site.ua
igar.tyshkevich
Ігар Тышкевіч
топ-автор

Писал сегодня о контрабанде. Или точнее о специфике торговли между Беларусью и Украиной. И я таки имею вам сказать — гешефт от аредны 2-х метров госграницы неплохой. Но эта мелочь рядом не стояла с тем как макитра варит у обычных предпринимателей украинских.

И вот пошла статейка, а у меня появилось что в довесок добавить. Просить людей переставить, внести правки — нехорошо. Добавляю тут. Со ссылками на первый текст. Вдруг кому интересно.


Что такое контрабас?

Контрабас или контрабанда. В сознании большинства это спрятанная колбаса иль водка в багаже, тайник в машине. Ну или если напрячь воображалку — ходоки и ездоки через границу. Мол отчаянные люди собрались и работают ради собственного блага. Так сказать «частники-челноки». Украинские таможенники и налоговики не спешат развенчивать миф. Ещё бы — словил частника — по ТВ картинка, тебе медалька. Даже журналисты проводят расследования, перекидывают коробки через колючую проволоку возле пограничного столба. Зрелищно! Как когда-то сказал один из российских исполнителей «пипл хавает».

Оно-то да, но на дворе поди не 19-й век. И технологии другие и логистика другая. Да и Украина по индексу восприятия коррупции делит гордое 130-е место с такими государствами как Непал, Парагвай, Никарагуа. Кстати, таки ту страну назвали Гондурасом — у неё 112 место в рейтинге.

Ну да не об это разговор. Почитайте абзац выше и подумайте: вся ли контрабанда — дело рук челноков? То то -же. Далеко не вся. Более того, основные потоки создаются не на границе. А в тихих кабинетах. И расчёты идут безналом. А это ни зрелищ, ни картинки ни красоты. В том числе и ни медальки за «раскрытие». Скорее, в украинских реалиях наоборот — вынос мозга от начальства иль того хуже — по шее.


Где искать иль цифирь всё скажет

Итак, если вы продали кому-то что нибудь ненужное, происходит две вещи:

  1. Что-то ненужное переходит из одних рук в другие
  2. Деньги кочуют в обратном направлении.

Обе стороны довольны. И знают что сделка совершилась. У одного есть что-нибудь ненужное, что можно снова продать. У другого — денежные знаки на которые можно что-то купить.

На государственном уровне примерно то-же самое. Но с лучшим учётом. Есть такая служба — государственная статистика. Она собирает данные как по количеству проданного или купленного. Так и по количеству денежных знаков, задействованных в сделках. Причём вплоть до продаж частников — данные с таможенных деклараций (или уплаченных пошлин) туда же попадать должны.

Далее просто. Два государства торгуют между собой. И оба ведут учёт. Теоретически таблички учёта должны быть идентичны. В реальности немного сложнее. Тут и разные системы подсчётов и «проблема нового года» и курсовые разницы. Но в любом случае — отклонение больше 1% - уже можно думать что что-то тут не так. А если отклонения неравномерны (то есть по одним товарам данные совпадают, а по другим ну никак) — кричи «караул, ворують!».


А теперь о конкретике

Теперь давайте считать. Есть государство Беларусь. Есть Украина. 10 лет назад они почти не торговали между собой — товарооборот в 0,5 млрнд долларов в масштабе государств скорее обмен семочками, чем бизнес.

Но потом Беларусь пошла на украинский рынок. И неплохо пошла. Используя грамотную рекламу, выгодно подавая конкурентные преимущества своих товаров. А так же пользуясь особенностями украинской политики. Где партии — всего лишь отделы различных ФПГ. А посему за счёт участия в бизнес-вой... ой в политической жизни на берегах Днепра понемногу откусывала себе кусочки рынка. Так, например, поучаствовала в похоронах по крайней мере 4-х НПЗ. Параллельно откусив кусочек рынка. Ну как кусочек — по разным оценкам от 50 до 61% в общих объёмах топлива, продаваемого в Украине.

Так шло независимо от того, кто у власти в Украине. Политически та или иная фигура могла не нравиться. Но деньги есть деньги. А политика украинского распила — политика украинского распила. Во вчерашней статье для Хвыли «Как заработать миллиарды на контрабанде между Украиной и Беларусью» () старался об этом чуть подробнее написать. Тут же дам интереснейшую табличку. Которая построена на данных Белстата и Укрстата. Всего лишь сравнение объёмов экспорта и импорта.




Правда, забавно. Цифры не бьют. Причём в 2012 и 2013 годах не совпадают на 0,5 миллиарда. Товар из Беларуси выехал. А в Украину не въехал. Если копаться — всё просто. Посмотрев структуру этих несовпадений можно заметить, что они идут из 3-4 категорий товаров. Которые по удивительному стечению обстоятельств были основными в бизнес-империи Курченко.

Ну да оставим дела минувших дней и поговорим за сегодня.


Семья ушла, а схемы — вот они

Дабы не быть голословным снова лезу в цифры. Но уже не суммы, а данные из таблиц перечня товаров по «Товарной номенклатуре внешне-экономической деятельности». Коды идентичны в Украине и в Беларуси. В таблицах даны не только цены, то и литры, килограммы. А килограмм он и в Африке килограмм. Взял для сравнения три категории.

  • ТНВЭД 271012 — лёгкие дистилянты — это специфические продукты: небольшая часть бензинов, растворители, керосин и т.д.
  • ТНВЭД 271019 — другие дистилянты и продукты перегонки нефти - сюда как правило попадают большинство типов бензина и дизельного топлива.
  • ТНВЭД 2711 — сжиженный газ. Не лез глубоко в саму категорию. Тут достаточно общего. Это — газ, которым заправляются автомобили на заправках.

Дальше смотрим картинку.



2013

2014

2015

Позиции ТВЭД

271012

271019

2711

271012

271019

2711

271012

271019

2711

Белстат (тыс. тонн)

893

2087


742

2 702

156

662

2 552

225

Укрстат
(тыс. тонн)

561

1753

163


749

2678

164

627


2479

219

Разница
(тыс. тонн)

332

334


-7

24

-8

35

73

6

Средняя цена ($ за тыс. тонн)

968 700

951 407

252 949

972 759

903 246

695 694

583 843

517 508

333 782

Стоимость ($ тыс.)

321 608

317 769

40 471

-6 809

21 668

-5 565

20 434

37 778

2 002


Обратим внимание на разницу в подсчётах. В 2013 году, том самом рекордном, между двумя границами потерялось от 660 до 820 тысяч тонн нефтепродуктов. То есть из одной страны они выехали, в другую не въехали. По газовым смесям то и вообще интересная ситуация. Беларусь официально не поставляла Украине данный тип товара. Вообще. Но он как-то появился.

Переходим к 2014-му. Соотношение цифр в сравнении изменилось. Вместо сотен тысяч тонн речь пошла уже о единицах. Да и «знак» разницы поменялся. Логично. Особенно по «лёгким дистилянтам». В 2014 году Беларусь выкидывала РФ с украинского рынка авиатоплива. С новым топливом, которое ещё не прошло сертификацию и стандартизацию. Просто нужно было быстро — украинским самолётам нужен был керосин. Сделали. Но товар на первых порах оформляли по категории 271019. Зачем? Так ведь есть Таможенный союз и вроде какое-то союзное государство. Смысл так открыто сообщать союзнику, что ты помогаешь его чуть-чуть отстреливать?

Если смотреть с такой оговоркой — цифры почти совпадают. Странно, правда — за год государственная статистика Украины стала на удивление точно работать :-). Это если считать что все сделки были «чистыми». Цифры радуют глаз.

Наступает 2015 год. Схемы заработали снова. Возможно, с другими хозяевами и посредниками. Но таки да — они работают.

Из Беларуси выехало но в Украину не въехало:

  • 35 тысяч тонн лёгких дистилянтов
  • 73 тысячи тонн бензинов и дизельного топлива
  • 6 тысяч тонн сжиженного газа

Речь идёт о тысячах тонн топлива. Ради удобства я по каждой категории дал среднюю отпускную цену (спасибо Белстат за данные). Можете проверять сами. Калькулятор — наше всё. Получается, что где-то между пограничными переходами Беларуси и Украины потерялись 60 214 тыс долларов. (шестьдесят миллионов двести четыреста тысяч). Это в гривнах, если по курсу 26 равняется 1,565 миллиардов (один миллиард пятьсот шестьдесят пять миллионов). Неплохой гешефт, не правда ли?

Когда я написал пост с частью приведённых тут цифр в Фейсбук мне сразу кинули комментарии, что мол такое может быть. Самое простое — своп схемы, транзит. Но вот беда. Берём те же категории ТНВЭД 2711 и смотрим.

Суммарный экспорт из Украины составил по лёгким дистилянтам 134 тыс. тонн. При средней цене 480,556 долларов за тонну. По позиции 271019 экспорт 263 тысячи тонн при средней цене $ 416,590 за тонну. Из ближайших стран отправляли в основном в Венгрию и Молдову. То есть для транзита уж слишком большое логистическое плечо. А по своп-схемам... я не зря дал данные по ценам. Странный бизнес, не находите — купить дороже — продать дешевле. Поэтому склоняюсь всё же к версии о «схемах». Тем более, что сам намедни был свидетелем как беларуско-украинскую границу на пункте пропуска в чернобыльской зоне за 1,5 часа переехали три гружёных газовоза (и один порожняком в обратном направлении). Пикантность ситуации в том, что пропускной пункт, возле которого стояли предназначен лишь для граждан Беларуси и Украины. На личных авто иль велосипедах...


А теперь серьёзно

Мне лично кажется, что такая пляска данных статистики — уже причнина для беспокойства. В мире в таких случаях принято делать примерно следующие — создаётся рабочая группа, которая ищет причины. Зачем? А это просто окупается — закроешь «теневую калитку» - больше налогов и таможенных пошлин.

Что в нашем случае? Ни-че-го! Украина получила за последний год на свою территорию контрабандных нефтепродуктов на сумму 60 миллионов вечнозелёных. И всё нормально.

Да вопрос не только в деньгах. Если у тебя неучтённый статистикой «контрабас» - с ним можно делать всё что угодно. В том числе и «бодяжить». А это худший бензин, плохая соляра и никакой авиационный керосин. В результате и личное авто не заводится и танк глохнет и, не дай Бог, самолёт падает. Одним словом — опасно.

А ведь можно и деньги вернуть и заработать и молодёжь поддержать. И речь тут о сумме большей, чем 60 миллионов. Почему? А что делают с контрабандным товаром? Правильно — конфисковывают. Т.е. у тебя есть топливо. К тому же у тебя есть штрафы с контрабандистов. Уже выгодно. Чтобы понять насколько выгодно — приведу один простой пример.

Тут говорят, что на дороги выделяются средства в том числе от эксперимента на таможнях. И гордо рапортуют: нашли 954,7 млн. грн. Прекрасно. Нашли 0,95 млрд. И ещё 1,565 млрд. ушли «мимо кассы» только на трёх категориях ТНВЭД только в торговле с Беларусью.

Но правоохранительные органы, фискальная служба ищут контрабанду и найти не могут. А ведь всё можно сделать быстро, дёшево и сердито.

Создаётся рабочая группа Укрстата и Белстата. Можно включить и таможенников и налоговиков. Они сверяют таблички. Беларусь на это пойдёт – ведь опасность «бодяги» своей продукции = большие репутационные риски. Банальная сверка данных даст список «импортёров», которые из Беларуси вывезли а в Украину вроде как ничего не ввезли. Дальше цепочка раскручивается вплоть до перевозчиков и конкретных смен таможенников на конкретных переходах.

В крайнем случае, если чиновники уж так заняты, можно сделать проще:

  • Нанять с десяток (больше не надо) молодых и очень злобных аудиторов.
  • Заплатить им $ 1 миллион в год в качестве зарплаты. И дать $ 0,5 миллиона на деятельность.
  • Потратить пару десятков тысяч на получения (даже покупку) базы экспортных операций в Беларуси (можно по отдельным товарам — всю естественно не отдадут). Или же послать ребят в Минск сидеть и считать на месте.
  • Указать, что 5% от «найденной» схемы при завершении следствия и возмещении ущерба государству идёт им на прибыль

Дальше думаю вы поняли. За такие деньги молодой да резвый коллектив чёрта лысого из ада достанет.

Теряет ли при этом государство (ведь деньги нужно найти сразу)? Уверен, что нет. Хороший коллектив за хорошие деньги выйдет в худшем случае «на ноль». В лучшем — Украина разбогатеет как минимум на 50 миллионов (с учётом выплат премий охотникам) только за сверку данных по трём категориям и по одной стране за 2015 год. Хороший бизнес: вложил доллар — получил 6.


А теперь как можно использовать такую десятку молодых да резких:

  1. Возврат денег, потерянных на контрабанде. И не только по данным категориям и не только с Беларусью. Малые ручейки такая сверка статистики не остановит. Но вот «бизнесы» покрупнее убъёт. Или заставит работать «по-белому». А это деньги и на дороги и на армию и на реформы.
  2. Решит вопрос теж же компаний, работающих в ДНР. Они покупают, например те же макароны в Беларуси. Как украинские компании. Платят с украинских счетов. Но товар везут на Донбасс. Правоохранители говорят мол не можем закрыть границу с РФ. Так и не надо закрывать. Есть товар. С которого нет уплаты пошлин. С реализации нет налогов. Всё! Берёте и штрафуете, закрываете фирму. И у орков проблемы с ассортиментом в магазинах.
  3. В конце концов решение проблемы Януковича и его денег. Господа, я не зря давал таблицу по торговле с 2010 года. Посмотрите статистику 2012 и 2013. Нестыковка больше 1 миллиарда долларов. Сами понимаете, что нефть и остальные товары «семья» не в лукошках возила. То есть были компании. В том числе и крупные. Которые задействованы в схемах. Вот вам возможность деньги поискать. И, наконец, о привлечении к суду команды имени «йолки». За что чаще всего садят представителей мафии? Правильно, за неуплату налогов. Тут мы имеем не просто особо крупные размеры. Завезти без пошлин товаров на миллиард — это много, очень много. И возможно, в схемах участвовали не только политики. Но и те, кого привыкли называть «олигархами». А это уже совсем другие процессы. Которые могут существенно ограничить влияние ФПГ на украинскую политику. Что тоже есть позитивом.


Методы, как видите просты. Но, возвращаясь к началу раздела... «Что в нашем случае? Ни-че-го!». А если ничего не происходит то или:

  • люди, владеющие информацией глупы и не знают что с ней делать
  • это кому-то выгодно. Очень выгодно.


Ну как-то так...


_________________

Понравилось, что накопал? Понравилось, что написал?

Можно поблагодарить автора. «Спасибы» принимаются лайком, словом либо умеренной суммой денег.

Благодарности в любой форме радуюсь. А деньги… Часть забираю себе на пиво. Остальное:

  • пересылаю на нужды одного из отрядов спецназа ВМС Украины
  • трачу на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Карта в долларах США (VISA): 4149 6258 0502 4393

реквизиты для переводов SWIFT:
ACCOUNT # 4149 6258 0502 4393;
BANK OF BENEFICIARY: PRIVATBANK SWIFT CODE: PBANUA2X
INTERMEDIARY BANK: JP MORGAN CHASE BANK SWIFT CODE: CHASUS33; CORRESPONDENT ACCOUNT: 0011000080; IBAN: UA123052990004149625805024393

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація