Прошедшие пару дней прошли под знаменем порванных в клочья шаблонов. Лучшие друзья антикоррупционеров предъявляют претензии этим самым антикоррупционерам по поводу квартир. Сами антикоррупционеры идут войной на, казалось бы, своих лучших друзей.

Все эти дни журналисты, блогеры и прочие причастные к антикоррупционной борьбе забились под ковры и тревожно зыркают глазами, ожидая – чья же возьмет.

А ведь казалось, чего проще – упростите до максимума все взаимоотношения государства и бизнеса. Отдайте кесарю кесарево, а сами идите, работайте. Но – нет. Все стремятся не к упрощению, а созданию той самой схемы, где именно отдельно взятый лещенко будет иметь свой маленький профит.

Та же ситуация у нас в газовой сфере. Для тех, у кого память короче, чем «у рыбок в аквариуме Холодницкого» (С) напомню — в 2019 году у нас заканчивается контракт с Газпромом на транзит газа в Европу.

Уже сейчас поднимается, пока легкая, волна криков с европейской (на самом деле нет) стороны о том, что мы срочно должны заключить новый контракт с Газпромом и тем самым подтвердить свой статус надежного поставщика, бла бла бла.

Задам неожиданный вопрос – а так ли нам нужен этот самый контракт с Газпромом и зачем нас к нему призывают?

Давайте разберем pro и contra двух вариантов – у нас есть контракт с Газпромом и, о ужас, у нас его нет.

Вариант номер раз – у нас есть контракт с Газпромом.

Что это значит для Газпрома?

Наличие стабильного партнера, который подписывается на много лет вперед качать/покупать его газ на безальтернативной основе.

Что это дает Украине? А ровно то же самое! Один поставщик газа, который будет выкручивать нам руки. С которым мы, внезапно, должны будем решать вопросы по газу, проходящему через Донецкую и Луганскую области, Стокгольмский арбитраж и прочие плюшки большой и чистой любви от Газпрома. И, да, если вы все думаете, что Газпром забудет свое унижение в Стокгольмском арбитраже и не попытается отомстить нам при первом удобном случае – закройте этот текст и идите доделывать домашнюю работу, завтра в школу.

Короче говоря — Газпром, мечты сбываются, причем опять за наш с вами счет.

Что же будет, если мы просто откажемся заключать контракт с Газпромом?

Представьте – конец света не наступит. Ну, то есть, разные австрийские, словацкие и даже, отчасти немецкие государственные деятели расскажут вам совсем другое, но, поверьте – не наступит.

После того как мы перестанем брать на себя ответственность за закупку русского газа и его транзит к европейскому потребителю, этот самый потребитель будет вынужден заключать контракт с Газпромом напрямую.

Что это обозначает? Что условный поставщик газа немецким бюргерам будет покупать этот самый газ на границе Украины и России. Что потребуется условной компании Rheinisch-Westfälisches Elektrizitätswerk (сокращенно RWE) для того чтобы нормально покупать этот самый газ? Правильно – счетчики и пункты контроля. И буквально к началу 2020 года может сложиться ситуация, когда RWE будет настойчиво просить Газпром немножко убрать немытых обезьян на границе Украины и России, для того чтобы оборудовать нормальный пункт контроля за входящим газом. А если таких компаний будет 5? А если 8? И все будут очень настойчиво просить?

Что же останется Украине, спросят меня мои настойчивые читатели? А Украине останется возможность зарабатывать на прокачке газа, которую купит условная немецкая, британская, венгерская и прочие компании. Но контракты на прокачку мы будем заключать не с Газпромом (смотри вариант номер один), а с каждой конкретной европейской компанией.

Да, нам придется торговаться и сбрасывать цены на транзит, которые сейчас добыты путем глубокого вглядывания в потолок. Да, нам придется лишиться массы полукриминальных схем. Да нам придется, о Боги, отойти еще на шаг от коррупции, так тесно связанной с энергетикой. Но мы сможем на порядок упростить наши взаимоотношения со всеми игроками газового рынка, мы сможем свести до минимума коррупционную составляющую. А главное – мы сможем раз и навсегда отказаться от всяких взаимоотношений с бандитской, криминальной, коррупционной структурой – Газпромом. Пусть другие пачкают руки в этом всем, мы будем зарабатывать на легальном бизнесе, причем не только транспортировке газа, но и его хранении. Но об этом в следующий раз…

А пока, мы должны понять, что вместо навязываемой нам парадигмы – на каких условиях мы должны работать с Газпромом, мы должны принять другую парадигму — #прощайГазпром.