12 мая на базе Национального информационного агентства Укринформ в формате видеосвязи состоялся международный круглый стол «Похитители Победы. Зачем Кремлю монополия на 75-ю годовщину окончания Второй мировой войны?», организованный Фондом «Акцент» и Общественной инициативой «Янтарный путь». Участие в нем приняли историки, политологи и журналисты из Украины, Латвии, Литвы, Беларуси, Молдовы, Армении, Израиля. Обсуждались не только собственно механизмы использования Россией мифа о «Великой победе», который стал стержнем современной российской идентичности и орудием в продвижении агрессивной идеологии «русского мира» в мире, что обеспечивает Кремлю алиби не только от преступлений эпохи сталинизма, но и нынешней администрации РФ. Говорили о формировании и продвижении национальных нарративов истории Второй мировой войны, которые должны обезопасить от российского влияния в гуманитарной сфере и истории. Не были забыты гибридные попытки Кремля, вынужденного из-за пандемии COVID-19 перенести празднование «Дня победы» с 9 мая на 3 сентября, добавить к своему «победительскому» нарративу глобальный контекст и привлечь мировых лидеров с целью сокрытия своей агрессивной политики по отношению к Украине и другим соседним странам.

Общей для участников можно считать мысль, что российской пропаганде необходимо противопоставить собственный взгляд на Вторую мировую войну. Каждая страна должна выстроить собственный взгляд на события Второй мировой войны, чтобы противостоять монополизации Кремлем победы.

Модератор круглого стола Дмитро Левусь отметил, что: «выставление на передний план той части Второй мировой войны, которая завершилась разгромом нацистской Германии в которой участвовал СССР, возвеличивание его роли — это удачный способ получить алиби от преступлений сталинизма и преступлений, к которым Кремль прибегает сейчас... Каждая страна должна выстроить и защитить свои исторические нарративы, и именно так можно идеологически противостоять Москве».

В то же время председатель Украинского института национальной памяти Антон Дробович предостерег от превращения украинской модели памяти только на такую, которая опровергает российское видение. «У нас есть свой путь, которым следует идти и наполнять его содержанием и практиками. Этот момент в человеческой плоскости является наиболее рабочим, делает нас менее уязвимыми, и это самый человечный путь в рамках правового государства, которым является Украина», - подчеркнул он. При этом, по его мнению, крайне важно не допустить агрессии в обществе по отношению к людям, ностальгирующим по тем событиями, создав такую «органическую модель памяти, которая сможет объединить разные ее способы».

Еще один украинский участник круглого стола народный депутат III-VI созывов Тарас Чорновил говорит о том, что, к сожалению, во всех бывших советских республиках, кроме стран Балтии не смогли четко заявить о концепции «двух оккупаций», присоединившись к российской историографической мысли о том, что это была освободительная война. Потому в Украине пока тяжело перейти с терминологии «Великая Отечественная» на «Вторая мировая война. Тем более, что российская пропаганда и ее многочисленные средства влияния внутри Украины очень активно работают в этом направлении, не только объединяя общество вокруг своих нарративов, но и раскалывая его по принципу „кто не с нами — тот против нас“.

Редактор отдела международных событий сайта dsnews.ua и журнала „Власть денег“ Алексей Кафтан напомнил о том, что фактически Вторая мировая война в Украине началась даже не в сентябре 1939 года, а в марте (уничтожения Карпатской Украины венгерскими войсками) и продолжалась в течение почти двадцати лет, на последнем этапе как партизанская. В это время шла борьба условных трех проектов Украины: советского, немецкого и националистического. Потому необходимо категорически противостоять дихотомии типа „что не красное, то коричневое“. Культ „Великой Победы“ РФ опасен, поскольку вдохновляет её на имперскую концепцию поведения, снимает с повестки дня неудобные исторические вопросы, например союзничество с нацистской Германией или преступления против человечности, и легитимизирует посягательство на ключевую роль в мире.

Участник из Молдовы, доктор исторических наук Руслан Шевченко выделяет несколько целей, преследуемых современной российской исторической пропагандой, объединенных тезисом о том, что СССР и его главная составляющая – сегодняшняя Россия выиграла Вторую мировую войну. Жителям собственно России и стран бывшего СССР настойчиво вдалбливается ведущая роль России и русских в войне против гитлеровской Германии и ее союзников. При этом роль остальных тогдашних союзных республик, которым внушается „мы должны быть вместе, как в 1941-м“, сводится почти к нулю, практически к роли третьестепенных „помощников“, от которых ничего не зависело, которые часто мешали своими „националистическими настроениями“, и без которых легко можно было обойтись, одержав победу над Германией вообще самостоятельно, силами одних только русских. Полностью игнорируются насильственные меры, которым жителей национальных республик принуждали к мобилизации в советской армии. Вторая цель – для внешнего потребления. Странам Запада, своим тогдашним союзникам США, Великобритании, а также Франции заявляется – полученная от Вас помощь ничтожна, толку от нее было мало, Вы вступили в войну только на заключительном этапе, чтобы поживиться плодами наших успехов, но мы и без Вас все равно бы победили. Кроме того, преследуется цель свалить ответственность за начало второй мировой войны на страны Запада, ссылаясь то на Мюнхенское соглашение Великобритании и Франции с Германией (29-30 сентября 1938 г.), то на межгосударственные соглашения этих стран, а также Польши с Германией, то на территориальные претензии Польши и других стран к СССР и т.д. Роль же действительного детонатора войны, который обеспечил Гитлеру нейтралитет СССР и раздел с ним сфер влияния в Восточной Европе – Пакта Молотова-Риббентропа – настойчиво затушевывается, ему придается роль „вынужденного“, который якобы позволил „отсрочить“ нападение Германии на СССР на 2 года. Ну и в условиях пандемии коронавируса, когда путинское руководство было вынуждено неожиданно для себя перенести празднование дня победы на 24 июня, а затем и на 3 сентября, российская пропаганда снова пытается „привязать“ и страны Запада к этому событию, настойчиво приглашая их лидеров отпраздновать совместно 75-ю годовщину победы над гитлеровской Германией. При этом, так как празднование намечается в Москве, Путин планирует предстать перед всем миром как новый Сталин, который собрал всех мировых лидеров на собственный триумф. Целью, которая преследуется празднествами 3 сентября – является попытка „умилостивить“, уговорить мировых лидеров при встрече с ними ослабить или, если удастся, снять санкции, разрушающие экономику России, ссылаясь на тяжелые последствия пандемии. Это позволит Путину легализовать захват Крыма, обосновать необходимость, „законность“ пребывания российских войск в украинском Донбассе и даст карт-бланш для дальнейших территориальных захватов.

Андис Кудорс, участник из Латвии, лектор Латвийского университета, отмечает, что для Кремля неприятен и неприемлем не столько латвийский или какой-либо другой нарратив истории Второй мировой войны, сколько вообще академический подход к истории. Кремль занимается мифотворением. СССР не мог дать нормальной жизни ни сразу после войны, ни после. Потому взамен пришло мифотворчество, которое пережило сам Советский Союз. Латвийские историки с конца 80-х годов начали заниматься настоящей наукой и тогда пришло знание и о хорошем, и о плохом. Для Латвии рассказ о Второй мировой войне – рассказ о трагедии. Для Латвии актуален лозунг „Никогда снова“ и потому возникает вопрос, что имеется в виду в российском лозунге „Можем повторить“? Повторить преступления красноармейцев и оккупацию Балтийских стран тоже? Для построения власти, объединения в нужном ключе и мобилизации общества Путин взял три составляющие: православную религию, антизападничество (в виде антиамериканизма, антидемократизма, антиатлантизма) и Вторую мировую войну в черно-белых красках. После Мюнхенской речи Путина Балтийские страны пытались объяснить Западу, что демократия в РФ закончилась, но не были услышаны и результатом стала агрессия Кремля в Грузии.

Белорусский историк Игорь Мельников отмечает, что если в РФ идет объединение российскоимперской идеи с идеей Советского Союза, то в Беларуси сохранился чисто советский взгляд на события Второй мировой. Но, в последнее время в информационном пространстве появляется информация, что война не началась в сорок первом году. Впервые белорусские города немцы бомбили не в июне сорок первого, а в сентябре тридцать девятого. Эта правда приходит в учебники, в общественное сознание, но очень медленно. Парад, который состоялся в Минске 9 мая перешел в идеологическую сферу, это стало, конечно, неким щелчком по носу для Кремля. Но память о тех событиях отсутствует у молодежи, поскольку это все существует как внешняя оболочка. Память о 9 мая должна сохраниться, но формат должен быть простой – пойти на могилу своего ветерана, положить цветы, вспомнить его жизнь и трагедию. И в то же время должна быть историческая правда: о Куропатах (месте массовых расстрелов белорусской интеллигенции Сталиным), о присоединении Западной Беларуси. И когда правда через фильмы и комиксы дойдет до простого гражданина (историки и так будут обсуждать все на конференциях), тогда нарратив „победобесия“, „русского солдата победившего нацизм“ просто отойдет.

Также Игорь Мельников говорил о том, что 75-летие Победы над нацизмом, широко отмечается в Беларуси во многом именно путем повторения советских идеологических постулатов о том, что война пришла на Беларусь в июне 1941 года, и белорусы смело сражались против нацизма в Советской армии и „красных“ партизанах. Однако это только часть правды. Когда Гитлер напал на своего союзника Сталина 22 июня 1941 года, Вторая мировая война в Европе продолжалась два года. Первые нацистские бомбы упали на Барановичи, Гродно, Брест и другие города в северо-восточном воеводстве Второй Речи Посполитой в сентябре 1939 года, когда нацисты вторглись в Польшу и десятки тысяч западно-белорусских мальчиков добровольно надели форму польской армии и пошли воевать. Они доблестно сражались, но 17 сентября 1939 года Сталин, отправивший Красную Армию на Запад, решил „помочь западным белорусам и украинцам“. В результате сентябрьской кампании 1939 года значительное число польских солдат оказались в немецких и советских лагерях для военнопленных. После нападения Германии на СССР на советской территории была создана армия генерала Андерса, в которую вошли сотни белорусов из сталинского ГУЛАГа, тюрем и специальных поселений, которые до 1939 года были гражданами Польши. В 1944 году западно-белорусские парни приняли участие в кровавой битве под Монте-Кассино в Италии, и их героизм позволил союзникам окончательно освободить Италию от нацистов. Однако после Второй мировой войны белорусские Андерс и герои сентябрьской кампании 1939 года были забыты в Советской Беларуси. „Я не принимал участия в Великой Отечественной войне“, — указывалось в их советских военных удостоверениях. Эта ситуация продолжалась до конца Советского Союза. Мало что изменилось в независимой Беларуси. Ветераны польской армии ушли в иной мир, и правда об их жизни осталась в тени. В 2016 году при поддержке посольства Польши в Минске мне удалось сделать выставку „Белорусы в польской армии 1939-1945 годов“. в Национальном историческом музее Беларуси. Это событие вызвало большой интерес у белорусского общества, которое стремилось получить объективные факты об истории Второй мировой войны. 17 сентября 2019 года, в 70-ю годовщину присоединения Западной Беларуси к БССР, в музее Янки Купалы в белорусской столице я открыл выставку „Граница под Минском в 1921–1941 годах“, посвященную истории довоенной советско-польской границы. всего в нескольких десятках километров от столицы советской Беларуси. Еще один успех: несмотря на безразличное отношение государственных СМИ к мероприятию, выставку посетило значительное количество жителей современной Беларуси. Она до сих пор помнят сегодня. Чтобы распространять знания об участии наших соотечественников в польской армии в борьбе с нацизмом, автор этих строк создал группу военно-исторической реконструкции „Белорусы в польской армии 1939-1945 годов“. основным лозунгом которого стала фраза „Помни всех“. Однако белорусские государственные идеологи продолжают следовать советским традициям и не хотят напоминать европейский контекст участия наших соотечественников в борьбе против Третьего рейха. В то же время они „позаимствовали“ наш лозунг для своих действий и стали использовать новое название „Беларусь помнит!“ Помни всех. Хорошо, если для хорошего дела, чтобы отлично. Но на самом деле в средствах массовой информации, общественных мероприятиях и т.д. упоминается только советский контекст событий Второй мировой войны, который фактически сводится к истории Брежнева-Машерова о „бессмертном гарнизоне Брестской крепости“, сражавшимся на территории „партизанской республики“, освобождения во время операции „Багратион“. В результате сегодня большинство белорусского общества слабо понимают историю Великой Отечественной войны в частности и Второй мировой войны в целом. Такая ситуация обусловлена тем, что официальная белорусская историография, загнанная в идеологические рамки, не стремится к более глубокому и, главное, объективному изучению событий Второй мировой войны. Кроме того, Беларусь активно распространяет мнение Кремля о событиях Второй мировой войны, которое, по большей части, перекликается со старыми советскими мифами о „плохом коллективном Западе, который привел ко Второй мировой войне“ и „решающей роли Советского Союза в борьбе с фашизмом“. В этой ситуации важную роль играют независимые исследователи, которые объективно изучают различные аспекты истории Второй мировой войны в белорусском контексте. Здесь речь идет о неоднозначности советского партизанского движения в Беларуси, трагедии оккупированной нацистами Беларуси, феномене сотрудничества белорусов с нацистами и участии наших соотечественников в борьбе против Третьего рейха во Втором польском корпусе. В то же время работа независимых белорусских историков не должна ограничиваться публикацией научных книг и монографий. Более важную роль играют публикация журналистских статей на понятном простым людям языке, организация выставок, военно-исторических фестивалей и реконструкций. Это единственный способ вернуть историческую правду белорусам и вытащить их из тьмы советской мифологии истории Второй мировой войны.

Бывший депутат парламента Литвы, преподаватель университета Миколаса Ромериса Альвидас Медалинскас считает путинизм большой угрозой миру. Происходит милитаризация общества России, звучит военная лексика из уст представителей элиты. События в Украине показали, что это не просто лексика. Краеугольным камнем путинизма является победа во Второй мировой войне, концепция Священной войны. И тут есть момент где могут поработать и политологи, и историки как Запада, так и стран Восточной Европы. Потому что я есть пробелы, которые почему-то до сих пор существуют. Первый момент – объяснить причины этой войны. Не только Пакт Молотова-Риббентропа. Очень важной темой является сотрудничество сталинского Советского Союза с фашистской Германией. Такие факты важно преподать не только для россиян и жителей Восточной Европы, но и для жителей Западной Европы. Потому что в Западной Европе этот вирус путинизма очень сильно заразил общество.

Участник круглого стола из Армянского института международных отношений и безопасности Рубен Меграбян отметил, что победа над нацизмом — это однозначно победа добра над злом. Но почему нынешняя Россия пытается украсть эту победу, монополизировать её и сделать из событий 75-тилетней давности инструмент сегодняшней политики? Тут можно выделить несколько контекстов. Во-первых, контекст внутриполитической легитимации. Мы видим сооружение системы, которая будет обеспечивать правление Путина и, в русле этого, ресталинизация страны – попутный ветер в путинские паруса. Второй контекст – неоимперская стратегия, которую реализует Путин, в виде восстановления СССР в том или ином виде в его прежних границах. Третий контекст, связанный с первыми двумя, конфронтация с Западом. Вместе с тем, Путин встал на грабли истории и получил от неё удар. Тут уместно вспомнить слова Черчилля о том, что фашизм – это уродливая тень коммунизма. И сейчас Путин пытается навязать собственный нарратив – победу, мол, можно отмечать только по путинским лекалам. Отмечаешь ты по этим лекалам или не отмечаешь – этим определяется лояльность. С другой стороны оказалось, что мир так и не извлек уроков из Второй мировой войны, из тридцатых годов прошлого века. Тот же Черчилль говорил, что в истории не было такой войны, которую так легко было бы предотвратить как Вторую мировую. И сейчас мы опять-таки видим попытки умиротворения агрессора. Попытки договориться с диктатором. Лояльное, или „прагматичное“ отношение к диктатору и агрессору в лице Кремля. В результате мы получаем развал мирового порядка. Мы видим, что политический класс ведущих стран мира – это троечники, которые если даже листали учебники истории, так ничего и не поняли. Что можно сделать в этой ситуации? Нет другого пути борьбы с ложью и манипуляциями, кроме как говорить правду, только правду, и ничего кроме правды.

Резюмировать можно словами политического эмигранта из РФ, профессора Михаила Саввы: пока будет нынешний политический режим в России, будет сохраняться эта идеология героического прототипа. С этим действительно что-то нужно делать, потому что устойчивость режима определяется именно силой его скреп. На мой взгляд, необходимо делать очень простую вещь, это делается уже сейчас, просто масштаба очень не хватает, а именно находить, собирать, концентрировать на специальных информационных ресурсах правду о той войне, правду о том, что победила не только Россия.

А затем вот этот контент через социальные сети продвигать в России для граждан России, для того, чтобы они погружались из идеологии скреп в обычную человеческую правду».