Скандальная ситуация с полигоном Ширлан уже в 100500й раз вскрыла целый пласт проблем наших Вооруженных Сил.

Отмечу лишь ключевые (некоторые — просто констатирую, играя в Капитана Очевидность).

1.Неспособность (во многих случаях) командования идти на диалог с бойцами. Это то, о чем я часто пишу — о необходимости обратной связи, причем не через «равняйсь-смирно», а по-нормальному.

2.Нежелание (это не в данном случае, а вообще) бойцов вести предметный диалог. Да, такое тоже бывает, не раз это видел. Если сталкиваются пнт.1 и пнт.2 — происходит катастрофа в стиле «кто кого сломает».

3.Страшная фейсбукобоязнь и панические попытки командиров «вырубить топором» то, что уже разлетелось за несколько секунд по всей Сети. Это говорит об определенной некомпетентности тех, кто пытается бороться с оглаской воплями «удали фото!!!».
«Не всё в армии можно решить методом командирского „Твою мать!“ (с) бывший комбриг 1 ОТБр.

И попытки запретить „эти фейсбуки, которые мешают жить“ — сродни попыткам остановить понос бутылочной пробкой.
Пора уже это понять, признать и смириться. Мир изменился, сейчас 21 век, эпоха высоких технологий и передачи информации за доли секунд.
(Кстати, особенно забавно на этом фоне смотрится система военного документооборота. Такое ощущение, что документы из одного города в другой везут на упряжке улиток, причем заехав по пути на Аляску. Во всяком случае, сроки именно такие).

4.Инертность мышления высокого командования, которое никак не может/не хочет смириться с тем, что армия уже другая. Солдат-срочник и солдат-контрактник — это принципиально разные люди.
Первый — пацан, которого в армию забрали, а второй — который пришёл в армию работать, сам пришёл.
Первый — дитятко, которое оторвали от мамкиной юбки, второй — дядя, у которого уже могут быть даже внуки.
И если первых можно довольно легко застроить методом командирского вопля, то вторых — не получится. Со вторыми надо говорить.

5.Отсутствие внятной и (важно!) вменяемой инструкции об использовании соцсетей приводит к тому, что вместе с нужной информацией и разумной критикой в сеть уходит и служебная инфа, и даже секретная. (Это я не про Ширлан).

Да, есть чудная инструкция про „користування мережею Інтернет у МО та ЗСУ“.
Я её сегодня нашёл, прочитал с третьей попытки. Первые два раза засыпал, вставал, курил, пил кофе, перечитывал еще раз и опять засыпал. Трудно представить что-то более скучное, чем инструкции от МО. Такое чувство, что все наказы, инструкции, рекомендации пишут специальные люди. А отбирают этих людей по критерию „Рекордсмен книги Гиннеса в номинации «самый нудный человек планеты».
Ну и да, ничего про соцсети толком в этой инструкции я не нашел.

А теперь немного выводов.
Ну во-первых. Ничего не сделаешь с тем фактом, что бойцы что-то постят в ФБ, если эта информация не секретная и не ДСП. Запрещать соцсети, составлять списки аккаунтов и т.д. — бред совковый, и подобные приказы обходятся на раз-два.
Второе. Командиры. Если с вашей стороны есть явная лажа, то она выплывет.
Третье. Бойцы. Помните, что ФБ — не палочка-выручалочка, и многие вещи таки придется делать самим. Ну и откровенно лживые вбросы (такое тоже не редкость) снижают эффективность ФБ-огласки в будущем. Потому что будет как в сказке про мальчика, кричавшего «Волки!».
Четвертое. Инструкция об использовании соцсетей таки нужна. Разумная, адекватная, написанная НОРМАЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ.

Целую в бруствер. Программный Кот с человеческим лицом.