Ну что же, данные панамских архивов начали публиковать. Пока ещё малую часть. Но это сразу же вызвало бурю в стакане. Ой, извините, громкие объявления в украинских СМИ. Ещё бы — в файлах есть фамилии украинских политиков. И даже президента Украины.

Часть депутатов выступила с громкими заявлениями. Часть общества затянула привычное «зрада». Другая часть, значительно меньшая, стала на сторону керманыча. И, увы, совсем немного, отстранились от проблемы до появления новой информации.

Зрада в её классическом выражении. Это конечно превосходно. И есть возможность громко заявить. Всем. Начиная от еврооптимистов и заканчивая оппозиционным блоком.

Оно-то да. Но вот беда, касательно «слепого траста» и слов Порошенко проверить даже доступную информацию не удосужились. А сделка есть. С другой стороны версия «чистоты сделки» как и термин «слепой траст» не выдерживает критики. Об этом на пальцах объяснил- написал мой давний друг, ставший успешным американским адвокатом Ю. Зенкович

Ну и наконец, время, описываемое в разоблачениях. Тогда действительно «Рошен» всё ещё был под контролем Порошенко. И схема с Ротшильдами только планировалась.

Возникает вопрос: а почему нельзя было представителей этой уважаемой компании пригласить в Украину? И вот он-то является ключевым.

Но это одна сторона медали. Вторая — готовность украинской государственной машины проверять факты. ГПУ, НАБУ и остальные отказались вести расследование. А по идее должны были взять. Даже если не их подследственность. Даже если и студенту-юристу понятно почему в случае с «Рошен» понадобились иностранные компании. Просто потому что это — признак работающей системы. Есть факт — проверяем. И даём заключение.

Думаю, Порошенко был бы не прочь такого развития ситуации. Но вот беда — предыдущие пляски вокруг Шокина и дело судьи-беглеца компроментируют и ГПУ и НАБУ. А посему даже если такое расследование начнётся — доверия к нему не будет. Независимо от результатов. А если расследования нет — есть выступления и якобы «следствие» депутатов из различных групп. Причём депутатов, часть из которых и не студенты-юристы и академиев не кончали.

Плохо для президента. Но это закономерный результат его прошлых ошибок. Политических и кадровых. В результате президент Украины попадает в вилку: любой вариант поведения не ведёт к гарантированному позитивному результату.


Зададимся вопросом «почему?»

А давайте оглянемся немного назад. И проанализируем, если можно так сказать, важнейшие (или ключевые) политические события. И их обсуждение.

О чём бы не говорили — Донбасс, Энергетическая независимость, транзит, экспорт и импорт, новые технологии — в обсуждении часто фигурирует ограниченное число фамилий. Ахметов, Григоришин, Фирташ, Коломойский, Порошенко, Еремеев, Бойко и другие. И даже обсуждая работу с регионами страны вновь упираемся с маленькие пикировки Порошенко и Коломойского, Порошенко и Балог, Коломойского и Пинчука и так далее.

Вам не кажется это странным? Деятельность официальных органов управления и даже политических партий рассматривается лишь как отголосок договоров, споров, в конце концов шуток небольшого количества людей.

Страна формально, согласно принятой системе нормативных актов является единой. В реальности она была и остаётся содружеством финансово-промышленных феодальных княжеств. Пусть без чётких границ (хотя сегодня уже можно очертить вотчины большинства олигархов), но суть это не меняет. Украина существует благодаря компромиссам нескольких групп. Или как их принято называть, олигархических кланов. А все остальное, парламент, суды, ГПУ, СМИ — всего лишь декорации на этом празднике жизни.


Сказав «А» надо говорить и «Б»

Сейчас мне вспомнят о Майдане. Мол «не за это боролись». Да, господа, не за это. Но такие понятия как «борьба» и отстройка системы немного отличаются между собой.

Майдан победил. И обновил список персоналий в украинской власти. Это хорошо. Это первый шаг. Но сказав «А» надо говорить и «Б». И далее по алфавиту.

Давайте посмотрим на списки политических партий. Там ведь, как говориться в известной поговорке «всякой твари по паре»:

  1. Сторонники реформ – новые люди, которые хотят перемен и готовы менять страну. Таких мало. Очень мало.
  2. Люди старой системы, которые не против изменений – люди, выросшие в старой системе. Которые видят, что феодальная схема ведёт в тупик. Они готовы на перемены. Но связаны старыми привычками, обязательствами, схемами. И, самое главное — не знают как это жить по новому.
  3. Противники реформ — тут всё понятно. Это и лоббисты старых ФПГ и представители старой системы. Да и просто те, кому более комфортно было «при … /имя президента подставьте сами/»
  4. Лоббисты своего бизнеса – эти товарищи шли в парламент с единственной целью – защитить «свой маленький свечной заводик». Они не олигархи. Но при удачном стечении обстоятельств хотят ими стать. Нет — так останется «свечной заводик». Который надо защитить. Любыми способами.
  5. Популисты – такая категория есть в любом парламенте. Таким не досуг думать о перспективах 10-15 лет. Главное — лозунг сегодня. Да покрасивее. Чтобы «массам понравилось». А дальше просто. Получить власть как товар. Получил — продал. Потом снова выборы и новый цикл. Чем короче цикл — тем интереснее, тем больше прибыли.
  6. Случайные люди – тут без комментариев. Случайный человек может случайно посидеть в Раде с выражением на лице «куда я попал?!». А может быстро перекочевать в одну из перечисленных выше групп.

Группа 1 малочисленна. Чрезвычайно. И не структурирована. Не имеет общего видения что мы хотим получить. Например, через 10, 15, 20 лет. Самый простой тест. Говоря Китай мы понимаем «сборочный цех». Япония — практическое применение технологий. США — разработка и наука. А так же бизнесы. Нидерланды — транзит, порты, торговля. Швейцария — финансы. Польша — на полдороги к сборочному цеху Европы. И так далее. Что такое Украина через 10 лет?

Аналогичная проблема у сторонников реформ в восприятии и формулировании целей, задач, типа и структуры новой системы государства Украина.

Группа 2 — сторонники реформ из старой системы. Они не прочь реформироваться. Но целостного предложения «что делаем» из группы 1 не поступает. Есть лишь отдельные шаги. Люди не видят системы (сами выработать не в состоянии) и, как результат, иногда осаживают реформаторов. Тут реформируй, а тут не надо. Ведь без концепции очерёдность реформ по секторам не очевидна. А некоторые сектора... Скажем так — это зоны кормления и обязательств, договоров с другими.

Получаем, что по большому счёту система остаётся старой. К чести реформаторов, влияние ФПГ на процессы понемногу уменьшается. Тут, конечно, подсобил и кризис сырьевых рынков, но товарищи устояли перед настойчивыми просьбами «дайте откусить побольше от бюджета, чтобы оставить порядок прибылей на старом уровне».


Кризис феодального союза и большой бада-бум

А дальше всё просто. Старые ФПГ, участники «большого договора», который называется государство Украина теряют влияние. Денег меньше, появляются новые силы и новые вызовы. И они понимают, что ещё немного и будет крах. Естественное желание — открутить систему назад. Как? Привычным способом — новые выборы и новый парламент.

Второе проявление ослабевания ФПГ — «размазывание власти». Феодалы не сильны. Но и центр слаб. В результате получаем «вольницу народную» — янтарные республики, лесные княжества Закарпатья, контрабандные анклавы и так далее. Старым ФПГ не интересно бороться с таким явлением — ведь это ведёт к краху политической системы. У центра нет сил.

Всё это может привести к большому бада-буму. И это было бы прекрасно, если бы реформаторы имели структуры, которые способны перехватить рычаги власти, сформулировать повестку и действовать. В таком случае получается классическая ситуация «политическая власть упала, кто шустрее, тот и поднял». Причём на моменте подъёма такая структура могла бы «на пальцах» объяснить и остаткам ФПГ преимущества работы по-белому: «Крупный бизнес нужен стране. Крупный бизнес может стать транснациональной корпорацией. Олигархическая группа – никогда».

Но вот беда — структуры то и нет. Те олигархи, которые не против изменений, готовы говорить и договариваться. Но с кем? Где крупный игрок или игроки? Вместо этого есть сотни малых групп. И тысячи спикеров. Которые говорят зачастую прямо противоположные вещи.

Упираемся в начало нового цикла. Система убога и страшна. Да к тому же валится сама. Вопрос в том, кто придёт потом: ведь с одной стороны имеем ФПГ с их медийным и интеллектуальным ресурсом. С другой тысячи голосов «геть». Структуры, которая формирует тезисы, планы, навязывает дискурс нет. Власть поднимут выжившие «старики». Или популисты.

Альтернативой этому может стать система (структура, сообщество — называйте как хотите) из думающих людей. Которые готовы действовать, работать головой и договариваться. Повестку формирует тот, у кого лучше «котелок варит». И кто готов брать ответственность. Финансы сегодня не главный ресурс. Те же СМИ с готовностью подхватят новый дискурс. Независимо от формы собственности и конечных бенефициариев.

Пока же имеем интересную картину. На медиаресурсах, которые принадлежат различным олигархам видим крики «долой систему» и «долой олигархов». И верим, что это правда. Верим в простые решения. Что вдруг и крупный бизнес и общество станут другими. За одну минуту. И придут герои со светлыми головами и сияющими ликами. И сделают страну.

Может пора повзрослеть и перестать верить таким сказкам?
А ситуация с Порошенко и офшорами.... Читайте выше. Это всего лишь маленький и рядовой случай, который вписывается в формат «пикирующего феодального союза». Как-то так.

_______________________

Текст понравился?

Не откажусь от «спасибо». Принимается лайком, словом либо умеренной суммой денег.

Благодарности в любой форме радуюсь. А деньги… Часть забираю себе на пиво. Остальное:

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Карта в долларах США (VISA): 4149 6258 0502 4393

реквизиты для переводов SWIFT:
Account # 4149 6258 0502 4393;
Bank of beneficiary: PRIVATBANK; SWIFT code: PBANUA2X
Intermediary bank: JP MORGAN CHASE BANK; SWIFT code: CHASUS33; Correspondent account: 0011000080;

IBAN: UA123052990004149625805024393