site.ua
igar.tyshkevich
Ігар Тышкевіч
топ-автор

Любят в Украине красивые жесты, красивые слова и масштабные проекты. Не все и не всегда. Но среди тех, кто занимается политикой или массовыми коммуникациями, то желание сделать так «чтобы все ахнули» непреодолимо.

Вот и сейчас появился такой себе сайт «2 роки руху вперед». Не буду судить о содержании — это прекрасно описал Сергей Дацюк. Хочу предложить подумать немного о другом. А именно что как зачем и когда делать. На примере данного сайта.

В одном месте собрали основные тезисы, которые можно оценить как успехи украинской власти. Прекрасно! Исходя из названия ресурса понимаешь, что он создавался под вторую годовщину вступления в должность президента страны. Кем — сказать не могу. Это могла быть личная инициатива группы граждан, могла быть работа партии ну или отдельных органов власти. Не суть важно. Как и не особо важно, что всё, что можно назвать позитивом создатели сайта неявно связывают с Петром Порошенко.

Смею утверждать, что такие ресурсы очень важны. На фоне криков о «зраде» напомнить о позитиве, да ещё с цитатами, видеорядом и комментариями «извне» – хорошая практика.

Итак, имеем сайт. Интересный с точки зрения подбора информации. Часть аргументов, если оглянуться в недавнюю историю бесспорна. О части можно дискутировать. Неявную привязку к одному представителю власти комментировать не буду.

Его можно использовать по двум направлениям:

  1. Внешний рынок. Ответ «что в Украине происходит позитивного» очень затребован. На уровне экспертных оценок и на уровне «информации для всех». Ресурс где собраны фактические доказательства (видеоролики, статьи, фото и инфографика) — прекрасный инструмент как для одних так и для других.
  2. Внутренний рынок. То есть работа с собственным населением. В частности в области нейтрализации «зрадомании». Набор фактуры в доступном виде в десятки раз эффективней нанятых комментаторов или говорящих голов. Да и сами спикеры всегда имеют под рукой в одном месте нужные данные.

Но давайте подумаем с точки зрения потребителя. Внешний рынок отпадает — единственная украиноязычная версия сразу отметает людей, не знающих государственного языка Украины. И, о чудо, под это определение подпадают практически все граждане иных государств.

Остаётся внутренний рынок. Тут интересней. Определённое передёргивание фактов может сыграть на руку президентской силе. Может, но не сыграет. Ведь для изменения настроений общества продукт должен быть доступен.


Хотели как лучше, получилось как всегда

Сайт красив. Есть графика, есть видео. Но нет скорости. На не самом медленном домашнем интернет-канале страничка подгружается как минимум 2 минуты. Всё это время наблюдаешь флаг на чёрном фоне. Дальше в том же стиле. Если компьютер или планшет более менее мощный — наслаждаешься. Если нет... скажем так, долго ожидаешь. Как сайт выглядит на Аднроид четвёртой версии и ниже — помолчу.

Так для кого же создан ресурс? Если для широких масс населения, то возникает вопрос «Как они получат данную информацию». Опрос, проведённый Киевским международным институтом социологии демонстрирует превосходную картину — хоть каким-то интернетом пользуются лишь 62% населения. Я не зря написал «хоть каким-то». Это и «домашние» сети и ADSL от Укртелекома и славный украинский 3G.

Подключением дома могут похвастать лишь 50% населения. Но это «средняя температура по больнице». А в потенциально «протестном электорате» - тем кому действительно жить трудно – уровень проникновения намного ниже — 30%.

Имеем: скоростной интернет есть у относительно небольшого числа граждан. Более-менее мощная техника так же. Они и смогут оценить прелести оформления и набор информации сего сайта. Остальные или долго будут ждать потому что скорость доступа невелика или из-за проблем с производительностью техники.

Давайте вновь подумаем кто является целевой группой:

  • Успешные и активные граждане? Нет. Они в состоянии получить информацию из других источников. А успех обуславливает умение анализировать. Поэтому группировка всего позитива под «флагами президента» будет скорее негативом.
  • Массовый потребитель в Украине? Тоже нет — читаем данные о распространении интернет и смотрим параметры скорости. Не думаю, что кто-то будет долго ждать или искать технику на которая позволит насладиться данным творением.
  • Потенциально протестный электорат — те, кому действительно тяжело? Тем более нет. Они, во-первых, в массе своей не пользуются интернет. И, смотри выше — вопрос скорости.

Таким образом данный ресурс по большому счёту не имеет потребителя. Говоря простыми словами, сделан ни для кого.

Написал и подумал: «не буду слишком категоричным». Потребитель есть. Это чиновники которым можно показать, соратники по партии а так же работники администрации президента. Или даже сам «первый». Которые увидят (или, думаю уже увидели — если им поспешили показать) и будут надеяться, что вот-вот наступит момент, когда народ посмотрит и прозреет.

Не стоит тешить себя такими надеждами. Проще сказать «вас обманывают, господин президент»:

  • Если вам говорят, что данный ресурс можно использовать для рекламы украинских достижений за рубежом — вас обманывают
  • Если вам говорят, что данный ресурс способен изменить настроения в обществе — вас обманывают
  • Если утверждают, что это механизм будет способствовать объединению успешных украинцев в стремлении вам помочь — вас обманывают
  • А если за эту работу ещё просят деньги – вас не только обманывают, но и и используют.

На этом можно было бы закончить, если бы не одно «но». Давайте спокойно посмотрим на украинскую политическую кухню. Стремление «сделать красиво» встречается сплошь и рядом. Попытки подумать о конечном получателе — для кого делается — очень редки.

  • Законы принимаются для МВФ, для безвизового статуса, для того чтобы тот или иной персонаж мог сесть во властное кресло. Странно, ведь в других странах принимаются, чтобы по ним жили люди. Есть разница, не правда ли?
  • Дискуссии на телевизионных площадках тоже создаются под формат «красиво». Шоу оно и есть шоу. Достаточно подумать о результатах таких «посиделок». Они используются не для донесения мысли, тезисов. Это площадка саморекламы участников процесса.
  • Торг за места в правительстве. Задайте себе вопрос: идёт борьба за идеи или «квоты». И вновь шоу, главное чтобы было красиво. Желательно и масштабно.

С другой стороны тут работает принцип «есть спрос — есть предложение». Пока потребитель хочет шоу — он его получает. Хочет масштабной картинки — он её получает.

Возможно, пора задуматься над тем, что мы сами хотим. Ведь есть разница между словами «красиво», «масштабно» и эффективно. Задуматься стоит всем. И президенту и обычному гражданину. Вот тогда не придётся говорить «вас обманывают» ни одному ни другому.

_____________________

Текст понравился? Считаете его заказным?

Ага. Заказчиком может считать себя любой, перечисливший умеренную сумму автору.

Почему прошу? Текст — это продукт. За хороший продукт говорят спасибо. Благодарность как словом так и копейкой помогает думать дальше.

Словам радуюсь. По деньгам: часть оставляю себе на пиво. Остальное:

  • пересылаю на нужды одного из отрядов спецназа ВМС Украины
  • трачу на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Желающие поблагодарить из-за рубежа — пишите в личку