site.ua
igar.tyshkevich
Ігар Тышкевіч
топ-автор

В Украине новый премьер. Новая коалиция, новые лица в правительстве. Но, если подумать — всё равно кто будет у руля. Всё равно какой баланс сил в парламенте. И даже всё равно что будет делать новое правительство. Пройдёт пару недель и о «уже не новых» персоналиях заговорят сквозь зубы. Пройдёт пару месяцев — будут крики «геть». Это, увы, уже привычно. И именно поэтому разумные кандидаты долго думают и сомневаются «идти на должность или нет». Ключ далеко не в политических раскладках. Он в обычных людях.


Вспомним о тех, кто был

Оглянемся назад и посмотрим на «бывших» руководителей. По прошествии времени острота ушла. Но, вот забавно, всё равно хороших слов находится не много. Естественно, они же бывшие. Исключение — действующие политики, которые из «бывших» мутировали в так сказать «критиков» решений. Классическое всё плохо и все плохие. И бедный народ страдает. Народ-умница, народ-трудяга, народ-кладезь мудрости и моральной чистоты.

Но, господа, странно как-то получается. Власть в руках того или иного человека появляется по решению народа. Да и сам властитель из того же теста слеплен. Явно не с другой планеты прилетел. И тут простой вопрос: как же так, такой умный, трудолюбивый мудрый и моральный народ поставил во главе себя таких людей? Не раз и не два. А, учитывая скорость проведения очередных-внеочередных выборов десятки раз. Извините, но единичный прокол — случайность. Два раза — совпадение. Три и больше — уже закономерность.

Поэтому прежде чем ругать политиков стоит присмотреться к себе.


Умение слышать, слушать и договариваться

В спорах рождается истина. Фраза, знакомая каждому. Далеко ходить не надо — есть пример семьи. Группы людей, которые любят друг друга. Ни одного спора? Всегда угадываются мысли друг друга? Естественно нет. У каждого своё мнение. Бывают обсуждения, споры конфликты. Но находят лучший алгоритм действий. И очень редко то или иное семейное решение все без исключения воспринимают с бурей энтузиазма. Но если нет дискуссии, общего решения — нет семьи. Если не слышат друг друга — нет семьи. Если не доверяют — нет семьи.

Другой пример — работа. Принятие решений в компаниях, на предприятиях. То же самое: споры (иногда на повышенных тонах), дискуссии. Поиск лучшего. И, естественно, лучшее не всегда сразу воспринимается на «ура». Но закон тот же: нет общего решения, дискуссии, не слышим партнёров и коллег — конец бизнеса.

А теперь посмотрим на государство. Факторов, влияющих на результат в сотни и тысячи раз больше. Интересов и мнений тоже. А власть в Украине никогда не была монополизирована на 100%. Общество тоже. Сегодня имеем желание изменить страну. Похвальное. Но при этом представление о путях изменения у каждого свои. И вот беда, в семье, в бизнесе возможны решения, которые могут не нравится, но которые выполняют все. На уровне государства, почему-то представление следующее:

  • Идеальные решения — чтобы абсолютно все были довольны и счастливы
  • Если волевое решение, то только «моё» - я лучше представляю.

То есть такого варианта как дискуссия и коррекция мнений, увы, мало. В то же время, если «абсолютно все довольны» - зачастую нет результата. Если «никто кроме нас» не доволен — не факт что «мы» придумали идеальный алгоритм. Результат тоже сомнителен. Да и подчиняться в политике решению других почему-то считается не правильным. В семье недовольны, но делаем. В бизнесе то же самое. На государственном уровне — а зачем?

А дальше просто. Идеальных компромиссов не существует — слишком разное общество, слишком много интересов и мнений. Государство это всегда толика насилия. Но подчиняться или пытаться понять не хотим. Донести свою точку зрения — тоже. Проще крикнуть «зрада», чем по пунктам пытаться убедить. Или просто слышать аргументы оппонента.

Ведь пытаться убедить означает договориться с такими же как ты. Концепции, предложения, формируют группы. Группы (или их представители) осуществляют коммуникацию с властью. То есть имеем как минимум два этапа столь не любимого процесса дискуссии: договорились сами — поговорили с властью. Крикнуть «зрада», «геть», «запроданцы» проще. Это способен сделать один человек.


Желание сразу и всего

Для любого человека естественно хотеть получить быстрый результат. Моментально добиться реализации своих планов. Дети даже в это верят. Там добрые и злые волшебники, феи, эльфы и прочая нечисть. А взрослые?

Чтобы приготовить себе поесть нужно купить продукты и определённое время постоять у плиты. Чтобы построить дом нужно затратить ещё больше времени. Да даже ремонт квартиры — это вначале много беспорядка и грязи. И только потом, через определённое время получаем желаемый результат. Да и то, он будет желаемым тогда и только тогда, когда семья, живущая в квартире договорилась что хочет сделать.

Государство и общество несколько более сложные механизмы. И времени на их изменение требуется ой как много. Извините, но я не знаю ни одной страны мира, проводившей реформы, где население почувствовало улучшение жизни ранее чем через 3-5 лет. Ни одной. Это в идеальных условиях. Без войны и с относительно консолидированным обществом. А так же с желанием подчиняться общим правилам.

Мы же хотим всего и сразу. В результате путаем причины и следствия, картинку и реальную работу. Типичный пример — набившее оскомину бодание вокруг прокуратуры. Когда сняли Ярему, новому прокурору рукоплескали. Ещё бы — тут тебе и красивые заявления, тут тебе и задержания. Писал тогда, что не тому говорите «спасибо» - следствие ведь не 5 минут идёт. И первые полгода новый прокурор, если можно так сказать «доедает бутерброды» предшественника. Его блюдо проявится чуть позже. Что и увидели.


Вопрос власти

Вот на этом вернёмся к вопросам власти. Кабинет Яценюка — это далеко не лучшее, что было в украинской истории. Но и далеко не худшее. Наряду с кричащими провалами есть и успехи. То, что пока не заметно. Или даже то, что раздражает. Но подобные вещи дадут результат уже скоро. Вопросы инфраструктуры, финансовой дисциплины, новых механизмов. Такие вещи дают заметный результат как минимум через год.

Или, возьмём «головную боль Украины» - олигархов. Можно спорить чья эта заслуга, но факт остаётся фактом — крупнейшие ФПГ испытывают серьёзные проблемы. Отсечение олигархических групп даже от части бюджетных кормушек вкупе с падением цен на сырьевых рынках выкинуло самых богатых украинцев и ТОП-100 списка ФОРБС. Как-то так интересно получилось. Гениальные менеджеры без бюджетных ручейков и государственных преференций оказались уже и не гениями.

Это даёт шанс на развитие страны.

Но в процессе есть и обратная сторона медали. ФПГ это и множество наёмных работников. Которые, в случае проблем, страдают первыми. Денег меньше — владелец бизнеса владелец бизнеса заботится о себе, а не о «работяге». То есть шахтёры, энергетики, металлурги и другие начинают жить хуже. Могут даже закрываться заводы. Которые без бюджетной поддержки не рентабельны. Но толпам безработных трудно объяснить, что дешевле платить им пособие, чем содержать и их и владельца их бизнеса. Картина неприглядна: перспективы развития страны есть, но не очевидны. А пустой кошелёк и увольнение — вполне осязаемые вещи.

Зрада, господа. Зрада — подхватывают ФПГ. И дублируют через свои медиа. Логично — если процессы продолжаться в том же духе, у них будет выбор: или лишиться всего или пойти по пути отстройки прозрачного бизнеса. Это тоже неприятно. Налоговая нагрузка больше, влияние на власть меньше. Плохо. Но если раскошелиться сейчас в кампанию в СМИ – можно обвалить власть. А потом тихонько реализовать проект «вернуть всё как было». И всё это под лозунгом «даёшь реформы».

Забавно. Спикеры олигархов, на телеканалах, принадлежащих олигархам рассуждают о будущем страны. О её деолигархизации. Вам ничего странного в такой системе не кажется?

Дальше просто. Граждане не любят проблемы. Граждане не довольны. Граждане требуют новую власть.


Вернёмся в день сегодняшний

Есть новое правительство. Поставленное с большими проблемами. Среди министров можно найти и реформаторов, заработавших себе имя своими результатами. А есть и продукт компромисса между различными группами.

Им работать. В условиях, когда досрочные выборы в Раду практически гарантированы. Этого хотят все. Только в разное время.

Желающие «вернуть как было» или просто жаждущие «продать кусочек власти» популисты хотят чем быстрее. Народ зол. ФПГ пока имеют деньги. Чудесная возможность.

Представители «большинства» (хотя этот термин в новой Раде весьма условен) тоже не против электоральной кампании. Но чуть позже — когда то позитивное, что сделано ранее даст результат. Ну и может это правительство чего-то добьётся. Самое главное в этом не цифры для специалистов. А картинка — то, что можно предъявить «массам».

В результате у тех, кто пришёл в правительство ради изменений в стране выбор невелик:

  1. Играть по схеме власти. Делать хорошие дела там «где можно» и не лезть в устоявшиеся схемы. Все лавры от успехов класть на алтарь новых выборов. Самим же готовится к роли следующей за Яценюком жертвы. Гарантированно стать очередным «проклятым».
  2. Наплевать на всех и работать жёстко. Ради будущего страны. Называть вещи своими именами. Победы «предшественников» отдавать им. Собственные достижения себе. Провалы тоже не «заговаривать». Принимать жёсткие решения и не баловать людей сказками про рай небесный сегодня или завтра. Но такой вариант это работа против мелких схем, больших компромиссов ФПГ. И, естественно, обида народа — ведь не обещаешь лучшей жизни. Снова «проклят». С одним «но» - страна, возможно будет развиваться.
  3. Думать о себе. И, естественно, о старой системе. Сработать с олигархическими группами. Вернуть систему поддержки там где «незаметно». Самое забавное, что в таком случае будет даже картинка «улучшения». Вернуться схемы — заработают бизнесы на распиле — получат работу уволенные. Будет, естественно, критика специалистов. Цифры упрямо начнут кричать «караул». Но цифры — это для буквоедов. А гривна к кармане «у народа». В таком случае министры переживут выборы. Но финал всё равно один — станут проклятыми в момент когда система рухнет.

Три варианта. Во всех трёх сегодняшний рано или поздно правительство будут хулить последними словами. А результаты их деятельности можно будет оценить чуть позже.

А посему стоит начать немного думать. Не о том, кто стал министром или премьером, а что этот человек будет делать. Перестать желать всего и сразу, вновь думать и, самое главное говорить друг с другом. Высказывать свою точку зрения, слушать других. Искать приемлемые алгоритмы действий, предлагать их.

Вот тогда и возникнут к будущим выборам новые варианты развития ситуации. И новые подходы к диалогу власти и общества.

И, да, набраться смелости. Пытаться разобраться и понять результат тех или иных решений. Если видны эффективные шаги — говорить спасибо. Даже на фоне криков «зрада». Если заметны попытки вернуть старое — буду криком кричать. Даже на фоне радостных воплей «перемога» и «покращення».

Как-то так.

Текст в весьма усечённом виде опубликован и на ТСН