Бабушка моей близкой подруги родилась в Черкасской области, а умерла в Донецке, куда ее занесла судьба. Она помнила Голодомор, помнила своих родителей и четырех братьев и сестер, умерших в 1933 году от голода. Но чаще всего вспоминала младшего брата, который встал ночью, чтобы пописaть, от бессилия упал и умер. Ему было 6 лет. Я эту историю слышала дважды, и рыдала – не могла остановиться, a моя подруга слышала много раз.

Бабушка Паша была уже в преклонном возрасте, и может быть, забывала о том, что рассказывала, а может быть, хотела выговорить свою боль, душившую ее всю советскую жизнь, но которой она не делилась ни с кем, даже со своими детьми. Как же я жалею, что нам не хватило ума записать ее воспоминания! И как страшно думать, что обрекали на смерть этих невинных людей не жестокие оккупанты, а их же СОотечественники, безжалостные и беспощадные, не способные СОчувствовать, СОпереживать, СОстрадать, но способные с бездумной готовностью выполнять приказы советской системы, которая на этих же «соотечественников» опиралась! А еще страшнее думать, что ныне живущие миллионы людей по ней ностальгируют.

Поэтому я считаю важным выход украинско-польско-британского фильма «Гарет Джонс» («Mr. Jones" в международном прокате). Каждое напоминание, а тем более художественное, о реальной трагедии помогают доносить до сердец и умов разных людей историческую правду. Гарет Джонс меня очень привлекает, и как человек смелый и неравнодушный, и как знаковая для своей эпохи личность. Уроженец Уэльса, благодаря своим прогрессивным родителям он получил прекрасное образование. Один из лучших студентов Trinity College Кембриджского университета, Гарет Джонс практически свободно владел пятью языками, в том числе, русским, поэтому неудивительно, что он с максимально высокими оценками сдал экзамены при поступления на консульскую службу и стал советником по международной политике британского премьера Дэвида Ллойда Джорджа. В возрасте всего 25 лет.

До начала карьеры на дипломатическом поприще молодой человек работал помощником американского журналиста Айви Ли (Ivy Ledbetter Lee), который был PR-консультантом Джона Рокфеллера, а также корпораций Chrysler, Pennsylvania Railroad и других представителей американского бизнеса. С одним из них, Джеком Хайнцом (Henry John Heinz), внуком основателя "империи кетчупа" Heinz, Гарет Джонс в 1930 году впервые попал в СССР. Особенно ему было интересно посетить Донецк (тогда – Сталино), где когда-то жила его мама, служившая тьютором у сына Джона Юза (John James Hughes), британского промышленника и основателя города (Юзовка, в честь этого самого Юза, первое название Донецка).

Работая в ведомстве Ллойда Джорджа, как журналист-исследователь Гарет Джонс встречался с лидерами и государственными деятелями многих европейских стран, в том числе с Муссолини, Гитлером, Геббельсом, и даже с Крупской. "Отличная" компания :(! В марте 1933 года амбициозный валлиец снова прибыл в Страну Советов с рабочей поездкой. Ему не разрешалось покидать Москву, но Джонс проигнорировал запрет на въезд в Украину и тайно отправился туда, чтобы изучить ситуацию с Голодомором, о котором, несмотря на информационную блокаду, ходили упорные слухи.

Увиденное поразило Джонса, и, вернувшись в Берлин, он написал несколько разоблачительных статей для ведущих мировых СМИ. Надо ли объяснять, почему тут же нашелся американский журналист Уолтер Дюранти (Walter Duranty), аккредитованный в СССР лауреат Пулитцеровской премии, обвинивший молодого коллегу в предвзятости? (ГПУ жил, КГБ жив, ФСБ будет жить?!). Более того, по обвинению в шпионаже было арестовано шестеро британских инженеров, помогавших молодой стране реализовывать грандиозные планы индустриализации. Они все дали "чистосердечные" показания, что Гарет Джонс возводит клеветнические наветы и поклепы на самый гуманный в мире советский строй, за что были вытолканы восвояси.

Конечно, въезд в СССР "клеветнику" отныне был заказан, и он почти год работал на не-советском Дальнем Востоке. В середине 1934 года, с той же решительностью, как ранее в Украину, Джонс отправился в Маньчжурию, недавно оккупированную Японией. Помог ему с организацией поездки некто Адам Пурпис (Adam Purpis), оказавшийся впоследствии представителем подставного немецкого предприятия, созданного НКВД. В компанию к британцу напросился еще один журналист из Германии, бывший по случайному (не думаю!) совпадению агентом Коминтерна в Китае. В Маньчжурии "путешественники" попали в руки к неизвестным бандитам, потребовавшим выкуп за европейцев. Но немецкого "представителя прессы" через 2 дня отпустили, а Гарет Джонс был застрелен при неизвестных обстоятельствах за день до 30-летия.

Благодаря фильму о независимом британце будет знать больше людей. И, конечно, о бесчисленных жертвах сталинизма, уложившего в землю тех, кто больше всех любил ее.

5dda3a3fb8d59.jpg