Президент Украины Пётр Порошенко подписал закон «Про внесення змін до деяких законів України щодо заснування релігійними організаціями навчальних закладів». Этот нормативный акт среди прочего разрешает религиозным организациям выступать учредителями учреждений образования в том числе школ.

Оставлю в покое систему высшего образования и средне-специальные учебные заведения. К этому у меня вопросов нет. Взрослый человек принимает решение сознательно. И сознательно выбирает куда, как и за какими знаниями ему идти.

Но ведь школа — совсем иное дело. Статья 53 Конституции Украины начинается словами «Повна загальна середня освіта є обов'язковою». И закон Украины «Про загальну середню освіту» утверждает обязанность государства обеспечить доступное среднее образование. А так же его «стандартизацию». То есть минимальный объём и тип, которые должен получить каждый гражданин. Да в конце концов статья 5 этого закона в определении задач образования на первое место ставит «виховання громадянина України».

Теперь по школам. В школу ребёнок идёт не сам. Его отводят родители. Или выбирая школу, или по принципу «а других рядом нет». То есть о сознательном выборе речи идти не может.

Именно поэтому, исходя из принципа сознательного выбора школы отделены от церкви. Да, есть свобода вероисповедания. Но вера — дело каждого. И она — сознательный выбор, а религиозные организации отделены от государства. Равно как и система среднего образования. Статья 35 Конституции говорит недвусмысленно «Церква і релігійні організації в Україні відокремлені від держави, а школа — від церкви». Заметьте, исключений тут нет. Однозначное утверждение. «школа — від церкви» и точка.

Обоснование или пресуществление церкви законом

Возникает вопрос: А как же так?!

Ответ на него вначале пытается дать Митрополит Филипп (Осадченко) УПЦ МП. В своей статье утверждает, что Церковь является не только церковью, но обычным субъектом права. С одной стороны правильно. Печать, уставы, счета, мерседесы. Это есть. И, мол, может быть приравнена к другим организациям: коммерческим, общественным и так далее.

Дальше интересно. Дам цитату без купюр: «Другими словами, для субъектов частного права, к которым относится также и Церковь, государство устанавливает отдельные ограничительные (запретительные) нормы. Теоретически же, Церковь как субъект частного права обладает всей полнотой прав, значит, может делать все, что не запрещено законом.

Объективно, этот принцип установления ограничительных (запретительных) норм для Церкви и религиозных организаций, как для субъектов частного права, статьей 35 Конституцией Украины соблюден.»

Странно. Священник признаёт, что субъекты права могут быть ограничены в правах исходя из своей специфики. Что, кстати, и сделано в статье 35 Конституции.

Но вот чудеса — в данном вопросе церковь перестаёт быть церковью. Это де обычное юридическое лицо. Не более. Интересное превращение. Или тут даже подойдёт термин «пресуществление». Когда одна суть вдруг оказывается в другой. Ну прям как пресуществление хлеба и вина.

Только в нашем случае дело касается не веры, а дел сугубо мирских (помним — школа вне церкви, церковь вне государства). Видишь церковь. Ан нет, пресуществилась. И это уже не религиозная организация, а обычный субъект «частного» (!!!!) права. Занимательно, правда. Даже не просто права, а «частного». Это вам не абы что.

Ну ладно, думаю, может священник переборщил слегка в объяснениях. Читаю пояснительную записку к закону. О чудо — те же самые формулировки. Даю цитату без купюр: «При цьому мова не йде про релігійну освіту чи підготовку священнослужителів, але про право релігійних організацій, нарівні з іншими суб'єктами права, зокрема громадськими організаціями, засновувати світські навчальні заклади для загальної освіти осіб, що в них навчатимуться».

Неудобные вопросы про ложь друг другу

Теперь давайте думать. С одной стороны поставим догматы религиозных организаций. С другой законы и нормы в государстве. Религиозных организаций со своей догматикой несколько десятков. От язычников до зороастрийцев. Да даже поклонники Летающего Макаронного Монстра и то зарегистрировали организацию. Пока это не полноценная Пастафарианская церковь, но процесс идёт.

Любая религиозная организация согласно своей догматике может учреждать структуры. Но с одним условием — их деятельность не должна входить в противоречие с догматами веры. Иначе церковь лжёт сама себе. Ну это примерно так как любые христиане учредят, например, клуб любителей Ада.

С другой стороны государство обязуется предоставить своим молодым гражданам среднее образование. Которое, кроме всего прочего должно научить молодых людей восприятию других культур, ценностных матриц, подготовить их к общению. Дать представление, что есть индивиды, думающие по другому. И то, что в Украине кажется как минимум странным где-то далеко может быть нормальным.

Именно для этого изучается этика, мировая литература, основы философии, такой предмет как «Людина і світ» и многие другие. Да в конце концов та же биология и физика. Не все религии признают в полной мере основы данных наук.

И я с трудом представляю, как школа, учреждённая церковью будет преподавать «минимальный образовательный стандарт» включающий, например:

По большому счёту список можно продолжать ещё долго. Но не в этом суть.

Религиозная организация оказывается в сложной ситуации. Если учреждённая ею школа преподаёт в соответствии с установленными государственными стандартами, то религиозная организация совершает грех. Она нарушает основы своей веры, позволяя нарушать их зависимым структурам. То есть если церковь выполняет Конституцию и преподаёт по нормам – нарушает свои догматы. И лжёт. Себе, прихожанам, обществу. Ведь вещает про защиту веры, ценности. И делает наоборот.

Если же церковь следует своим догматам и «корректирует» программы образования – она нарушает Конституцию, законы страны. И вновь лжёт. Уже государству и обществу.

Проблема, однако. Проблема и для церкви и для государства и для общества.

Так кто кому будет лгать?

С какой стороны не взгляни, проблема. И выбор, который стоит перед церковью. Хотя, выбора на самом деле то и нет. Выход из ситуации вновь подсказали депутаты.

Помните про Конституцию и отделение церкви от школ. Ага. Но изменения внесены не только касательно учреждения учебных заведений.

Вернёмся к статье 6 «Закону Про освіту».Там где принципы образования. Он содержал прекрасные пункты. А именно:

Содержал. Потому что они сейчас звучат так:

Гениально, правда! Конституция говорит, что школа вне политики. А закон говорит, что образование может не носить светский характер. Среднее образование. Вот вам и прямая религиозная агитация. Причём в самом жёстком и агрессивном исполнении. Дети в школах воспринимают учителя как абсолютный авторитет. А то, что он даёт как истину. Приплыли, господа.

Ну и маленькое «но». Это насчёт спешки. Она нужна при ловле блох, а не написании законов. Почитайте новую редакцию про «независимость». Сегодня образование МОЖЕТ быть зависимым от политических партий если школа или вуз учреждены религиозными организациями. Там кто-то что-то про Конституцию говорил? Нет, не слышали.

Но самое страшное — изменение закона "„Про дошкільну освіту“.

В статье 11 (часть 6) сейчас есть пункт „У дошкільних навчальних закладах допускається діяльність релігійних організацій за умови, що вони є засновниками такого дошкільного навчального закладу“ Приехали, господа. С садиков и начнётся „воспитание в религиозном духе“.

Думаю, теперь понятно, что религиозные организации спокойно будут делать то, что они обязаны делать согласно своим догматам. Проповедовать и искать новых адептом. Среди детей.

Церковь плохому не научит?

Фактически в стране создана ситуация, при которой любая религиозная организация (помним — религии равны) при наличии средств может инвестировать в рост своей паствы. Причём волнообразный и устойчивый. Ведь система от детского сада до средней школы как раз формирует личность.

Мне сейчас возразят. Мол ничего плохого в этом нет. Пусть церковь учит доброму. Возражу. Какая церковь. И церковь ли? Ведь религии равны перед законом. И если ты имеешь деньги, то можешь быстро, очень быстро создать свою систему обучения. Ну, не совсем обучения — взращивания паствы — так будет более корректно. Теперь давайте подумаем какие религиозные организации могут обладать подобным ресурсом.

Традиционные украинские церкви, которые имеют базу внутри страны ограниченны финансово. Пожертвований не так много. То есть они отпадают. Остаются „внешние игроки“. И тут вспоминаем УПЦ МП. Россия получила колоссальный ресурс пропаганды русского мира. Зачем воевать, чтобы в огрызки типа ДНР и ЛНР возить „нужные“ учебники. За цену одного танка можно 3 года финансировать среднюю школу и садик. И с трёхлетнего возраста вещать про „единый русский народ“.

Месяц назад я обращал внимание на занимательную казуистику. В 2015 году патриарх Кирилл в проповеди обмолвился об Украине „но когда безбожие становится государственной идеологией“. Вроде ничего. Но есть такой документ как „ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ“. В разделе Церковь и государство читаем: „Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении“. То есть священники (подчиняясь учению Церкви) обязаны „отказать государству в повиновении“. И эти же священники допускаются до „виховання громадянина України“. Кому интересно — читайте текст „РПЦ объявила войну Киеву“.

Но это мелочи. РПЦ тоже не самая богатая религиозная организация. В стране работают и Свидетели Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Последние (извините за тавтологию) — мормоны. Это из штата Юта. Другие христиане не спешат читателей „книги Мормона“ считать приверженцами Христа. Но сей факт не особо огорчает адептов церкви. Организация богатая, замкнутая. Активно ищет адептов. И она спокойно может (учитывая, что в штате Юта 90% мормонов) собрать пару сотен миллионов долларов на образование в Украине. И решить проблемы роста паствы.

Харизматы протестанты так же получают колоссальный ресурс. И я более чем уверен, что они им воспользуются.

Таким образом, если вы тешите себя надеждами, что в „церковных“ садике или школе будет „благообразный“ батюшка — вас ждёт разочарование. Кого там можно будет увидеть — тот ещё вопрос.

А теперь про деньги

Я понимаю и даже принимаю логику составителей закона — они таким образом пытались расширить возможности традиционных для Украины церквей.

Но вместо этого создали ещё одно искушение для служителей культа. Государство взяло на себя обязанность финансирования средний и дошкольных учебных заведений. А значит есть очень простой способ как церкви „подсесть на бюджетные потоки“.

Вот алгоритм лайфхака для церковной школы:

Всё гениальное просто. Государство (или местная власть) думает что финансирует школу. А так же оплачивает коммунальные услуги за церковь. Она ведь под той же крышей. 100 школ — 100 церквей на шее у государства. Хороший бизнес. Затрат никаких. А паства и пожертвования рекой. При этом, повторю, не факт, что это будут Православные или Греко-католические церкви. И не факт что это будут церкви вообще.

Дальше можно расширять бизнес. Уроки трудового обучения. Вот тебе бесплатная сила. На сувениры, талисманы, обереги и многое другое. Родители как источник денег. И, естественно, работа со спонсорами. А если вспомнить, что изменения коснулись и „профессионально-технического обучения“ — можно и маленький свечной заводик под видом ПТУ или внешкольного комбината забабахать. Налогов минимум — прибыли большие.

И про законы

Говорят, Конституция страны – основной закон. Она дескать устанавливает рамки существования и развития общества. В данном примере мы видим, что в Конституции может быть написано одно, а в законах приписка, начинающаяся словом » крім". Ведь сейчас закон обходит сразу несколько норм:

  1. Отделение школы от церкви
  2. Отделение государства от религии (смотрите лайфхак как можно сесть на шею государству)
  3. Запрет религиозной пропаганды в дошкольных учреждениях и средних школах
  4. Отделение образования от политики….

Статья 8 Конституции гласит "Конституція України має найвищу юридичну силу". В реальности видим, что исключения возможны. И если продолжать в том же духе, возникает вопрос зачем нужна Конституция вообще? Ведь

И так далее, по каждому пункту.

Что делать?

Ответа на этот вопрос, честно говоря у меня нет. Ведь отменить закон — нарваться на раскачку ситуации внутри страны. Думаю, те, кто планирует получить хороший гешефт на образовании уже на низком старте. И будут защищать свои перспективы.

Государство таким образом хотело усилить церкви. В первую очередь православные. И подтолкнуть их к объединению. Увы, вместо этого закон ставит религиозные организации перед большими соблазнами. Вместо "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (МК 12:17) смешали всё в одно. Ой не зря ведь в молитве "Отче наш" есть слова "и не введи нас во искушение".

Вариантов, увы, немного. Если закон начинает действовать, нужно срочно разрабатывать противовесы. Как например прямой запрет государству финансировать школы, учреждённые религиозными организациями (лозунг- ни копейки церковным школам). Думать над контролем и требованиями по выполнению образовательных стандартов. И разрабатывать меры как выкидывать религиозные организации из школ и детских садов.

Есть место и активности общества. С одной стороны петиции. А с другой старый приём. "если хочешь похоронить идею — доведи её до абсурда".

Вариантом множество. Можно и нужно думать. И крайне нужно что-то делать. Надеюсь, данный текст вызовет обсуждение. И даже возмущённая реакция — уже хорошо — выносит проблему на свет. Есть обсуждение — есть решение проблемы.

Вера — сознательный выбор каждого. Именно сознательный. И это нужно беречь.


Текст был опубликован на Хвыли

__________________

Текст понравился?

Не откажусь от "спасибо". Можно словом, репостом. А можно и умеренной суммой денег.

Часть денег оставляю себе на пиво. Остальное:

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Желающие поблагодарить из-за рубежа — пишите в личку