В последнее время читаю много нареканий в адрес «Новой почты». И хотя пока, по признаю большинства пользователей, НП остается лучшей службой доставки (из-за скорости обслуживания и разветвленности отделений), червяк сомнений поселился в душах многих ее клиентов.

Нужно признать, что любой бизнес рано или поздно достигает своего потолка и его дальнейшее масштабирование не дает положительного эффекта. Все большую роль начинает играть человеческий фактор. А поскольку люди — не роботы, то они всегда будут искать (и находить) способы обойти идеальный орднунг организации, находя в нем лазейки, где можно сэкономить свои усилия, либо получить дополнительный профит.

Все сказанное — преамбула к моей мысли: назрела необходимость в появлении условной «Сверхновой почты», которая бы в основе своей содержала некую более прогрессивную модель работы. Ведь успешность любого бизнеса зависит от неких протоколов, программных идей, которые он реализует. А учитывая, что в мире наметился тренд на отмирание розничной торговли (об этом я писал еще в 2013, задолго до пандемии), службам доставки еще есть куда расти и шириться. И значит, условная «Сверхновая почта» имеет большие перспективы для развития и отъедания куска пирога у НП.

Какая же идея может лежать в основе «Сверхновой почты»? Та, которая преодолевает основной недостаток «Новой почты» — дороговизну доставки. Конечно, жители мегаполисов в основном не видят проблемы в том, чтобы платить за доставку стограммовой посылки 50 грн. Но там, где люди более тщательно считают свои деньги, выбор между переплатой 50 грн. за доставку и отказом от покупки часто переваливает в сторону второго. А ведь именно провинция более всего заинтересована в доставке товаров, которые невозможно приобрести по месту жительства.

Итак, как же подружить службу доставки и клиентов, которые наиболее нуждаются в ее услугах, но недостаточно при этом богаты? Все просто — создать сообщества потребителей при каждом отделении «Сверхновой почты». Сегодня пользователь, заходя на сайт службы доставки, взаимодействует только с сервисом — узнает стоимость, отслеживает движение заказа и т.п. То есть общается исключительно с системой, ничего не зная о том, что заказывают люди, живущие по соседству, пользующиеся тем же отделением доставки. А теперь представим, что я пока лишь хочу заказать некий товар у некой фирмы, но хотел бы заплатить за доставку не полную стоимость услуги, а ее часть. Тогда я создаю на сайте отделения «Сверхновой почты» заявку-предложение скооперироваться с другими пользователями того же отделения. И люди, живущие рядом, могут присоединиться к этой заявке, прочитав о данном товаре. Чем больше растет объем посылки, тем дешевле ее доставка оказывается для каждого участника такого сборного отправления. Выигрывают пользователи, фирмы-продавцы, «Сверхновая почта». Проигрывают неповоротливые динозавры традиционной розницы и служб доставки, не умеющих взаимодействовать с сообществом своих клиентов.

Не знаю, когда это случится, но Карфаген устаревших бизнес-моделей в любом случае будет разрушен. Поэтому, чем раньше кто-то начнет развивать такую прогрессивную модель, соединяющую идею службы доставки и соцсети воедино, тем с больше вероятностью он достигнет успеха.