещё послужит „Сроки не прошли. Конструкторы и разработчики различных систем подтвердили в ходе испытаний возможность эксплуатации этого модуля. Он сможет эксплуатироваться до 2027 года“ — заявил господин Калиновский.

Таким образом, максимум на что может рассчитывать РФ до 2020 года — хоть святой водой, хоть танцами с бубнами запустить „Прогресс“. Задача не из лёгких, ведь реализация любимой в РФ фразы „можем повторить“ получается только в развязывании войн. Повторить что-то сделанное руками (даже если это раньше было сделано в России) получается с трудом.

_________________

Текст заказной? Ага! Заказчиками могут считать себя все, перечислившие умеренную сумму автору.

Зачем прошу? Всё просто. Текст — это продукт. Продукт понравился – Не откажусь от „спасибо“. Принимается лайком, словом либо копейкой.

Полученные деньги идут мне на пиво а так же:

  1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины
  2. тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904