Вчера почти весь день провел возле арки, которую поставил Автомайдан перед входом в Верховную Раду. В арке было два прохода, над первым табличка «Я МУДАК», над вторым «Я ЧУЮ НАРОД». Когда подходящий депутат поддерживал все три требования протеста: отмену депутатской неприкосновенности, изменение избирательного законодательства и создание антикоррупционного суда — его пускали через «достойный» проход с аплодисментами. Идущих на прорыв, как Гончаренко, немного пачкали яйцами. Первый же проход «для мудаков» всегда был свободен. За весь день через арку прошла пара десятков парламентариев, среди них был депутат из Волновахи с живой дискуссией, идущий напролом Гаврилюк и нравоучительная Савченко.

Так проходило гражданское давление на депутатов Верховной Рады. Так продолжается это давление посредством палаточного городка.

Возьмем исходные данные: двухпроцентный экономический рост, после падения на 200% в долларах с 2013 года, последние места в рейтингах экономических свобод и уровня коррупции. Реформы проходят на уровне установки блокчейна в кадастре и обновленного меню в столовой военной части.

Во многочисленных украинских и зарубежных think tank"ах единогласно считают коррупцию главной преградой к экономическому развитию: не пойдут сюда зарубежные инвестиции, пока семья судьи Высшего хозяйственного суда Емельянова владеет зарубежной недвижимостью на миллионы долларов с неясным происхождением, не появится конкуренции на рынках, пока допуск к ним происходит в ручном режиме властью разных уровней, не будет бизнес планировать на десятилетия и ставить низкую маржу, понимая перспективы рейдерства и отсутствие наказания. Соответственно не будет инфраструктурных проектов, нормального соцобеспечения и дальше по цепочке злиднів української реальності.

Так появляется, на удивление вменяемая, инициатива гражданского давления на Верховную Раду с совершенно понятными требованиями снижения уровня коррупции политической и коррупции vulgaris. Согласно этим требованиям, парламенту придется пойти против самого себя, забрать у самого себя особые права и привилегии, подвернуть себя реальному риску тюремного заключения. И дело мы здесь имеем не с Джорджем Вашингтоном, который добровольно отказался баллотироваться на третий президентский срок с целью показать пример мирной передачи власти в 1798 году, а с крайне унылыми и алчными представителями украинского политикума.

Мы имеем дело с представителями Одесского региона Киваловым, Матвийчуком, Чекитой, Голубовым, Пресманом, Барвиненко, Киссе, людьми, на которых журналисты устали писать досье тотальной коррупции и уголовных преступлений. Эти люди должны проголосовать за снятие своей уголовной неприкосновенности, они должны лишить себя права переизбрания, ведь при условии пропорциональной системы и открытых списков редкая партия рискнет брать себе столько токсичных персонажей, они должны своими руками создать орган, который их, в случае чего, и посадит. Поэтому, когда лукаво звучит "Так президент и сам давно уже всё внес/внесет/вносит", я подыграю, и спрошу: у нас президент-суверен и обладает достаточным влиянием, чтобы заставить совершить суицид половину парламента? Вы уверены? Я – нет. Я уверен, что исключительно давление улицы и на парламент, и на президента может заставить принять этих три важных изменения.

А потом улица довольная пойдет домой. Как бы это произошло, если бы Янукович вернулся к соглашению об ассоциации 21-30 ноября 2013. Тогда требование звучало "Не нарушайте общественный договор: Украина – это Европа", сейчас требование "Не нарушайте общественный договор: стране нужны быстрые реформы".

И тут президенту, как настоящему державнику стоит пойти на компромисс с собой, и быстро внести (кстати об этом говорит и Венецианская комиссия: the Venice Commission invites the President of Ukraine to promptly submit his own draft law on anti-corruption courts, используя слово promptly — быстро) как невідкладні законопроекты, поддержав совершенно необходимые государству изменения, резануть по живому нардепов, которые в отместку примут закон об импичменте, авантюристы растворятся не солоно хлебавши, а украинцы получат сбалансированную политическую систему отвечающую времени, антикоррупционный суд и надежду на завтра.