2017 год начался с достаточно неприятных сигналов для Украины. Страна уходит с повестки дня мировой и европейской элиты, а редкие упоминания (если исключить критику власти в Киеве) связаны с темой выработки новой политики сосуществования ЕС, США и РФ. При этом мнение украинской стороны никто не спрашивает – просто предлагаются варианты, которые Киев должен принять. Логично, а зачем спрашивать курицу «тебе хочется оказаться на сковороде или в кастрюле кипящей воды».

Об угрозах на 2017 год описано в докладе Украинского Института Будущего. Увы, но события начали развиваться по достаточно неприятному для Украины сценарию при котором:

Последний пункт во многом ключевой для внешней поддержки. Это прекрасно демонстрировали экономический форум в польской Крынице 2016 и Давос-2017. От украинских политиков ждали ответов на вопросы «что вы делаете: какие цели, задачи, планируемые результаты?», ждали конкретных предложений хотя бы в области бизнеса. Дождались привычных рассказов о «европейском выборе», «демократии» и жалоб на Россию-агрессора.

При этом есть проблема отношений с РФ и вооружённого конфликта «под боком», значит, будет попытка её решения по механизмам и алгоритмам, которые приемлемые для Брюсселя, Парижа, Берлина и Вашингтона, но необязательно идеальные для Киева.

На внешней арене Украина не демонстрирует прорывов дипломатии (безвиз завяз, отношения с США подвисли, поддержка ЕС под вопросом, в отношениях с Польшей перманентный обмен историческими обидами). Внутри страны любое, даже разумное и продуманное, решение власти вызывает неприятие части общества — имеем кризис доверия к государственным и общественным институтам. Об этом, среди прочего, свидетельствует недавняя социология Украинского института будущего.

Вполне естественно, что власть всерьёз боится такого коктейля и при этом пытается «проскользнуть между капельками дождя» — балансировать на противоречиях в надежде, что «завтра само по себе станет легче». Увы, не станет. И та же украинская история — тому пример. Надежда «проскользнуть» не создавая нормальных условий развития общества успешно похоронило казацкую державу, УНР, ЗУНР, Гетманскую державу и Директорию.

Как проблему превратить в ресурс

Можно кричать «зрада», начинать писать мемуары «почему не получилось», а можно начать думать и пробовать превратить проблемы в преимущества. И, кроме всего прочего, создать функционал страны — то, что будет приходить на память при упоминании слова «Украина».

Ключевым в данном подходе является честность перед собой: понять где находится общество, чем отличается ситуация от того, что происходило (или происходит) в других странах а так же в какой плоскости могут лежать интересы основных игроков. Для этого просто ещё раз выпишем некоторые пункты из упомянутых выше списков.

  1. США меняют свою политику в отношении других стран. В частности новая администрация Белого Дома пытается предложить систему при которой Соединённые Штаты концентрируют усилия на ключевых проблемах. Кризисы, которые не вошли в своеобразный «ТОП» (даже те, в которых есть интересы союзников США), отдаются на решение тем, кто способен добиться результата без американского участия.
  2. Исходя из п.1 будет пересматриваться и формат участия Соединённых Штатов в международных организациях, миротворческих и гуманитарных миссиях.
  3. Выборы во Франции, Германии, выход Великобритании из ЕС и связанные с этим проблемы переформатирования союза создают новую повестку в экономике и внешней политике.
  4. На этом фоне украинские реформы уходят из списка приоритетов как для США так и для ЕС. Во многом по причине отсутствия или быстрых реформ или внятной формулировки целей реформирования страны.
  5. Россия ведёт достаточно агрессивную политику по формированию новой системы взаимодействия в регионе и как минимум на континенте. Локальные кризисы (как существующие, так и, возможно, новые) используются Кремлём как предмет торга при выработке контуров новой «Большой сделки».
  6. ЕС и США не заинтересованы в излишнем усилении РФ, но при этом они так же не желают допустить краха России или чрезмерного её ослабления. Поэтому в сложившейся ситуации они так же не против Big Deal.

Основные страны, которые участвовали в обеспечении безопасности и баланса сил в мире будут заняты своими проблемами. Кризисы (военные, гуманитарные) от этого не исчезнут — исчезнут солдаты, которые выступали в качестве миротворцев – они вернуться домой.

Это — вызов и возможность для Украины.

Функционал 1 — страна наёмник

Украинская армия сегодня достаточно серьёзная сила. Это мотивированная, отмобилизованная и имеющая опыт боевых действий структура. Таким набором могут похвастать всего несколько стран в Европе. Даже РФ оперирует ЧВК, либо ограниченным количеством частей, её армия как единая система в широкомасштабной войне пока не участвовала. Дополнительный фактор: в Украине более 200 тысяч мужчин и женщин, имеющих боевой опыт и кризис на рынке труда.

Вот вам и функционал (место в мире) Украины на данном этапе. Страна, которая обеспечивает миротворческие и полицейские операции во всём мире. Так сказать «цепной пёс» США, ЕС, ООН, НАТО. Выполнение этой роли возможно лишь в случае когда Украина сохраняет независимость и имеет ресурсы для защиты территориальной целостности.

Внешние игроки получают ответ на вопрос «зачем им Украина» – она позволит сконцентрироваться на внутренних вопросах, взяв на себя «силовое» обеспечение гуманитарных и миротворческих миссий по всему миру. А, значит, есть смысл помогать Киеву. В том числе и вооружать её армию.

Если государство Украина становится при этом сильным и успешным, сумма расходов на обеспечение выполнения описанных выше функций уменьшается. Зато появляется экономический интерес – страна из «подрядчика» становится ещё и партнёром в бизнесе.

Кроме того, правильные и продуманные подходы к участию в миротворческих и гуманитарных операциях являются неплохой основой для экономической экспансии. Армия обеспечила порядок. За ней пришёл украинский бизнес. Даже в примитивном виде: для обслуживания техники которую привезли/передали местным/ оставили военные.

Возникает резонный вопрос — армия не такая большая и её функции всё же Родину защищать. Да, армия невелика. Но кто мешает создать структуру из ветеранов АТО. Назвать, например «Союз обороны Украины» — по принципу аналогичных структур в странах Балтии, вооружённых сил Швейцарии и тех же Стражей Исламской Революции в Иране. Такой подход позволяет:

В этом месте мне, естественно, возразят — как можно так цинично относится к теме участия украинцев в боевых действиях. Извините, а не создать на 3-м году войны действенной системы реабилитации, трудоустройства ветеранов не цинично? Тем более, что такой бизнес — дело добровольное — каждый сам решает что делать.

Для моралистов приведу примеры:

Функционал 2 — страна-противовес

Теперь к России и Большой Сделке. Ключевые игроки будут искать точки соприкосновения. И, если не будет внятных сигналов из Киева, повторю, Украина станет разменной монетой в торге.

Но, занимаясь своими проблемами и США и ЕС не настроены давать Кремлю полную свободу действий. Россия (как раньше СССР и Российская Империя) не склонна дотошно выполнять международные договоры. Первая мировая война, бурные 1939-40 годы, Чехия, Венгрия, Афганистан, Грузия в 2008 году, Украина. Западные страны понимают, что необходим предохранитель от чрезвычайного роста российского влияния как минимум в Восточной Европе. Таким предохранителем может быть независимая Украина.

Война на Донбассе тут не является ключевым фактором: учитывая её стоимость, Кремль может поддерживать конфликт в теперешнем состоянии не менее десятка лет. Важен сам факт независимости и, в идеале, успешности и субъектности Украины.

В случае, если данный функционал покажется «странам Запада» неактуальным, его с успехом можно предложить тому же Китаю.

3. Мексика Европы

Что бы ни говорил Трамп, но сегодня Мексика является сборочным цехом Северной Америки. Дешёвая рабочая сила позволяет снижать себестоимость продукции и делает её более конкурентоспособной. Страны ЕС уже столкнулись с тем, что на внутреннем рынке их даже высокотехнологичные товары зачастую проигрывают китайскому импорту: они слишком дороги. Значит, перед Евросоюзом стоит задача найти свою «Мексику» – близкую географически страну с промышленным потенциалом и дешёвой рабочей силой. Украина прекрасно подходит на данную роль.

«Мексиканский» функционал может как и написанное выше показаться «обидным». Но, если трезво оценивать ситуацию, сегодня позиции Украины выглядят намного хуже, чем у упомянутой североамериканской страны. Для сравнения, ВВП Мексики находится 15 тыс. долларов на душу населения,а Украины чуть более 2000 по номиналу. Просто банально откроем Википедию: Мексика входит в Североамериканскую зону свободной торговли (NAFTA), созданную в 1994—2008 годах. В результате, за 1993—2013 годы экспорт Мексики в США вырос с 49,5 млрд долларов до 277,7 млрд долларов, а в Канаду с 3,3 млрд долларов до 25,5 млрд долларов. А стоимость импорта за этот период увеличилась из США с 50,8 млрд долларов до 216,3 млрд долларов, а из Канады с 0,8 млрд долларов до 5,4 млрд долларов. Экспорт — 357 млрд долл. (в 2011 году) — электронное оборудование, автомобили и детали для них, нефть и нефтепродукты, золото и металлы.

Поэтому, Украина, учитывая низкую стоимость ее рабочей силы и панический страх Европы потерять конкурентноспособность на фоне динамичной Азии, вполне может функционально занять роль «европейской Мексики» — это рабочие места, технологии, развитие инфраструктуры и деньги. Развитие будет в любом случае, главное определить правильно приоритеты.

Таким образом имеем как минимум 3 варианта, которые можно предложить сильным игрокам. Все они не идеальны и не могут быть «вечным местом Украины в мире», но все они дают время, ресурсы и технологии для развития. Самое главное — они дают ответ на вопрос «зачем миру нужна Украина в ближайшие 5,10,15 лет».

Дальше, всё зависит от самих украинцев — если общество решит использовать время и ресурсы на модернизацию страны (как экономики так и системы взаимоотношений) – через 10-20 лет будет новый функционал, новое место в мире.


текст опубликован на Хвыли