site.ua
igar.tyshkevich
Ігар Тышкевіч
топ-автор

Президент Украины таки подписал известный закон про уменьшение сборов за подержанные авто. Правда, как справедливо заметил в своём тексте Вадим Фульмахт, с оговорками. Которые существенным образом меняют суть закона.

А дальше можно сопоставить два факта:
1. Одна машина на человека и ввозишь сам - такое требование украинского президента.
2. Мобильность украинской нации. И тут нам в помощь свежая социология от Украинского института будущего. Почти 60% населения ни разу не выезжали за пределы Украины. Или выезжали 1 раз в жизни. Возможно, когда-то давно.

Соответственно рассчитывать, что украинцы массово поедут в европейские автохаусы не приходится. Да даже на литовские авторынки рынки уже им покажется далеко. И это даёт возможности заработать беларусам. Тем более, что опыт есть. Перепродать за 4 месяца б.у. авто на сумму более чем миллиард долларов? Легко! Такое было лет 5 назад в отношениях с РФ.

Вот кратко и изложил в беларуской газете "Салідарнасьць" возможности работать посредниками. И сколько на этом могут заработать. Беларусы и Беларусь. Естественно, если власти страны среагируют в внесут две поправки в нормативные акты. Даже не законы, а ведомственные инструкции.

Далее даю текст без купюр.

31 мая 2016 года Верховная Рада Украины приняла закон № 3251. Нормативный акт предусматривает снижение акциза на бывшие в употреблении импортные авто. Снижение кардинальное: по некоторым типам автомобилей акцизный сбор уменьшается в 28 (двадцать восемь) раз.

Таким образом каждый украинец до 31.12.2018 года может ввезти один автомобиль в год (не старше 2010 года) по ставкам:

• двигатель до 1000 куб. см. - 0,102 евро за 1 куб. см (было 1,09-1,44)

• 1000-1500 «кубиков» - 0,063 евро (было 1,37-1,76 евро);

• 1501 — 2200 - 0,267 евро за кубический сантиметр (было 1,64-2,44 евро)

и так далее.

Сказать, что закон проходил легко — погрешить против истины. В Украине огромное «автомобильное лобби». Владельцы автозаводов и официальные импортёры новых машин не особо приветствовали нововведение. Ещё бы — бьёт по их бизнесу.

С другой стороны бизнес тоже имел свою специфику: на фоне заградительных пошлин не было необходимости развивать модельный ряд, конкурировать с иностранными марками. Доходило до смешного: «АвтоЗАЗ» представлял в качестве новинки «клон», снятого с производства китайского малолитражного автомобиля. Люди ездили на том, на чём придётся. Тот, кто был в Украине хоть раз, — меня поймёт. Даже вроде «новые» иномарки красивы своим внешним видом, но куплены с минимальной комплектацией. Так сказать «чтобы сосед подавился от зависти».

Техническое состояние парка описывать не буду. Скажу лишь одно: в Украине отменили техосмотр автомобилей. Нет информации о проблеме — нет проблемы.

Естественно, люди хотят лучшего. Но денег нет — пошлины большие. Уменьшить их не даёт автомобильное лобби. У владельцев профильного бизнеса есть подконтрольные СМИ, есть свои депутаты в Верховной Раде. Одним словом, само принятие закона стало маленькой победой.

А дальше пошли слухи. Мол, президент ветировал законопроект. Мол, не будет такого счастья. Порошенко действительно долго думал. Подписывал законы, принятые позже. А этот оставался на столе. Закончилось тем, что Кабинет Министров страны обратился к президенту с просьбой не затягивать с подписанием..

Дальше были консультации. И поиск компромиссов. Ведь война за бизнес могла найти продолжение в политике. А раскачка ситуации Порошенко сейчас крайне не выгодна. Золотую середину нашли. О чём сообщил сам гарант украинской Конституции.

Закон был подписан. Но с оговорками, что в него будут внесены изменения. В частности, вместо одной машины в год на человека с возможностью «продать через 12 месяцев и купить новую» вводится норма: одна машина на протяжении действия закона. И ввоз только личный. То есть человек сам едет за автомобилем и сам пересекает с ним границу. Либо (если машина идёт в контейнере) документы уже оформлены на конечного владельца автомобиля.

Вот прямая речь самого Порошенко:


«Это будет по-честному со стороны Президента, парламента, правительства к людям и по-честному по отношению к государству в необходимости финансирования его расходов в условиях войны, которая не закончена», - отметил президент Украины.

И вот на этом возникает окно возможностей для белорусов. Ребята с Ошмян, Гродно, Сморгони и Бреста могут начинать наводить порядок в гаражах, звонить давним знакомым из соседних стран. А власти приграничных с Украиной территорий думать, как освоить дополнительные деньги, которых может быть много.

Почему можно заработать

На первый взгляд закон Украины не имеет никакого отношения к Беларуси. Тем более, что украинцам вроде как обещают безвизовый статус с ЕС. Но если посмотреть внимательней, подумать, что из себя представляет украинское общество — возможности заметны сразу.

Итак, закон в его первоначальном виде действительно открывал колоссальные возможности для перегонщиков. Согласитесь, это просто: пригнать машину себе, оформить ещё несколько авто на родственников. Через год продать «с наваром» в 60-70% (в Украине цены на б.у. авто очень высокие) и купить новые. Хороший бизнес.

Но предлагаемые правки требуют личного визита за «пограничный переход». И тут мы сталкиваемся с такой особенностью украинцев как относительно малая мобильность. Я не беру в расчёт жителей приграничных территорий на западе страны. Они ездят. И ездят много. Но вот среднестатистический украинец, если верить социологии, домосед.

Беларусь — мировой лидер по количеству шенгенских виз на душу населения. Да и в абсолютном выражении 753 тысячи виз – внушительно. В Украине за 2015 год выдано лишь 1188 тысяч виз. И это при том, что население соседней страны в 4 раза больше. А часть виз украинцы используют для поездки на заработки.

Поэтому поездка, например, на кофе в Вильнюс или на шопинг в Белосток – привычное дело для части белорусов. Но такой подход к жизни шокирует значительную часть жителей Украины.

Соответственно, после того как закон начнёт действовать, мобильные жители соседней страны быстро обновят свой автопарк. Первая волна таких покупателей, скорее всего, пройдёт мимо Беларуси. А вот со второй уже интересней. Куда поедут украинцы, которые не имеют шенгенской визы? Или вообще ни разу за последние 10 лет не выезжали за границы своей области? (!!!). А таких, к слову, от 25 до 38% населения в зависимости от региона. Людям будет не комфортно ехать в «новые страны». Беларусь со свободным пересечением границы и отсутствием языковых барьеров представляется более интересным местом.

При этом в Беларуси развиты (сейчас меньше, но опыт и связи остались) бизнесы по перегонке и предпродажной подготовке б.у. автомобилей. Люди есть, возможности тоже. Есть и потенциальные клиенты.

Соответственно сделать нужно немного. На приграничных территориях создать площадки для выставления автомобилей. Естественно со всеми сопутствующими службами. Начиная от СТО и заканчивая силовиками и структурами, предоставляющими сервисы по заключению сделок.

Параллельно с этим информировать жителей соседней страны. Что тоже легко. Достаточно заявлений чиновников «поможем, мол, украинцам с автопарком». И (или) открытия первых таких площадок. Украинские СМИ дальше сделают всю работу сами. А первые клиенты — лучшая реклама.

Кто будет продавать такие автомобили? Те, кто гонял их в 2010-м на российский рынок. Те, кто оказывал такие услуги друзьям и знакомым. В конце концов те, кто занимается этим по сей день. Беларусь имеет шанс стать для украинских автомобилистов тем, чем была Литва для наших.

Что получаем в результате? А давайте позагибаем пальцы вместе:

1. Валюта. Реальные деньги, которые будут привозиться в страну. Да, на покупку авто наши перегонщики потратятся. Но ведь никто не будет продавать себе в убыток.

2. Деньги на сопутствующих сервисах. Начиная от временной регистрации и заканчивая услугами по оформлению сделок. Это в значительной мере прямой доход государства.

3. Дороги и придорожный сервис. Проезд по дорогам для украинцев платный. А автомобиль, снятый с белорусской регистрации в пункте продажи – «иностранец». Заплатить придётся. Кроме того, людям нужно кушать, отдыхать и так далее.

4. Внутренние бизнесы. Довести автомобиль до нормального состояния – тоже работа. А это уже занятость нескольким тысячам белорусов. Как минимум на пару лет. На пустом месте. Согласитесь, хороший бонус во время кризиса. То же самое можно говорить о других сервисах (питание, административные процедуры, строительство самих площадок по продаже).

Да в конце концов это такая себе система внутреннего кредитования. Ведь при временном ввозе на таможенную территорию страны бывшего в употреблении автомобиля таможенные пошлины уплачиваются в полном размере. Возвращаются они при вывозе машины. То есть от нескольких недель до нескольких месяцев деньги в распоряжении государства. Без всяких процентов. Согласитесь, также выгодно. Очень.

А теперь давайте считать. При средней цене автомобиля в 5000 евро имеем продажную цену как минимум в 7-10 тысяч. Дельта — от двух до пяти тысяч. Из них 60% — прибыль продавца. 40% — сопутствующие сервисы.

Если умножить всё это на 10 тысяч автомобилей (минимально возможный объём, учитывая ёмкость украинского рынка) получаем сумму от 20 до 50 миллионов евро. И ещё столько же в виде «беспроцентной ссуды государству» под видом таможенных пошлин по схеме временного ввоза. И это в год. Повторю, как минимум. В реальности речь может идти не о 10 а о 50-70 тысячах автомобилей в год. То есть о сумме от 100 до 350 миллионов евро.

Что для этого нужно сделать

Хорошие деньги. Вопрос лишь как их заработать. И тут основным тормозом является упомянутая схема «временного ввоза». Ведь таможенные пошлины возвращаются лицу, которое ввезло автомобиль. А в Украину должен ввозить уже гражданин Украины. То есть необходимо принять (можно как в соседней стране временно) поправки к законодательству. Просто предусмотреть систему возврата пошлин при продаже временно ввезённого автомобиля гражданам третьих стран.

Это уже работа парламента. И, кстати, хорошая проверка для депутатов на способность думать. Примут закон — позволят заработать гражданам и государству. Не примут — значит, Республике Беларусь деньги не нужны.

Что касается самих граждан, думаю они найдут способ «снять сливки». Вплоть до приглашения украинцев на литовскую границу ради оформления «уже их собственных автомобилей». Но это совсем другие объёмы, другие прибыли. И практически нулевые доходы для государства под названием Республика Беларусь.

______________________________________________________

Понравился текст? Или считаете его заказным?

Можете считать себя его заказчиком, если поблагодарите автора. Словом, репостом либо умеренной суммой.

Полученные деньги идут мне на пиво а так же:

1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины (информация о них в моей ленте ниже давалась не раз)

2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація