site.ua
igar.tyshkevich
Ігар Тышкевіч
топ-автор

Антон Геращенко отметил меня в своём тексте на Фб. Тексте о реформах и судьбе Кабмина. Сел было писать ответ, но краткого коммента не получается. Родился такой текст. Думаю, будет интересен не только Антону и его подписчикам. Посему вешаю тут.

Антон, прочитал текст. С большинством согласен. Нельзя просто "вешать всех собак" на одного человека/ одну силу. Кривят душой и те, которые представляют Кабмин воплощением вселенского зла, так и те, которые говорят о нём как о "белом и пушистом". Подход в Вашем тексте "все не идеальны" справедлив. Но моя позиция в данном случае чуть отличается.

Есть очень и очень интересные решения, ходы, которые идут на пользу стране. Есть увы провалы. В том числе ошибки. Как в отдельных решениях, так и в кадровой работе - определённые люди на определённых местах.

И, говоря о Кабмине я бы не представлял его как единую монолитную команду. Как не было единой команды и в Раде.


Начну с Рады

Посмотрите на программы партий, которые формировали коалицию. Точнее на то, что зовётся их программами. Одни приверженцы либеральных реформ, другие любят коммунистические лозунги "забрать и разделить". Одни за финансовую диету на уровне государства, другие за бабла всем сегодня и много.

И вот такая коалиция говорит о реформах. Но вот беда - реформы лишь путь достижения цели. А цели то у всех одни. Ну или их нет. Увы, за 2 года я не увидел (возможно плохо искал) внятной формулировки какое государство строится в Украине. То есть какой страна должна быть через 15 лет (это всего лишь 2030 г.)... через 20 и т.д. А слова "великая", "богатая", "неделимая" и т.д. - всего лишь лозунги без смысла. Ведь "великим" может быть и глобальный П**ц.

Как не услышал и определения уровня провала где страна находится сегодня. Война, попередники - тоже не то. Энергозатратность, производительность труда, структура экспорта, мобильность населения, демографическая катастрофа. Да, последнее актуально: в процессе размножения украинцы любят сам процесс (извините за тавтологию), а не результат. Хотя, это, похоже везде - движений, криков, стонов много. Выхлопа - мало.

Вот и получается что такая группа подходит к "реформам". Где слово "реформы" - магия для благодарного обывателя. Ведь если политики каждый по своему представляет и процесс и результат, то что говорить о обычном гопнике или бабушке у подъезда (а голосуют-то они).


Люди

Люди любят читать о реформах других. Причём читать как в сказке - пропуская нудную середину. То есть вначале было плохо а через минуту (год) - уже "единая, соборная, неделимая, великая"... и всем бабла.

Это мне напомнило прекрасный фильм "Человек с бульвара капуцинов". И диалог главных героев: "Я хочу от тебя ребёнка. сейчас!" "Но дорогая, вначале люди любят друг друга, потом ждут, и потом ребёнок. В кино ожидания вырезаем. Это называется монтаж". "Так давай сделаем монтаж. Хочу ребёнка".

Вот и народ хочет монтаж. Вчера выступили, сегодня "бабла всем". А то, что трансформация страны - процесс - это не интересно. То, что в тех же Польше, Сингапуре, Корее вначале были 5-6 лет с "денег нэт сафсэм" и только потом результаты - это не интересно. Да что там, те же наработки на моей Родине. Да, часть из читающих этот пост удивятся - в команде усатого дятла таки появились реформаторы. Которые фактически сформировали концепцию реформ. В отличие от Украины целостную, с целями, задачами, оценкой ресурсов. Так вот, в документах чёрным по белому написано, что реформирование = 3-5 лет катастрофического падения уровня жизни населения. И на это мол идти придётся. Иначе через 10-12 лет будет... Это, замечу, без войны, потери территории и т.д.

Но люди в Украине не привыкли к далёкому горизонту планирования. Что там государство: достаточно спросить у обывателя "кем ты будешь через 15 лет?" А в ответ - тишина

Политики тоже люди. И у них тоже свои мечты и желания. И зачастую тоже с малым горизонтом планирования. Для некоторых — в пределах электоральной кампании. Или даже на 2-3 месяца – сезон пережили и чудесно. Цели не менее разнообразны.

  • Есть небольшое количество, представляющих что хотят сделать со страной. Они говорят о реформах.
  • Есть те, для кого трансформация государства – передел сфер влияния. То есть старые «властители» уходят – есть пустое место, территория «для кормления». Они тоже говорят о реформах
  • Есть те, для кого власть является ценностью сама по себе. То есть «дай порулить» - предел мечтаний. Эти тоже говорят о реформах.
  • Есть случайные товарищи. Абсолютно разные. От лоббистов бизнеса до вечных революционеров, для которых любые рамки, любой закон есть воплощением зла. Этих я свёл в одну группу, поскольку несмотря на разные цели и одни и другие предпочитают жить «по понятиям», «на горизонтальных связях». Эта группа так же говорит о реформах.

И вот с такими стартовыми условиями начинается реформирование страны. Формируется коалиция. В которой у каждого свои цели. Да что там партии, внутри партий есть разные понимания процессов и результатов. Причём и среди «патриотов». Пример? Да возьмите Т. Чорновол — члена вашей фракции. Её методы дискуссии, работы с мнениями и восприятием формальных норм можно назвать «примером высокой культуры парламентаризма?». При этом в патриотизме данной сильной женщины сомневаться причин нет. Она патриот. В ней, как вычитал (не помню у кого) течёт кровь «козака-характерника». Ага, такого как «гений государственного строительства Сирко... Публичная, приятная обществу политическая демонстрация и реформирования гос. институтов – разные вещи. Первое это красивые, пользуясь параллелями с козаками, скачки, махание шашкой. Второе — нудное сидение за бумажками и счётами в полутёмной келье.

Поэтому Кабмин не идеален — там, как говориться в поговорке «каждой твари по паре». Есть махатели шашками, есть банальные распильщики, есть случайные люди, есть любители власти. Но есть и те, чьей работой я восхищаюсь (без малейшей доли сарказма).


Что происходит

И тут походим к корню проблемы.

Политики заявили о единстве. Подписали договор – коалиционное соглашение. И, как водится в Украине, сразу начали искать пути как бы его не исполнять, заявляя при этом о «единстве». А так же (смотрите выше — группы говорящих о реформах) о получении «территорий для кормления». Выделить кого-то одного не могу – все хороши.

При этом реформаторы делали своё дело. Имею в виду тех, кто не говорит о реформах, а пытается его делать. Да вот беда - «канцелярская крыса» не умеет красиво говорить с обществом, жаждущим сказок. Это чудесно сформулировал в конце прошлого года В. Омелян, написав, что «людям абсолютно не видны очевидные для нас кейсы, концепции и примеры». Логично — политические шоу по ТВ поэтому и называются шоу, что там не место скучной логике. Это цирк. Со своими ручными зверушками и своими клоунами. А большая часть общества, наблюдая за этим цирком считает, что следит за политикой.

Единственный прорыв в коммуникации произошёл в начале этой недели. Когда часть правительства, по моему в шоу на ICTV пыталась разложить по полочкам цели, задачи и методы. Один из экспертов тогда сказал, что мол, была бы такая коммуникация изначально — не было бы кризиса.

Не согласен. Был бы. Может не в таком масштабе, но был бы. Причина — описал выше — политические силы и общество.

Но вернёмся к ходу работы. Любые реформы предусматривают частичный или полный демонтаж системы. Это в условиях государства — падения уровня жизни. Любые реформы начинаются с незаметных обществу изменений. Меняется инфраструктура, механизмы. Это даёт результат в виде «денег каждому». Но не сразу. Условия сами по себе денег не приносят. Создал условия — жди пока ими воспользуются.

Сегодня частично такие изменения прошли. То есть уже существуют точки роста и условия, которые позволят хоть чутка заработать экономике. Это — заслуга части Кабмина. Но вот беда — пока что это лишь предпосылки. А слова из учебников по той же экономике для зрителя цирка как учебник по теории алгоритмов в руках гопника: ничего не понятно, но читатель думает, что его послали.

Такая ситуация идеальна для всех, кроме реформаторов. Хорошая работа есть, но она незаметна. Более того, общество входит в период «обнищания». Общество разгневано. При этом проделанная работа гарантирует результаты, улучшение в любом случае. Независимо от того, кто у руля. Но не сразу — через временной лаг от 6 месяцев до года.

На этом этапе «умерли» многие реформы. Ведь суть проста — раскачать ситуацию, провести смену руководства страной. И даже последний идиот, примеривший корону сможет через полгода-год сказать «я добился улучшения» - ведь оно всё равно бы наступило.

Это шанс как для сторонников распила, так и для популистов. Об этом писал, пытался привлечь внимание ещё в апреле 2015. С картинками и диаграммами. Вот один из таких текстов «Перспективы досрочных выборов в Верховную Раду: игроки, мотивации, ресурсная база».

К слову, раскачка таки была. Помните «тарифные» и другие «майданы», походы разгневанных к Кабмину. А так же абсолютную дурь в виде попытки принять закон «в защиту валютных заёмщиков»? Да примеров можно проводить сколько угодно. Суть одна — была попытка раскачать ситуацию. К чести и Кабмина и части депутатов до 2016 года дотянули.


И что дальше?

Но возникает вопрос «что дальше»? Предпосылки к откату никуда не делись.

А Кабмин начал заваливаться в откровенный популизм. Даже цены на отопление. Ведь есть 2 способа платить меньше — меньше потреблять и малые тарифы. Первое не означает мёрзнуть. Это энергосбережение. Открою секрет, Украинцы на отопление домов тратят в среднем в 1,5 раза больше энергии чем беларусы и раза в 2,5-3 (последние полгода не смотрел статистику) чем те же норвежцы. Украина на северном полюсе? Или Украинцы такие богатые?

Кабмин запускает 2 программы. Льготное кредитование энергосберегающих технологий для граждан и субсидии. Первая — вполне логичная: утепляешь дом, меняешь окна. В кредит. Причём государство покрывает даже часть тела кредита. То есть выплатил меньше, чем взял в долг. Потребление падает. Вторая — денег всем. И по ТВ, радио, в газетах премьер говорит... о второй программе. Её обсуждают. Но если мне дали денег заплатить, я не буду меньше тратить. Закончатся деньги — я буду кричать «дайте снова». Но даже это только цветочки. В стремлении денег каждому некоторые министры дошли до вершин. Чего стоит заявление господина Розенко о желании «монетизировать» неиспользованные субсидии. То есть, раздать деньги, которые не сожгли на отопление. В Украине что, инфраструктурные проекты на которые нужны инвестиции закончились? Да в конце концов, с армией всё ок?

Но это пример. Вернёмся к процессам. Министров-реформаторов понемногу, мягенько начали выдавливать. Они пошли. С заявлениями. Потом случились скандал и широкое обсуждение. Это, кстати, неплохо. Само обсуждение. Но вот возможные результаты, учитывая состав Рады, Кабмина и настроения в обществе, увы, не самые оптимистичные. Кризис в любом случае будет. Вопрос лишь когда. Худший вариант — развал коалиции и выход на выборы сейчас.

Да, уважаемые читатели-критики. Сейчас выборы — полная ж**а. Почему? А кто придёт. Посмотрите на стройные ряды «защитников» народа. Крики и про тарифы и про «денех фсем». А где вопросы «что делать?». Не «улучшить благосостояние», а что делать со страной. Вернёмся к началу: кто из защитников счастья народного может внятно объяснить чем и кем будет Украина в мировой системе к 2030 году, к 2050-му? Да в конце концов, откройте глаза. Про «денег всем» и социалку пытался показать в картинках. Почитайте «Популизм в картинках, или почему украинцы сегодня не станут лучше жить».

Но тем не менее страна неуклонно влетает в комплексный политический кризис (из экономического и военного она и не вылетела). Выборы будут в любом случае. Как и смена Кабмина. Вопрос лишь когда и какой ценой. Буквально на днях писал о четырёх наиболее вероятных сценариях. («Четыре сценария развития политического кризиса в Украине».) Начиная от полного принятия условий «министров-возвращенцев» до забалтывания ситуации и продолжения цирка. Все они, увы, ведут к смене власти. Рано или поздно. И ключевой вопрос в описании будущего Украины лежит в том кто придёт потом и на какую ресурсную базу.

Есть, конечно, вариант 5. Это объединение коалиции вокруг целей. И понимая, что правительство не идеально, постепенное его обновление. При сохранении политического единства и изменении риторики коммуникации с обществом. Но, глядя на персоналии в политических партиях я очень и очень сильно в этом сомневаюсь.


А где же Яценюк?

Теперь о премьере. Друзья-союзники (как из числа реформаторов, так и других групп) чудесно понимают, что общество требует хлеба и зрелищ. И если нет одного — нужно второе. В случае реформ, обществу нужна жертва. Громкая отставка, скандал, обвинения во всех смертных грехах.

Поэтому роль Яценюка была предрешена. Ещё в начале 2015 года обратил внимание на подготовку БПП к атаке на премьера и его партию. Президент постарался поменять руководителей исполнительной власти на местах на более лояльных. Причём в первую очередь в регионах, которые были электоральной базой НФ. Это выгодно — иметь такого масштаба жертвенного агнца. Отправил в отставку — увёл весь негатив. По крайней мере на пару месяцев. Если бы была единая команда реформаторов, которая цинично шла к цели, я бы аплодировал подобной тактике. Да в таком случае и сам бы Яценюк понимал свою роль и играл бы в этой постановке как по нотам. Ведь главное — результат. И если общество может остановить процессы из-за нехватки либо хлеба либо зрелищ, то в условиях финансовой диеты ему стоит дать второе.

В данном случае, увы, ситуация несколько иная. Единства нет. А из премьера уже сделали «воплощение зла» (да и он сам рядом своих решений этому поспособствовал). Обществу наплевать, что функция премьер-министра в основном координация работы других. То есть он лишь говорящая голова, которая озвучивает результаты работы. И на которую выливается весь гнев. Яценюк виноват — это то, что звучит в эфире. И это то, что поддерживают и союзники. Особенно из числа популистов. Для них сегодня так же сложилась уникальная возможность. В случае отставки такого масштаба дивиденды поделят как те, кто планировал жертву, так и те, кому надо лишь «чуть больший кусочек власти». Сегодня, сейчас. Ради «кормления». Ведь, учитывая предыдущую раскачку, не бывшая ПР, а союзники из числа якобы «реформаторов» скажут «мы добились и защитили народ од диавола в очках»!

Поэтому, если назвать позиции премьера ужасными – сильно приукрасить. Ближайший союзник готов «зарезать» ради сохранения власти. Те, кто хотел потеснить и урвать той самой власти чуть больше тем более точат ножи.

Возникает вопрос почему же внешние игроки так сильно защищают? Правительство идеально? Отнюдь. И тому свидетельство «волшебные пендели», которые они отписывали в 2014-2015 годах. Но за пограничным столбом сидят люди умные. Они понимают, что те, кто сегодня (именно сегодня) придут на смену уж точно лучше не будут.

При этом они с радостью поддержат более последовательных, прагматичных и жёстких. Если таковые появятся.

Да, пока что Яценюк и часть Кабмина, которая занимается реформами могут устоять благодаря внешней поддержке. Но чтобы завершить начатое им придётся в 2016-м стать теми самыми « более последовательными, прагматичными и жёсткими». Или уступить место другим.

Как-то так.

________________________

Текст понравился? Можете сказать «спасибо» автору: лайком, словом либо копейкой.

Часть копеек забираю себе на пиво — что естественно. Но ещё 2 части передаю тем, кто в них нуждается. Это те, ко защищает мою жизнь сегодня и те, кто будет строить страну в которой я живу завтра. Поэтому часть средств:

  • пересылается одному из отрядов спецназа ВМС Украины
  • тратится на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.

Реквизиты:

Карточка привата: 5168 7423 0834 3288

Вебмани: U247333217329 или Z293974971904

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація