На днях закончилась очередная эпопея с «появлением в Беларуси российской военной базы». Не первая и, возможно не последняя. Тем не менее, события развивались по привычному сценарию:

  1. российские политики заявили о «нашем ответе злобному Западу» в виде расширения военного присутствия в Беларуси.
  2. тезис подхватили СМИ (в последнем случае и украинские).
  3. беларуские официальные лица говоря о росте напряжённости заявили про возможную свою адекватную реакцию. Но не высказывались однозначно насчёт того, что «реакция=военная база».
  4. пресса, в зависимости от редакционной политики восприняла это либо как отказ либо как согласие на создание базы.
  5. последовала пауза, после которой из Минска прозвучало однозначное «нет».

Такая последовательность реализовывалась как минимум 4 раза на протяжении 2006-2018 годов. Иногда она сопровождалась «торговыми войнами» между Беларусью и РФ. Логика войн и бодания проста до безобразия:

История вопроса, логика процесса и примеры приведены в относительно коротком (9-и минутном) ролике.

P.S.

Ради справедливости стоит отметить, что российские военные объекты в Беларуси есть. Это 43 узел связи ВМФ «Вилейка» и РЛС «Ганцевичи» (в российский документах РЛС «Барановичи»). Оба созданы согласно межправительственных договоров 90-х годов. Оба не имеют статуса военной базы (о чём есть отдельная запись в договорах). Количество персонала на «Вилейке» ограничено цифрой 250 (в реальности по моим данным работает около 220-225 военнослужащих). Персонал РЛС «Ганцевичи» изначально был ограничен числом 1200 человек. Но в договоре есть пункт о ежегодном снижении количества российских военных и наёмом на работу гражданских специалистов. По состоянию на начало 2018 по разным оценкам на РЛС «Ганцевичи» находилось от 200 до 450 российских военных и 251 гражданский специалист. Вполне вероятно, что верхняя граница (подсчёты российской стороны - 450) не разделяют гражданских специалистов с беларуским паспортом и российских военных. Но подтверждения такому подходу к учёту персонала у меня на руках нет.

На обоих объектах не допускается размещение бронетехники и тяжёлого вооружения. Внешний периметр охраняется либо беларуским ВОХРом либо ВС Беларуси. В обычном режиме не пускают без пропусков на территорию. Но если будут проблемы (периметр же контролируется беларусами), возможен обратный вариант — никто без разрешения не сможет выехать с объекта.

И, наконец, последний штрих — срок эксплуатации обоих объектов истекает 30 мая 2021 года. По состоянию на начало ноября 2018 года Беларусь соглашается начинать новые переговоры о продлении разрешения на эксплуатацию объектов.

____________________________

Текст и видео понравились? Благодарность монетизируется на карточку ПриватБанка: 5168 7422 0332 9507