Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции,
они -- храмы, где я исповедую мою религию
Анатолий Букреев

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя.
Ныне учатся для того, чтобы удивить других

Конфуций

Каждый мусульманин должен побывать в Мекке. Некоторые христиане или иудеи скажут то же об Иерусалиме, буддисты -- о Лумбини, Лхасе или горе Кайлас. Путешествие издревле считалось духовным подвигом, требующим смелости, целеустремленности и любознательности.

С развитием транспорта и информационных технологий преодолевать расстояния становится проще, многим под силу повторить маршруты Авраама, Хуана Себастьяна Элькано или Марко Поло. Мир ускоряется уже не за века, а за годы и десятилетия -- прабабушкин рассказ о недельном пешем паломничестве в Киев или Почаев кажется вымыслом, а записанные Антоном Кротовым в конце прошлого века расписания электричек потеряли актуальность, это уже что-то вроде таблиц Брадиса. В Киев? -- Пожалуйста, самолет, поезд, автобус. -- Расписание электричек? -- Момент, глянем в Интернете. Для организации поездки уже не нужно обладать несметным состоянием (каравеллой или караваном верблюдов), особыми умениями (ориентироваться по звездам и убеждать королеву Кастилии) или моральными качествами.

Следствий три:

1) Все больше людей отправляется путешествовать. Это -- дорога к познанию мира, изучению языков и культур. В глобальном масштабе -- к искоренению расизма, межнациональной и межрелигиозной вражды. Выглянув из своей «скорлупы», человек убеждается, что подавляющее большинство жителей планеты -- представители других рас, носители других языков и вообще иноверцы. Сразу кажется глупой мысль противопоставлять себя «другим», особенно если этих «других» шесть или семь миллиардов.

2) Путешествия становятся бизнесом -- прибыль от туризма в мире сравнима с доходом от наркоторговли. У туризма и употребления наркотиков есть общие черты -- оба занятия являются не жизненной необходимостью, а скорее развлечением; и на то, и на другое можно «подсесть»; и там, и там начинается с любопытства и баловства, а затем ощущается необходимость повышать дозу (или градус) -- всякая кругосветка зарождалась в процессе поездок в соседний облцентр или каньйон «на выходные». Однако, странствия законны (нелегальное пересечение северокорейской границы здесь не обсужается), а отношение к путешественникам в обществе более лояльное. Если выражение «оставил учебу-работу-дом и сидит сутками в опиумной курильне» вызывает осуждение или жалость, то «оставил учебу-работу-дом и уехал автостопом в Юго-Восточную Азию» воспринимается с пониманием и даже одобрением. Но главная черта всех страстей -- на них можно делать деньги. Многие бывшие (и нынешние) путешественники пишут путеводители, проводят открытые лекции, а то и создают свои турфирмы, креативные пространства и медитационно-рекреационные центры. Само по себе это прекрасно -- «увидел мир сам -- покажи другим», но ровно до тех пор, пока во главе угла стоит вопрос «что полезного и познавательного я могу предложить?», а не «сколько я могу заработать?». Вопрос об окупаемости неизменно всплывает в любом коммерческом предприятии, будь то издание путеводителя по Бирме или открытие пансиона в Индонезии, но на первом месте должна быть польза для клиента, и лишь на втором -- прибыль. Иначе сфера туризма станет финансовой пирамидой, заботящейся о том, как затянуть побольше «лохов» и срубить с них «бабла».

3) Разработка новых методов и маршрутов. Кого сейчас удивишь «обычной» кругосветкой? Вот и извращается народ, кто как может -- «дешевле, быстрее, чудесатее». Кто автостопом по Панаме или Афганистану (Антон Кротов, «Автостопом по Афганистану», рекомендую), кто пешком вдоль Нила или Амазонки, а кто и всю Землю за одиннадцать лет прошагает (Жан Беливо, «В поисках себя», краткий путеводитель по миру). Один -- даешь кругосветку за три месяца и тысячу долларов (Роман Годиков; можно и за 108 минут, Гагарин доказал), другой -- и вовсе все страны мира посетил (таких в мире около трехсот, в том числе украинец Константин Симоненко) или на все восьмитысячники взошел (более сорока человек, в том числе украинец Владислав Терзыул). Прекрасно, но до тех пор, пока путешествие или восхождение остается средством исследования мира, а не «рекордсменством», формой самоутверждения или саморекламы.

Создается субкультура путешественников, где успех определяется не числом миллионов в швейцарском банке, а количеством пройденых автостопом «экваторов», бесплатных вписок или подписчиков в соцсетях. Та же система ценностных координат, только валюта другая, неденежная. И в этом ничего плохого нет, ведь даже в самом демократическом сообществе должны быть и системы, и ценности, и валюты. Но главная цель путешествия -- познавать мир, а не собирать лайки, флажки посещенных государств или проштампованные загранпаспорта.