«Я нахожу музыку наиполезнейшим предметом, особливо громкую, преимущественно, БАРАБАН». Эту роскошную фразу когда-то где-то кто-то приписал его сиятельству графу Александру Васильевичу Суворову. Где я это когда-то прочитал, сейчас вспомнить, хоть убей, не могу. Даже Google выдаёт какую-то совершенно бессвязную чушь, поэтому, те предположения, которые у меня есть, из довольно небогатой библиотеки моего детства, выдавать не буду, ибо боюсь быть уличённым во лжи. Но даже, если предположить, что их сиятельство здесь совершенно не причём, то фраза совершенно бесподобная, достойная самого военного воителя всех времён и народов.

Так уж оно случилось, что армия и музыка – это вещи, странным образом, но связанные. Тот же самый барабан задавал темп армии его императорского величества Фридриха ІІ, во время атакующих действий. Позднее, правда, то, чему злобные прусские капралы с палками обучали своих рекрутов во время подготовки к Самой Первой Мировой Войне назовут то ли шагистикой, то ли муштрой, то ли строевой подготовкой. Я, увольте, разницы не знаю между первым, вторым и третьим. Можете попробовать найти грамотного военного, и пусть он вам объяснит, есть ли она. Впрочем, ладно, война и музыка, всё равно, вещи взаимосвязанные.

А если вас попросят назвать самую воинственную песню всех времён и народов, то вы какую припомните? Только не нужно ничего про «Вставай, страна огромная…», это не настолько воинственно, насколько в своё время раскручено, да, и то, только на определённой территории. Можно припомнить Wenn die Soldaten, но это из той же серии, что и «Вставай, страна огромная…», больше раскрученная тема. Если почитать перевод этого «самого фашистского марша», то вы поразитесь силе советской пропаганды. Сделать из самой незатейливой песенки о марширующих солдатах и улыбающихся им девушках символ «коричневой чумы» – это дорогого стоит. Впрочем, пропаганда никогда не была делом дешёвым, если нужна эффективность. Но мы начинали о воинственных песнопениях, хотим предложить в качестве варианта не менее незатейливую песенку, спасшую целый город от массы неприятностей, как раз, во время войны.

И сегодня (12 марта) в день окончания Зимней войны припомнилась одна сильно военно-музыкальная история. У нас с вами с некоторых пор достаточно трогательное отношение ко всему связанному с финнами и к их эпическому противостоянию со сталинской империей зла, наши с вами предки, кстати, в этом эпическом противостоянии встали, как вы помните, на сторону тьмы, за что позднее ответили многие из них тогдашних и мы нынешние. Я сейчас не об этом, я о военно-музыкальной тематике. Кстати, финны, выстояв в своём эпическом противостоянии с мировым злом, вступили в союз другим злом, в коалицию с Германией, и когда непобедимая германская армия погнала на восток непобедимую и легендарную Рабоче-крестьянскую Красную Армию, воспользовались благоприятными обстоятельствами и заняли то, что по итогам Зимней войны пришлось уступить империи зла, и «ещё чуть-чуть», долю, так сказать, малую. Финны это мероприятие назвали «войной-продолжением», вполне нормальное название, учитывая тот факт, что в первом акте они фактически в одиночку противостояли мировому коммунистическому злу. Во втором акте, подключившись к другому мировому злу уже в качестве равного партнёра, решили «разобраться» с обидчиком. При том, что вы все читали и слышали, как всё складывалось в 41-м году, нельзя сказать, что это было необдуманным и совершенно необоснованным решением.

Причём же здесь музыка? – спросит нетерпеливый читатель. А вот причём, отступая воины армии, которая «…от тайги до британских морей…», собственно говоря, всех сильней, заминировали многие объекты, в числе прочих оказался заминированным город Выборг почти весь, от слова полностью. Ну, это нормальная военная традиция, отступая минировать, дабы враг воспользоваться не сумел… А в случае с Выборгом воины империи зла проявили дьявольскую (как и полагается воинам тёмной стороны) изобретательность, оставив радиоуправляемые мины, которые планировалось взрывать на протяжении достаточно длительного времени, поочередно и в разных местах. И финские сапёры придумали, как спасти город Выборг, применив уникальную глушащую радиосигнал процедуру. Они снабдили город передвижной радиостанцией, которая на протяжении двух месяцев перемещалась по улицам города, вещала подавляющий сигнал для радиосигнала, направленного на радиоприёмники в минах. Два месяца – это срок, который был избран не просто так, тогдашние элементы питания для радиоаппаратуры не могли иметь большего ресурса по времени. Двух месяцев по тем временам было достаточно, чтобы в радиоприёмниках в минах банально сели батарейки.

И здесь, как раз, начинается рассказ про самую воинственную песнь всех времён и народов, по нашему, естественно, субъективному мнению. Финские сапёры выбрали из своего тогдашнего не слишком богатого музыкального арсенала самую ритмическую и динамичную. И оказалась ей «Полька Сяккияви». В то время про дэз-металл никто ничего ещё не слышал, выбрали из того, что было. И вот представьте себе, Säkkijärven polkka играет на протяжении двух месяцев, я понимаю, что многие попсовые шлягеры «крутят» по радио неделями до рвоты, все когда-то ловили себя на том, что наслушались какую-нибудь «Тату» или «Позови меня с собой» уже просто до рвоты. Но, как бы вы не относились к русской попсе, это не одно и, то же. Säkkijärven polkka играли в течение двух месяцев на протяжении 24 часов в сутки. Я в молодости нечто подобное проделывал, когда выпускались новые альбомы «Алисы», ДДТ или «Ноля», правда, не с целым городом, а только с самим собой. И там всё-таки были альбомы, и песни со словами, а слова к Säkkijärven polkka написали только в послевоенное время. Кстати, рекомендую, очень славно звучит (https://www.youtube.com/watch?v=NorgJ0zivAA), особенно, сейчас, когда вы про неё столько уже знаете.

И всё же мне страшно любопытно, что об этой песне тогда думали жители Выборга, они-то догадывались, так или иначе, утечки информации всегда есть, а такая информация растекается мгновенно. А ещё интересно, слушали ли они её когда-либо после того, как всё кончилось.