О методах возврата Украиной контроля над Донбассом и Крымом говорят много. То активно, то как фон для обсуждения других тем. При этом есть забавная разница в терминах. Украина говорит о «возврате контроля», партнёры и оппоненты про «урегулирование конфликта». И это, как на мой взгляд является наилучшей демонстрацией сути проблемы.
Увы, но реалии таковы: украинская позиция услышана, но не является основной. Тон в дискуссии задают внешние игроки. Германия, Франция и Россия по большому счёту договариваются, Украина внемлет. С тактической точки зрения позиции Меркель, Олланда и Порошенко в диалоге близки. А с точки зрения стратегии с одной стороны «возврат контроля», с другой «урегулирование».
Попробую пояснить разницу между понятиями. Возврат контроля — это в первую очередь распространение правового поля Украины на указанные выше территории. В полном объёме. И спокойная реализация государством своих планов. В том числе геополитических.
А теперь что такое «урегулирование». Можно играть словами, а можно взять примеры из истории. Лидеры ЕС любят рассуждать о «мирном разрешении конфликта». И предлагают «поговорить об этом». Традиция европейской демократии. Главное — чтобы не стреляли. Это уменьшает риски: появления беженцев, роста рынка оружия, преступности. Да и собственные граждане не нервничают. Что при этом происходит со страной, где страны ЕС применяют свои методы — вопрос другого рода.
В регионе за последние 30 лет произошло огромное количество конфликтов. Пример Балкан. Наилучшая демонстрация европейского подхода к разрешению конфликтов. При посредничестве ЕС было создано огромное количество разнообразных крАин в регионе. Страны дробились на автономии. Роль центрального руководства сводилась к нулю. Те государства, которые увидели опасность такого сценария и наплевали на рекомендации Брюсселя сейчас развиваются. В том числе стали членами ЕС или претендуют на вступление. Те, где торжествует «тактика диалога» скажем так, тоже существуют.
Возьмём ещё один пример Сомали. Формально это единая страна. И есть даже Федеративное (!) правительство. Которое настолько мощное, что контролирует аж 70% собственной столицы. А ещё есть 5 (пять) государств и огромная серая зона. Но в ЕС уверены — конфликт решили. Ведь если о порции в 10-20 ежедневных трупов не сообщил Das Bild, значит их нет.
Постсоветское пространство. Абхазия, Северная Осетия, Приднестровье. В момент острой фазы конфликта те же европейские страны согласились на ключевую роль РФ в урегулировании. То, что солдаты Кремля выступали на одной из сторон никого не смутило. А крики национальных правительств и просьбы о выносе вопроса на другой уровень были проигнорированы. В результате Россия напала — Россия поставила «миротворцев». Грузия за поплатилась в 2008-м.
Увы, в Украине подобный сценарий так же реален. Достаточно посмотреть на просачивающуюся информацию о диалогах Киева с Берлином и Парижем. И темы вроде рекомендаций о правах регионов и правах меньшинств, одностороннего выполнения Минска-2. И вновь поднятый с подачи России (уже на примере Сирии) тезис о федерализации. Доходит до смешного. Некоторые из немецких фондов на полном серьёзе начинают планировать выдавать гранты украинским НПО на темы связанные с … выборами в ЛНР и ДНР. То есть часть политиков ФРГ уже всё решили. Дальше дело техники. Есть деньги, есть проекты. Появляется обсуждение. Внутри Украины. А это уже новый аргумент давление. Мол и вы сами обсуждаете и гражданское общество (вот уж модное слово) вопросы поднимает.
Одним словом, тон в дискуссии задаёт не Киев. Украинские власти лишь пытаются лавировать и использовать существующие площадки, вписываться в новые повестки. Которые создают все кому не лень. И Европа. И Россия. Да даже Беларусь, которая в полной мере использовала украинский кризис для решения своей проблемы — выхода из-под санкций.
Киев площадок не создаёт. Сказали европейские партнёры, что Минск-2 должен действовать ещё год — будет действовать. Скажут, что нужно больше граждан РФ в миссии ОБСЕ — будут граждане РФ. Скажут выборы... а кто его знает.
Можно конечно согласиться, что если ты не имеешь ресурсов и твоё существование зависит от помощи внешних игроков — вынужден прислушиваться. Но прислушиваться можно по разному.
Начнём с информации
Говоря о своей повестке нужно говорить. То есть задавать темы, давать поводы для обсуждения. Пока что имеем следующее:
В таком формате партнёры из ЕС вырабатывают собственную политику. Которая априори не может быть 100% проукраинской. Потому что:
Ситуацию немного спасает «инерция Майдана». Как никак «демократическая революция». И как никак вопрос стоял о проевропейской ориентации. Не было бы этого — давно бы получили один из трёх вариантов: Сомали, Босния, Приднестровье.
На этом подходим к практическим идеям. Минск-2 пока выгоден. Если будет выполняться в первую очередь РФ. Но пока что Россия не спешит делать дело. Наоборот затягивает процесс и работает «мелкими провокациями». Параллельно расшатывая ситуацию внутри Украины. Но для Европы подаёт конфетку — уменьшение антиукраинской истерии в СМИ. Этого на первых порах достаточно для Брюсселя. Ведь там любят простое слово «прогресс». То есть сравнивать «было» и «стало». Было: распятые младенцы, хунта и горы трупов по версии российских каналов. Стало: failed state, военные преступления и «услышьте народ Донбасса». Прогресс, однако.
Но такой прогресс, идущий по планам Москвы вряд ли в интересах Киева. Кремль хочет успокоить своих граждан и создать впечатление вменяемой информационной политики. Это нам надо? Если граждане РФ были очень озабочены вопросом «а как там у хохлов» - так не стоит их разочаровывать. Придумывать тоже ничего не надо. Просто создать информационные поводы на базе уже принятых решений.
Военная сфера.
Данная тема постепенно уходит с первых полос российских СМИ. Но злобных «укров» там не забыли. Так давайте подольём маслица.
Русские боятся украинских шпионов. Прекрасно! Разведчики и части специального назначения различных силовых структур страны действительно сильны. Кроме того в Украине множество добровольцев из других государств. Которые сейчас могут идти на контракт в ВСУ и НГ.
Русские вынуждены будут реагировать. Нервно реагировать. Не только в СМИ. ФСБ придётся население приграничных территорий. А так же граждан страны, побывавших в Украине. Это — рост напряжённости в самой России. Не будет реакции ФСБ — правые сайты поднимают вой «укры вербуют шпионов а Кремль спит». Тоже напряжённость. И это прекрасно.
Авиационная тема, ракетостроение. Украинские ПВО могут объявить, что проходит испытания новая система система распознавания свой/чужой. Естественно с боевыми стрельбами. И, ой, недалеко от границы РФ. Например, батареи и РЛС ставятся под Ахтыркой, Харьковом, Северодонецком. И цели летать будут примерно там же. А дальше… «Та шо вы говорите! Рядом российские военные аэродромы? Это которые под Курском (позывной «Сановник»), под Воронежем («Мятежный» и «Балтимор»), в Бурлиновке («Природный») и в Милерово («Парадный»)… Не… не слышали. Да и успокойтесь, соседи, вы же сами признаёте чрезвычайную меткость наших зенитчиков».
Дальше политика на грани с военной темой.
Думаю, слышали о том, что КНР арендует у России колоссальные территории. А так же о законе про «территориях опережающего развития». Для несведущих объясню — это земля, на которую не распространяется в полной мере действие российского законодательства. Она живёт по законам, установленным «управляющей компанией». Естественно, такие ТОСы размещаются в Сибири и на Дальнем Востоке. И естественно, что туда придут китайцы. Чем не повод для троллинга на международном уровне? Простая схема:
Работа с молодёжью. Тут ключевым должна стать тема вывоза молодых российских граждан в Украину. Это межкультурные обмены. Как раз то, что нравится европейским фондам. Вот вам и гуманитарная повестка Киева. Мы мол за «народную дипломатию». Готовы показать гражданам РФ настоящую жизнь в Украине. Как? Вот краткий список:
В дипломатии, в бизнесе возможностей для троллинга ещё больше. Например, поблагодарить РФ (официально, заявлением МИД, или коллективным письмом туристических фирм) за то, что освободили основные курорты от источник проблем. — своих граждан
Практические шаги в духе европейских ценностей
Европейские партнёры в том или ином виде не устают повторять ряд тезисов о «хорошей» политике Киева по отношению к сепаратистам. Вот лишь некоторые пункты длинного списка:
Что же, не стоит разочаровывать внешних партнёров. Более того, нужно сказать: услышали. И в пределах своей ресурсной базы даже пытаемся сделать. Ресурсов мало — поэтому идёт «малыми шагами».
Например, развивать «мирные бизнесы», которые могут начать жители «ДэНэРэ» с «ЛэНэРэ» без нудного обучения и переквалификации. Надо платить им за то, что они умеют делать. В частности:
Речь идёт о любимой старушкой Европой программе «Нефть в обмен на продовольствие». Помните такую в отношении Ирана. Ну или, если пойти дальше — концепции «Фактории». Это когда цивилизованные люди на границе с варварами меха на стекляшки меняли. Только эта концепция предполагает ещё несколько пунктов. В частности вопросы «что отправлять туда».
Это, кстати, уже делается — те же рынки вдоль линии фронта. Продавать в первую очередь «гуманитарные» товары. Продовольствие, медикаменты, несложную технику. Да и всё иное, что можно использовать для себя, но никак не для промышленного производства или войны.
Клиент платит, естественно, на месте. То есть продал товар — получил деньги — купил товар. Таким образом решается несколько проблем:
О границе. Почему открытая граница должна восприниматься как проблема а не источник обогащения? Ну не хочет РФ продавать часть своих товаров в Украину. И ладно. Есть группы товаров, которые желательно бы получить. Фактории объявляют, что купят такие товары. Не дорого — дешевле, чем по «официальным каналам» (то есть без включения в цену логистики, таможенных сборов, налогов в бюджет РФ и так далее). При этом заявляет, что не особо интересуется «историей получения» товара. Дальше просто — есть относительно открытая граница. И есть куча групп, готовых получить или даже украсть что-то ненужное чтобы это самое ненужное продать Украине. Вот вам и ресурс.
Самое забавное – такая схема в полной мере соответствует формальным пожеланиям европейских партнёров. Социальная направленность есть. Рабочие места есть. В том числе на неподконтрольных территориях. Кроме того «Фактория» работает с гражданами, а не политическими группами. По крайней мере на начальном этапе. Нельзя же вмешиваться во внутренние дела свободолюбивого люда. Товарищ Меркель это строго-настрого запретила!
Идём дальше в мирные бизнесы. Упомянутый выше «экстрим-тур». Это ведь может быть не только для граждан РФ. Можно и название латиницей поинтересней придумать. Например «Karatel ltd» или «Junta inc».
Россия говорит о наёмниках? Да полноте! В Украине наёмников нет. Приезжие сами платят за участие в туре. Ресурс. И деньги. Украина — не такая богатая страна, чтобы отказывать себе в маленьком гешефте.
Кроме того это и гуманитарный аспект. Носители других культур — это межкультурный диалог. Изменение менталитета, влияние на общество. То, что так любят в ЕС. А то, что тур «экстрим» – так извините «маємо те що маємо» - ситуация в стране экстремальная. Кроме того бизнес «прозрачен» - рекламой занимается в том числе и МИД страны.
Защита меньшинств.
Права меньшинств — то что так любят европейцы. И то, что используют внешние игроки для создания негативного имиджа Украине. Пример — недавний конфликт вокруг активности ЛГБТ во Львове.
Можно взять на вооружение риторику партнёров. Более того, заявить, что Украина намерена измениться. И на начальном этапе (мол чтобы общество привыкло) готова построить город с «особым статусом». Город поро... ой, город счастья. Где разрешено всё:
Естественно, ресурсов на такой город у Киева нет. Их можно попросить у Нидерландов, Брюсселя, Берлина и Парижа. Отказать товарищам будет сложно — это уже они сами станут «гомофобами». Есть правда маленькое «но» в проекте. Город с «особым статусом» лучше всего строить на территории с «особым статусом». Где? Ну например, километрах в 30-и на юго-восток от Донецка.
Гуманитарные программы стран ЕС. Тут вообще просто рай для воображения. Гуманизм проявляется в отношении ко всему. В том числе братьям нашим меньшим. Вот и можно будет строить приюты для кошек и собак поближе к серой зоне. Так, чтобы с «той стороны» видно было. Естественно, на самом современном уровне. И с грумминг салоном, ванными и чем угодно ещё.
Вполне в духе европейской политики. Ведь нужно решать все вопросы. А то, что приют построили быстро — так на что дали деньги, то и возвели. А у самой Украины на такое расточительство денег нет.
Проблема — ресурс
Такой троллинг задаёт тон дискуссии. Европейские партнёры вынуждены будут «играть» на непривычном для них поле. Объяснять почему некоторые европейские практики пока не применимы в зоне конфликта. А если они это признают по части пунктов — Киев может поставить вопрос по другому: «а вы уверены что практики, предлагаемые вами применимы?». И, естественно, предложить своё.
Позиция России тоже незавидна. Не реагировать на подобную активность для Кремля равносильно признанию слабости. Реагировать — идти на конфронтацию. Или в военной сфере или на информационном поле. А это тот же самый любимый европейскими политиками «прогресс». Только наоборот. И вновь Киев получает возможность внести свои вопросы, отстоять свою точку зрения. Мелочь, а приятно.
И, наконец, последнее. Возможно, самое циничное. Конфликт на Донбассе перешёл в затяжную фазу. Против этого в принципе не возражают ни европейцы ни русские. Для одних главное чтобы «много не стреляли». Для других надежда на дестабилизацию в Украине. Но если есть явление можно кричать «проблема». А можно подумать как заработать. То есть цинично зарабатывать. Не для групп, а на уровне государства. То есть превратить «сепаров», «гостей с востока» в ресурс. Где издержки у РФ, прибыль у Украины. Формально — реализация Минска-2. Реально — проблема для Кремля. И в определённый момент может так случиться, что уже Россия поднимет вопрос о «просто возвращении» Донбасса. И тут Киев может с приятной улыбкой спросить «а что мы с этого будем иметь?».
Как-то так.
Текст опубликован на ТСН
Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам
вхід / реєстрація